Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 72" (далее - Заказчик): ходатайствовал о рассмотрении сведений в его отсутствие;
при участии представителя ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29347-ЭП/23 от 15.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений 2-го этажа здания СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 72" по адресу: Санкт-Петербург, п. Металлострой, ул. Школьная, д. 18/8, литера А (извещение N 0372200087123000015),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений 2-го этажа здания СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 72" по адресу: Санкт-Петербург, п. Металлострой, ул. Школьная, д. 18/8, литера А (извещение N 0372200087123000015) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 474 802,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация" заключен государственный контракт N 0372200087123000015 от 10.03.2023 на сумму 323 961,06 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.11 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ч. 3 ст. 450 ГК РФ и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта:
- Подрядчик, после получения 2-х письменных уведомлений Заказчика, не принял документацию для выполнения работ;
- Подрядчик в течение 10 дней после передачи документации по акту не приступил к выполнению работ;
- Подрядчик не приступил к исполнению Контракта в установленные сроки, включая исполнение условий, указанных в п. 2.2 настоящего Контракта;
- если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми;
- в случае привлечения Подрядчиком иногородних и иностранных рабочих без соответствующей регистрации, а также без оформленного в установленном порядке разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений 2-го этажа здания СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 72" по адресу: Санкт-Петербург, п. Металлострой, ул. Школьная, д. 18/8, литера А (далее - Работы), включая этап согласования и передачу Заказчику результата выполненных Работ и исполнительной документации (далее - Документы), в течение 120 календарных дней (п. 2.2.3 Контракта).
Согласно п. 2.2.1 Контракта Подрядчик должен приступить к выполнению Работ на следующий день после подписания Заказчиком, Подрядчиком и специалистом СПб ГБУ "Служба заказчика" акта о передаче документов, содержащих исходные данные, указанные в Задании на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений 2-го этажа здания СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 72" по адресу: Санкт-Петербург, п. Металлострой, ул. Школьная , д. 18/8, литер А, (далее - Задание).
Пунктом 2.2.2 Контракта установлено, что акт о передаче документов, содержащих исходные данные, подписывается сторонами Контракта и специалистом СПб ГБУ "Служба заказчика" в течение 5 календарных дней с момента заключения Контракта.
Акт приема передачи документации был подписан сторонами Контракта и специалистом СПб ГБУ "Служба заказчика" 13.03.2023.
Таким образом, конечный срок выполнения Работ по Контракту - 11.07.2023.
По состоянию на 11.07.2023 Работы Подрядчиком выполнены не были, о чем составлен рекламационный акт, в котором был указан срок устранения замечаний - не позднее 11.08.2023.
Однако по состоянию на 30.10.2023 Работы Подрядчиком так и не были выполнены, о чем свидетельствует отсутствие подписанного сторонами Контракта акта о приемке выполненных работ.
За пределами срока, указанного в п. 2.2.3 Контракта, наступает ответственность Подрядчика за нарушение срока выполнения Работ по Контракту, в том числе при устранении Подрядчиком за пределами данного срока, выявленных в ходе проверки недостатков (п. 2.2.8 Контракта).
На основании изложенного Заказчик выставил Подрядчику претензию от 30.10.2023 исх. N 1088 с требованием незамедлительно исполнить обязательства по Контракту в срок до 31.10.2023. Однако в установленный срок требования, изложенные в претензии Заказчика, не были выполнены Подрядчиком.
На основании изложенного, руководствуясь п. 10.11 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 715 ГК РФ, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с доводами Заказчика и считает, что основания для включения ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют, а Решение Заказчика является необоснованным по следующим основаниям:
19.05.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо исх. N 1056 от 19.05.2023 с приложением проектной документации: Подраздел 5.3 ПД-110423-ИО 5.3 "Сети связи", Подраздел 5.5 ПД-110423-ИО 5.5 "Система охранно-тревожной сигнализации", Раздел N 9 ПД-110423-МПБ "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
Письмами исх. N 1155 от 05.07.2023, исх. N 1240 от 20.07.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика проектно-сметную документацию с исправленными замечаниями.
Письмом исх. N 703 от 07.07.2023 Заказчик уведомил о согласовании проектно-сметной документации на капитальный ремонт.
13.07.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо исх. N 1772 от 13.07.2023 с замечаниями ГБУ "Служба заказчика".
Письмом исх. N 1240 от 20.07.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика проектно-сметную документацию с исправленными замечаниями.
24.07.2023 письмом исх. N 1271 от 24.07.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика проектную документацию по Контракту для согласования.
В нарушение п.п. 2.2.4, 2.2.5 Контракта согласование проектной документации осуществлялось в период с 24.07.2023 по 12.10.2023, что составило 80 календарных дня вместо установленных 13 календарных дней. Таким образом, Заказчик нарушил срок согласования на 77 календарных дней.
19.10.2023 Подрядчик направил исх. N 1901 от 19.10.2023 касательно замечаний, выставленных ГБУ "Служба заказчика".
Письмом исх. N 1267 от 29.09.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о завершении проектных Работ, приложил ссылку для скачивания документации. Однако на момент заседания Комиссии УФАС согласования/замечания от Заказчика в адрес Подрядчика не поступили.
Вместе с тем исходя из перечисленных в п. 10.11 Контракта существенных нарушений, которые могли послужить основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, ни одно из них не может быть отнесено к Подрядчику, ввиду следующего:
1. Подрядчик своевременно принял документацию после получения уведомления;
2. Подрядчик своевременно приступил к выполнению Работ;
3. В выполненной Подрядчиком Работе отсутствуют существенные или неустранимыми недостатки;
4. Подрядчик не привлекал к выполнению Работ иногородних и иностранных рабочих.
В решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик ссылается на Рекламационный акт от 11.07.2023 и претензию от 30.10.2023 исх. N 1088, однако, указанные документы в адрес Подрядчика не поступали.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со ст. 718 ГК РФ на заказчика возложена обязанность по оказанию подрядчику содействия в выполнении работ. Возлагая на подрядчика обязанность выполнить работы, предусмотренные договором, Гражданский кодекс Российской Федерации также обязывает и заказчика совершить определенные действия в целях достижения конечного результата работ.
Правовое регулирование подряда учитывает, что результат создается в процессе взаимодействия сторон, при этом обе стороны, и заказчик, и подрядчик должны предпринимать все зависящие от них усилия для целей создания качественного результата.
На основании изложенного следует, что срок исполнения Контракта нарушен в связи с нарушением Заказчиком сроков согласования предоставленной Подрядчиком документации. Фактически, просрочка исполнения Контракта вызвана действиями самого Заказчика, в связи с чем представитель Участника считает Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта необоснованным. Ответственность за недобросовестное поведение Заказчика, выразившееся в несвоевременном согласовании документации, не может быть возложена на Подрядчика.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Проектно-Строительное Бюро Инновация", (ИНН: 7811764680), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 ноября 2023 г. N РНП-78-1626/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023