Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУ "Центр "Адмиралтейский" по работе с подростками и молодежью" (далее - Заказчик):
ООО "АС-ТЕРМ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28474-ЭП/23 от 08.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на обмеры, техническое обследование и ремонт помещений для СПб ГБУ "Центр "Адмиралтейский" по работе с подростками и молодежью" по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 110, литера А, пом. 4-Н (извещение N 0372200224922000033),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на обмеры, техническое обследование и ремонт помещений для СПб ГБУ "Центр "Адмиралтейский" по работе с подростками и молодежью" по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 110, литера А, пом. 4-Н (извещение N 0372200224922000033) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 525 789,44 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АС-ТЕРМ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АС-ТЕРМ" заключен государственный контракт N 37/22 от 26.08.2022 на сумму 496 870,99 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АС-ТЕРМ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на обмеры, техническое обследование и ремонт помещений для СПб ГБУ "Центр "Адмиралтейский" по работе с подростками и молодежью" по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 110, литера А, пом. 4-Н (далее - Работы) в течение 90 календарных дней с даты подписания Контракта (п. 5.2 Контракта).
Таким образом, конечный срок выполнения Работ по Контракту - 24.11.2022.
Согласно п. 3.1.8 Контракта Подрядчик обязан согласовать техническую документацию с СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - Служба Заказчика), с Заказчиком, СПб "Городской мониторинговый центр", с иными организациями при необходимости.
Подрядчик обязан передать Заказчику готовую техническую документацию, выполненную в порядке, предусмотренным настоящим Контрактом в бумажном и электронном виде (п. 3.1.9 Контракта).
Однако в нарушение условий Контракта Подрядчик не исполнил обязательства по Контракту, а именно: Подрядчиком Работы не были сданы, по состоянию на 10.10.2023 результат Работ Заказчику Подрядчиком не передан.
За весь предшествующий период Заказчиком велась претензионная работа: претензии о нарушении сроков выполнения Работ по Контракту от 30.11.2022 исх. N 821, от 20.12.2022 исх. N 897, от 29.12.2022 исх. N 8914, претензия о просрочке исполнения обязательств от 30.05.2023 N 416.
Замечания к проектной документации, выставленные СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" от 17.11.2022 N 2-827/22, от 22.11.2022 N 2-838/22, от 12.12.2022 N 2-899/22, от 27.12.2022 N 897/22, от 03.02.2023 N 2-41/23, от 28.04.2023 N 2/213-23, не устранены Подрядчиком.
СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" письмом от 28.04.2023 N 2/213-23 повторно выставило замечания представленной проектно-сметной документации.
Вместе с тем Межведомственная комиссия Адмиралтейского района уведомлением от 15.09.2023 N 12/1/43 отказала в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения 4-н по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки 110.
По словам представителя Заказчика, Подрядчиком не предпринимались действия, свидетельствующие о готовности завершить исполнение взятых на себя обязательств по Контракту.
В нарушение условий п. 11.1 Контракта, обязывающее Подрядчика представить новое обеспечение исполнение обязательств по Контракту, взамен закончившего свое действие, Подрядчиком не представлено. Уведомление Заказчика о предоставлении нового обеспечения обязательств по Контракту исх. N 11 от 11.01. 2022 Подрядчиком проигнорировано.
По состоянию на 11.10.2023 Подрядчик не выполнил работы по устранению замечаний. Отмеченные недостатки не устранены и не предъявлены Заказчику и Тезнадзору.
На основании изложенного, руководствуясь п. 12.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст.ст. 450.1, 715 ГК РФ, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АС-ТЕРМ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что Подрядчик добросовестно и последовательно принимал надлежащие меры для реализации Контракта, а в действиях Подрядчика отсутствует умысел, направленный на уклонение от исполнения обязательств по Контракту, что выражается в следующем.
Подрядчик приступил к Работам по Контракту незамедлительно, запросив исходные данные для выполнения Работ еще до подписания Контракта 17.08.2023 (исх. 08.17-04-22).
