Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 24 Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Северо-западные районы" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28959-ЭП/23 от 13.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений пищеблока, кладовых и помещений технического подполья с перепланировкой под нужды пищеблока и прачечной с заменой систем инженерно-технического обеспечения в ГБДОУ детский сад N 24 Курортного района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200000622000229),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Курортного района Санкт-Петербурга 10.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений пищеблока, кладовых и помещений технического подполья с перепланировкой под нужды пищеблока и прачечной с заменой систем инженерно-технического обеспечения в ГБДОУ детский сад N 24 Курортного района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200000622000229) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 24 598 815,55 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Северо-западные районы".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Северо-западные районы" заключен государственный контракт N 01722000006210003470001 от 02.11.2022 на сумму 22 138 933,95 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 31.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Северо-западные районы".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту помещений пищеблока, кладовых и помещений технического подполья с перепланировкой под нужды пищеблока и прачечной с заменой систем инженерно-технического обеспечения в ГБДОУ детский сад N 24 Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Володарского, д. 44, лит. А (далее - Объект) в срок с даты заключения Контракта и не позднее 31.08.2023 (п. 3.1 Контракта).
Дополнительным соглашением N 1 к Контракту от 20.02.2023 был изменен период выполнения Работ по Контракту - с 01.04.2023 по 31.08.2023.
По состоянию на 07.04.2023 Подрядчик не приступил к выполнению Работ, в связи с чем Заказчиком была направлена претензия исх. N 25 от 07.04.2023.
10.04.2023 Подрядчик принял Объект в Работу и 11.04.2023 приступил к выполнению Работ по Контракту.
Однако с 20.06.2023 Подрядчик на Объекте отсутствовал, Работы не велись. В этой связи Заказчик в адрес Подрядчика направил претензию исх. N 51/1 от 28.06.2023 с просьбой незамедлительно приступить к выполнению Работ.
Таким образом, Подрядчиком были нарушены сроки, указанные в Графике выполнения Работ.
13.07.2023 ввиду нарушения Подрядчиком календарного плана выполнения работ и угрозы неготовности Объекта к новому учебному году Заказчик письмом исх. N 54 от 13.07.2023 просил Подрядчика направить актуальный график выполнения работ.
Вместе с тем Заказчиком вновь было установлено, что 25.07.2023 рабочие ООО "Северо-западные районы" на Объекте отсутствуют, Работы не ведутся.
Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено обращение исх. N 55 от 25.07.2023 с просьбой принять необходимые меры по соблюдению графика выполнения работ, так как Объект является социально значимым.
Подрядчиком письмом исх. N 110/сзр от 28.08.2023 был представлен актуальный график выполнения работ.
В срок, установленный в Контракте (не позднее 31.08.2023), Работы Подрядчиком не были завершены.
22.09.2023 между Заказчиком и Подрядчиком было подписано Дополнительное соглашение N 3 к Контракту, в соответствии с которым срок выполнения Работ был продлен до 30.10.2023.
Однако с 23.10.2023 Работы Подрядчиком не велись, утилизация строительного мусора с территории не произведена, в связи с чем Подрядчику было направлено письмо исх. N 94/1 от 30.10.2023.
По состоянию на 31.10.2023 обязательства по Контракту не были выполнены Подрядчиком в полном объеме, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Северо-западные районы" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Согласно п. 4.1.7 Контракта Подрядчик вправе привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков.
Между ООО "Северо-западные районы" и ИП Микаиловым Маиром Таир Оглы (далее - Исполнитель), зарегистрированным 10.09.2018 ЕГРИП 318470400079761, была достигнута договоренность о заключении субподрядного договора на производство ремонтных работ N 1-07/2023 от 01.07.2023 (далее - Договор).
ООО "Северо-западные районы" перечислило ИП Микаилову Маиру Таир Оглы денежные средства в совокупном размере 2 234 500,00 рублей, что подтверждается платёжными поручениями, а также передало 300 000,00 рублей под расписку Гараеву Логману Хайлар Оглы (представителю ИП Микаилова Маира Таир Оглы).
В соответствии с условиями договора Подрядчик перечислил аванс на расчетный счет Исполнителя и передал 01.07.2023 строительную площадку уполномоченным представителям Исполнителя (субподрядчика) Гараеву Логману Хайлар Оглы 25.03.1964 г.р. и Мамедову Джамалу Джумали Оглы 10.04.1956 г.р.
Исполнитель в соответствии с условиями Договора взял на себя обязательства выполнить все Работы надлежащего качества, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Договором и приложениями к нему, и сдать Работу Подрядчику в установленный срок.
Учитывая неучтенный в проекте значительный объем работ по экскавации и выносу грунта из подвального помещения детского сада, срок производства Работ перенесен по согласованию с Заказчиком до 31.10.2023.
