Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБНОУ "Академия цифровых технологий" (далее - Заказчик):
ООО "Плацебо" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29207-ЭП/23 от 14.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации участия членов юниорской сборной команды Санкт-Петербурга в отборочных соревнованиях на право участия в Финале Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" (извещение N 0372500001723000049),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации участия членов юниорской сборной команды Санкт-Петербурга в отборочных соревнованиях на право участия в Финале Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" (извещение N 0372500001723000049) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 378 244,75 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Плацебо".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Плацебо" заключен государственный контракт N 0372500001723000049 от 12.07.2023 на сумму 3 040 420,15 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Плацебо".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по организации участия членов юниорской сборной команды Санкт-Петербурга в отборочных соревнованиях на право участия в Финале Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" (далее - Услуги) в период с момента заключения Контракта до 20.08.2023 (п. 1.4 Контракта).
После заключения Контракта Заказчик обратился к Участнику (исх.:411 от 13.07.2023) с просьбой о начале оформления проездных документов, указанных в Спецификации (Приложение N 2 к Контракту), а именно:
- ж/д билеты (туда и обратно) в Республику Крым - 3 чел., Москва - 22 чел.;
- авиабилеты (туда и обратно): Приморский край - 14 чел., Республика Мордовия - 3 чел.
Однако Участником не были приобретены проездные документы в Республику Крым и частично (только на 7 чел.) приобретены проездные документы в Приморский край.
Сумма оказанных услуг по предоставлению проездных билетов, исполненных Участником, составляет 594 467,93 рублей.
По итогам оказанных услуг Участник исполнил Услуги не в полном объеме, о чем был предоставлен Заказчику отчет с подтверждающими исполнение документами.
Так, на основание представленных Участником подтверждающих документов по оказанию услуг в организации участия в мероприятиях, было установлено, что Услуги оказаны в следующем объеме: по Республике Крым только на 12 чел/день, Москва -106 чел/день, Московская обл., Красноярский край - 20 чел/день, Республика Мордовия - 15 чел/день, Тюменская обл. - 12 чел/день, всего на сумму 1 387 871,25 рублей.
Общая сумма оказанных Участником Услуг по итогу исполнения Контракта составила 1 982 339,18 рублей, которые были оплачены Заказчиком в полном объеме в соответствии с условиями Контракта.
В процессе исполнения Контракта Участник неоднократно допускал грубые нарушения исполнения условий данного Контракта, именно:
Участник проигнорировал требования Заказчика (письмо от 15.08.2023 N 441) о предоставлении информации о ходе исполнения обязательств по оплате организационных взносов, по условиям принимающей стороны, чем нарушил п. 4.1.5 Контракта (предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта).
Участником не выполнены условия Контракта, определенные п. 1.1.4 Приложения N 1 к Контракту, в соответствие с которым Участник обязался оплатить организационные взносы в сроки, установленные организаторами мероприятий. Сроки по проводимым мероприятиям закончились до 28.07.2023, а оплату за организационные взносы (компетенция "Охрана окружающей среды") организаторам мероприятий Участник не осуществил (служебная записка тьютера от 29.09.2023).
Участником были допущены нарушения при размещении исполнительных документов на Официальном сайте. В соответствии со вторым абзацем п. 3.1 Контракта Участник обязался не позднее 10 рабочих дней после окончания оказания Услуг (20.08.2023) предоставить Заказчику отчет и документы о приемке об исполнении оказанных Услуг с использованием единой информационной системы в сфере закупок (01.09.2023), которые подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Участника, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок. Документы на Официальном сайте Участник разместил только 18.09.2023.
На основании раздела 6 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, к Участнику были применены штрафные санкции. Сумма неисполненных Участником требований об уплате неустоек была удержана Заказчиком из суммы подлежащей оплате Участнику.
В связи с частичным неисполнением Участником Услуг, на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Плацебо" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В соответствии с п. 1.1.1 и 1.2 Технического Задания (Приложение N 1 к Контракту) Услуги оказываются преимущественно по заявкам Заказчика в пределах, установленных в Техническом Задании. При этом Контракт не содержит прямых условий о возврате Заказчику стоимости невостребованных Заказчиком Услуг, в отношении которых Заказчиком не поданы Заявки.