С конца сентября 2022 года проектные материалы в рабочем порядке были направлены Заказчику на рассмотрение и согласование.
01.12.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо (исх. 12.01-01-22) с перечислением всех ранее направленных разделов документации и ориентировочной сдачей полного комплекта проектно-сметной документации - 19.12.2022.
01.12.2022 Заказчику направлено письмо (исх. 12.02-02-22) на рассмотрение с приложением исправленных по замечаниям проектов "Архитектурностроительные решения" и ответы на замечания.
02.12.2022 Подрядчиком направлено письмо (исх. 12.02-03-22) на рассмотрение с приложением исправленных по замечаниям проектов "Структурированныекабельные системы", "Система охранно-тревожной сигнализации", "Автоматическая тревожная сигнализация".
02.12.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо (исх. 12.02-04-22) на рассмотрение с приложением исправленных по замечаниям проектов "Водоснабжение и водоотведение".
02.12.2022 Заказчику направлено письмо (исх. 12.02-06-22) с приложением Акта технического обследования объекта.
09.12.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. 12.09-04-22) на рассмотрение с приложением раздела проекта Рабочая документация "Электроснабжение"
13.12.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо (исх. 12.13-02-22) на рассмотрение с откорректированным разделом проекта "Архитектурно-строительные решения" (01-255-22-АР) с ответами на замечания.
14.12.2022 Подрядчиком было согласовано в СПб ГКУ "ГМЦ" система пожарной сигнализации. Система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
19.12.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо (исх. 12.29-02-22) на рассмотрение с приложением раздела проекта Рабочая документация "Электроснабжение".
07.03.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо (исх. 03.07-04-23) на рассмотрение с приложением исправленного по замечаниям раздела проекта "Архитектурно-строительные решения" в осях 4-6; Е-Ж.
17.03.2023 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. 03.17-04-23) на согласование рабочей документации 01-255-22 АР по разделу "Архитектурностроительные решения".
28.04.2023 Службой заказчика были выставлены замечания N 2/213-23.
03.05.2023 Подрядчиком повторно (исх. N 05.03-07-23) запрашивался действующий договор на систему электроснабжения для устранения замечаний от 28.04.2023. Затем велась плотная работа с представителем СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" Ершовой Лилией Борисовной (корректировки направлялись в адрес Ершовой Л.Б. 31.05.2023, 16.06.2023, 27.06.2023, 11.07.2023, 12.07.2023), и окончательно исправленные и предварительно согласованные проекты были направлены официально 20.07.2023 согласно накладной N 083-07-20.
11.10.2023 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании того, что "Подрядчиком работы не сданы, на текущую дату 10.10.2023 результат работ Заказчику Подрядчиком не передан".
12.10.2023 Подрядчиком направлено письмо (исх. 10.12-02.23) о том, что проектно-сметная документация готова в полном объёме, окончательно согласованные проекты были направлены в адрес Заказчика официально 20.07.2023 согласно накладной N 083-07-20. Замечаний на сегодняшний день со стороны Заказчика не поступало. А также Подрядчик указывал на то, что Согласно Заданию на проектирование, согласование межведомственной комиссии Адмиралтейского района не входит в объем Работ.
23.10.2023 в адрес Подрядчика Заказчиком было направлено Уведомление о принятии Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Доводы письма ООО "АС-ТЕРМ" от 12.10.2023 были полностью проигнорированы Заказчиком.
24.10.2023 Подрядчиком направлен ответ (исх. 10.24-09-23, вх. 327 от 24.10.2023) об устранении нарушений Контракта с приложением комплекта документации в полном объеме по накладной N 108-10-24, счета, Акта, счета-фактуры. Кроме того, повторно было указано, что "окончательно согласованные проекты были направлены в адрес Заказчика официально 20.07.2023 согласно накладной N 083-07-20". Вместе с тем, замечаний на представленные проекты Заказчиком в адрес Подрядчика представлено не было.
24.10.2023 на Официальном сайте были загружены документы о приемке (N 267 от 24.10.2023), которые в настоящее время так и находятся в статусе "на рассмотрении".