В процессе производства Работ Подрядчиком были выявлены систематические существенные нарушения Исполнителем правил организации и контроля строительного процесса со стороны ответственных представителей, что выражено в:
- отсутствии исполнительной документации, подтверждающей выполнение проведения Работ (в т.ч. скрытых), журнала производства работ, журнала инструктажа персона по безопасности;
- дефектах, причиненных при производстве работ существующим конструкциям здания, действующим инженерным системам, частям покрытия, прилегающих к зданию территории, расходу ресурсов (горячей воды из ИТП), вследствие несанкционированного подключения и слива горячей воды из системы). Соответствующий акт, фиксирующий данные дефекты, будет направлен в адрес Исполнителя отдельным документом.
В процессе производства Работ также были выявлены нарушения требований к качеству выполняемых Работ. Ни один из видов Работ, кроме экскавации и выноса грунта из подвального помещения, не был завершен или выполнен с ненадлежащим качеством и не мог быть принят техническим надзором (устройство ж/б полов, перегородок, монтажа стальных конструкций, оштукатуривания и подготовки поверхностей стен, потолков к покраске, монтаж керамической плитки, монтаж системы канализации; кроме того, в процессе оштукатуривания стен существенно повреждены и загрязнены инженерные системы отопления, канализации и водоснабжения, находящиеся в непосредственной близости к оштукатуриваемым поверхностям).
Вместе с тем были нарушены сроки проведения Работ на Объекте, что является следствием полного отсутствия или критической недостаточности квалифицированной рабочей силы на строительном Объекте (среднее количество рабочих на Объекте в период с августа по октябрь 2023 года составляло от 2 до 4 человек, что может быть подтверждено материалами переписки, официальных замечании со стороны СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Курортного района", руководства ГБДОУ детский сад N 24 Курортного района Санкт-Петербурга и материалами объективного контроля).
С учетом всего вышеперечисленного Подрядчик Уведомил Исполнителя об одностороннем расторжении договора со стороны ООО "Северо-западные районы", начиная с 01.11.2023.
Вместе с тем Договор субподряда со стороны ИП Микаилова Маира Таир Оглы так и не был подписан.
По словам представителя Участника, вследствие грубейших нарушений Договора Исполнителем ООО "Северо-западные районы" получило уведомление Заказчика о намерении расторгнуть государственный контракт в одностороннем порядке с 13.11.2023.
01.11.2023 Подрядчиком было подано заявление о совершении преступления в отношении Исполнителя, материал зарегистрирован в МВД за N 13327 КУСП от 02.11.2023, которое в настоящий момент находится на проверке и рассмотрении.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Северо-западные районы" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Подрядчик со своей стороны реагировал на каждое письмо Заказчика, давал своевременные ответы, принимал необходимые меры к реализации исполнения Контракта, однако ввиду действия (бездействия) Исполнителя нарушил условия Контракта в части сроков выполнения Работ.
Вместе с тем п. 4.1.8 Контракта установлено, что в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Подрядчик обязуется представить Заказчику:
- декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
- копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, заверенную Подрядчиком.
Однако как было установлено в ходе заседания Комиссии УФАС договор с субподрядчиком ООО "Северо-западные районы" заключен не был. Также Подрядчиком не был исполнены требования п. 4.1.8 Контракта.
Таким образом, на заседании Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами утверждение о том, что неисполнение Контракта в установленные сроки произошло не по вине ООО "Северо-западные районы".
Нарушения условий Контракта, обнаруженные в ходе приемки выполненных Работ, не были устранены Участником ни в установленный срок, ни после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Вследствие невыполнения Участником должным образом своих обязательств по Контракту, Заказчик был вынужден временно разместить воспитанников ГБДОУ детский сад N 24 Курортного района Санкт-Петербурга в помещениях здания ГБДОУ детский сад N 26 Курортного района Санкт-Петербурга, что является существенным для Заказчика и в значительной степени лишило того результата, на который он рассчитывал при заключении Контракта и которого желал получить. В этой связи в ходе заседания Комиссии УФАС Заказчик настаивал на включении ООО "Северо-западные районы" в реестр недобросовестных поставщиков.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако допустил нарушение условий Контракта, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестности ООО "Северо-западные районы".
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, однако не исполнил условия Контракта, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Северо-западные районы", ИНН: 7810275655; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Малых Виталий Валерьевич, ИНН: 532000821500, сведения об участниках (учредителях) юридического лица: Приймак Алла Николаевна, ИНН: 532002801690, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Северо-западные районы" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
13.11.23 |
15.11.23 |
13.11.23 |
0 |
13.11.23 |
20.11.23 |
17.11.23 |
0 |
22.11.23 |
22.11.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 ноября 2023 г. N РНП-78-1604/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023