Общие положения о подряде (ст.ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст.ст. 730 - 739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг).
Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (ч. 6 ст. 709 ГК РФ).
В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (ч. 2 ст. 781 ГК РФ).
В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (ст. 710 ГК РФ).
В соответствии с п. 2.2. Контракта цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе и Контрактом.
На момент заседания Комиссии УФАС отборочные соревнования на право участия в Финале Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" успешно проведены, участие членов юниорской сборной команды Санкт-Петербурга в согласованном сторонами Контракта объеме (на основании заявок Заказчика в соответствии с условиями Контракта) полностью обеспечено Участником, вследствие чего Контракт был полностью исполнен в объеме, согласованном Заказчиком, о чем был сформирован и направлен Заказчику Документ о приемке (Счет-фактура) N 1 от 18.09.2023 (исправление N 1 от 03.10.2023) (далее - Документ о приемке).
При этом в ходе исполнения Контракта Заказчику потребовалось скорректировать объем Услуг ввиду частичной утраты своего интереса, что предполагало заключение дополнительного соглашения к Контракту в соответствии с действующим законодательством, что и планировалось к реализации сторонами Контракта.
По итогам исполнения Контракта Участником, стоимость фактически оказанного Участником объема Услуг составила 2 102 795,15 рублей, о чем, по итогам надлежащей реализации Контракта Участником, последний, в порядке раздела 3 Контракта, направил Заказчику Документ о приемке.
Исходя из указанного Участником предполагалось заключение дополнительного соглашения к Контракту об установлении перечня и объема Услуг в пределах указанной суммы, которая будет являться актуальной ценой Контракта в результате вступления в силу дополнительного соглашения, заключение которого предлагал сам Заказчик в своем письме N 103 от 11.07.2023.
Однако как следует из Документа о приемке помимо удержания общей суммы штрафных санкций в размере 7 000,00 рублей, Заказчик в одностороннем порядке уменьшил подлежащую оплате сумму на 120 455,97 рублей без какого-либо законного или договорного основания или мотивировки, сославшись на Претензии N 468 от 28.08.2023 и N 553 от 10.10.2023, доводы которых, по мнению Участника, по своему существу не аргументируют в пользу императивного удержания суммы в размере 120 455,97 рублей, и на доводы которых ранее Участник уже давал развернутые возражения, а также в отсутствие расчета указанной суммы.
В отношении указанных разногласий сторонами Контракта велись переговоры на протяжении всего срока действия Контракта, в т.ч. впоследствии в претензионном порядке с обменом проектами дополнительных соглашений к Контракту, однако стороны не смогли достигнуть консенсуса в указанной части.
Возможность заключения дополнительного соглашения в отношении корректировки цены Контракта была предложена самим Заказчиком в его Письме N 103 от 11.07.2023 вследствие того, что ранее, в период заключения Контракта, в порядке пп. а п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, Участник письменно обращался к Заказчику и передавал сведения о том, что ООО "Плацебо" установило наличие нижеуказанных неопределенностей в условиях, включенных в проект Контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
В последних двух абзацах Раздела 1.1.4 Приложения N 1 к Контракту указаны следующие услуги:
- оплата расходных материалов в соответствии с условиями принимающей стороны. Стоимость расходных материалов на одного конкурсанта (команду) не может превышать 16 000,00 рублей.
- оплата организационных взносов, по условиям принимающей стороны.
Оплата организационных взносов должна быть произведена в сроки, установленные организаторами мероприятий.
При этом, по мнению Участника, существо вышеуказанных услуг противоречит существу раздела 1.1.4 Приложения N 1 к Контракту, в котором они размещены, поскольку по своему существу раздел 1.1.4 относится исключительно к организации питания, к чему не отнести вышеуказанные услуги. Одновременно с этим указанные услуги, по существу, не отнести и к другим разделам Технического Задания (1.1.1. - Услуги по бронированию и оформлению билетов; 1.1.2. - Услуги трансфера; 1.1.3. - Проживание), при этом в обязанностях Участника, перечисленных в разделе 1.2 также отсутствует прямое или косвенное упоминание об обязанностях Участника оплачивать расходные материалы или организационные взносы.