В соответствии с п. 7.3 Контракта при отсутствии претензий относительно результатов оказанных услуг на основании заключения по результатам экспертизы, проведенной в соответствии с п. 7.2 Контракта, Заказчик подписывает акт приемки в течение 5 рабочих дней с даты выполнения работ.
В соответствии с п. 7.4 Контракта при обнаружении в ходе экспертизы нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к качеству и безопасности выполненных работ, Заказчиком составляется рекламационный акт, в котором фиксируется перечень выявленных недостатков и сроки их устранения Подрядчиком.
Указанный рекламационный акт в тот же день направляется Заказчиком в адрес Подрядчика, при этом Заказчик в срок, указанный в п. 7.3 настоящего Контракта, отказывается от приемки выполненных работ (этапа выполненных работ) и составляет мотивированный отказ от подписания акта приемки.
После устранения Подрядчиком обнаруженных Заказчиком недостатков Заказчик производит приемку выполненных работ, в том числе экспертизу выполненных работ (этапа выполненных работ) в порядке, установленном настоящим разделом Контакта.
В нарушение Закона о контрактной системе и условий Контракта Заказчик не отменил Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, не составил рекламационный акт с недостатками и сроками устранения, не направил отказ от приемки, а направил в адрес Подрядчика (исх. 821 от 02.11.23) замечания от Службы Заказчика, выходящие за пределы установленного Контрактом срока.
03.11.2023 (исх. N 11.03-11-32) Подрядчик направил ответы по представленным замечаниям и обратил внимание Заказчика на то, что данные замечания относятся не к результатам Работ, представленных 20.07.2023 или 24.10.2023, а к представленным гораздо ранее.
Более того, большая половина замечаний не предусмотрена условиями Контракта, часть замечаний устранена в представленной документации от 24.10.2023, другие не являлись препятствием к приемке и являлись устранимыми в кротчайшие сроки.
В своем Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик ссылается на уведомление Межведомственной комиссии Адмиралтейского района о отказе в согласовании переустройства и/или перепланировки нежилого помещения от 15.09.2023 N 12/1/43. Вместе с тем, по словам представителя Участника, Подрядчик об указанном отказе узнает лишь одновременно с Решением об одностороннем отказе, то есть 12.10.2023 спустя почти месяц.
Вместе с тем, согласно Заданию на проектирование согласование межведомственной комиссии Адмиралтейского района не входит в объем Работ ООО "АС-ТЕРМ", ввиду чего не может стать основанием для расторжения Контракта, но несмотря на это ООО "АС-ТЕРМ" неоднократно высказывало готовность сопровождать указанное согласование, а также в срочном порядке дополнительно подготовило по запросу Заказчика раздел АР для подачи Заказчиком документации в МВК (исх. 08.31-03-23 от 31.08.2023) и передало представителю СПб ГБУ "Центр "Адмиралтейский" Саматовой Э.М. 31.08.2023. Однако, исходя из полученного отказа в согласовании со стороны МВК представитель Участника сделал вывод о том, что в МВК на согласование был направлен только раздел АР, что прямо описано в обосновании отказа в согласовании, хотя полный комплект ПСД ранее передавался по накладной N 083-07-20 от 20.07.2023, а дополнительного запроса на другие разделы со стороны Заказчика не было.
Более того, несмотря на неоднократные просьбы Подрядчика обеспечить возможность сопровождения согласования МВК для оперативного снятия замечаний, обсуждения принятых решений и прочего с целью получения согласования, такая возможность Подрядчику обеспечена не была.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АС-ТЕРМ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Подрядчиком предпринимались активные действия для исполнения Контракта. Кроме того, Подрядчик имеет многолетний опыт в реализации проектных работ, о чем свидетельствуют благодарственные письма, а также заинтересован в сохранении профессиональной репутации, авторитета и возможности участия в закупочных процедурах.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "АС-ТЕРМ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АС-ТЕРМ" (ИНН: 7814555205), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 ноября 2023 г. N РНП-78-1572/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023