Более того, Контрактом не установлен ни размер организационного взноса, ни их количество, ни порядок, ни сроки доведения принимающей стороной до Участника и/или Заказчика сведений о размерах организационных взносов и порядке их уплаты.
В отношении оплаты расходных материалов также не установлено конкретное количество конкурсантов, в отношении которых могла потребоваться такая оплата.
Вследствие вышеуказанного ранее Участник предупреждал, что Расчет цены Контракта, установленный в Приложении N 2 (Спецификация) в размере 3 040 420,15 рублей может оказаться не окончательным, поскольку в нем отсутствовали сведения об организационных взносах, их количестве и размере, а также отсутствуют сведения о количестве оплат за расходные материалы, что может свидетельствовать о несоответствии Контракта требованиям п.п. 5 - 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и в виду чего, как на момент расчета цены и на момент заключения Контракта, так и при его исполнении, объем возможных затрат Участника во исполнение Контракта оставался неопределенным.
Впоследствии в своем ответе N 103 от 11.07.2023 Заказчик выразил готовность заключить необходимое дополнительное соглашение, однако впоследствии указанный вопрос не был решен, что отчасти внесло свой вклад в возникновение необходимости осуществлять дополнительные расчеты расходов Участника по Контракту, которая в целом обусловлена (по отдельности и в совокупности):
- особенностями формирования и компонования Услуг в Приложении N 1;
- установленной метрикой исчисления Услуг в Приложениях N 1 и N 2;
- комплексностью услуг ряда подрядчиков, что в ряде случаев, исключает или делает крайне затруднительным калькулирование объема отдельных услуг из перечня Приложения N 1 метрикой, применяемой в Контракте.
Вышеуказанное в значительной степени (но не ограничиваясь) повлекло за собой корректировки фактической цены исполнения Контракта, в отношении объема которых сторонам Контракта так и не удалось достичь соглашения.
Наряду с изложенным, представитель Участника сообщил, что в период взаимодействия сторон, предшествующий заключению и вступлению в силу Контракта, ответственный представитель Заказчика 06.07.2023 уже уведомил представителя ООО "Плацебо" о невостребованности части объема Услуг, что подтверждается скриншотами переписки.
В виду вышеуказанного Участник в настоящий момент убежден, что действия Заказчика по одностороннему отказу от исполнения Контракта обусловлены исключительно непринятием Участником условий предлагаемого Заказчиком к подписанию соглашения о расторжении Контракта с установлением цены, подлежащей оплате в размере 1 982 339,18 рублей, с учетом того, что фактически Заказчик уже осуществил приемку в указанном объеме. Также Участник считает, что основания, которые приводит Заказчик в обоснование своего решения об одностороннем отказе, несостоятельны, при этом, даже при их минимальной состоятельности, приводимые основания не отсылают к существенным недостаткам исполнения Контракта. В период претензионного взаимодействия на все доводы претензий Заказчика, на которые Заказчик ссылается в Документе о приемке, Участником были выражены обоснованные возражения, которые были впоследствии агрегированы и отражены в Претензии Участника от 27.10.2023, направленной Заказчику.
Таким образом, Участник пришел к выводу, что действия Заказчика по одностороннему отказу от исполнения Контракта нарушают положения ч. 4 ст. 450.1 ГК РФ, а действия Заказчика по удержанию 120 455,97 рублей нарушают положения ч. 4 ст. 450 ГК РФ. В этой связи Участник намерен требовать у Заказчика в судебном порядке доплаты 120 455,97 рублей (разницу между предъявленной Участником и принятой и оплаченной Заказчиком ценой) и 7 000,00 рублей в порядке возврата необоснованно реализованных штрафных удержаний Заказчика.
Вместе с тем, представитель Участника пояснил, что ООО "Плацебо" является давним, активным и опытным участником рыночных отношений в сфере услуг по организации мероприятий в порядке законодательства о закупках, с порядочной репутацией добросовестного исполнителя.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Плацебо" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Плацебо" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Плацебо" (ИНН: 7801297780), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 ноября 2023 г. N РНП-78-1616/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023