Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 245 имени Героя Советского Союза Ю.В. Пасторова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик, Исполнитель): по доверенности,
ИП Ширфа Евгения (далее - Участник, Поставщик): по доверенности
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29352-ЭП/23 от 15.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку кадетской формы (извещение N 0372200125623000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку кадетской формы (извещение N 0372200125623000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 499 764,34 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Ширф Е.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Ширфом Е. заключен государственный контракт N КФ/2023 от 25.04.2023 на сумму 960 064,16 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 14.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 31.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Ширфом Е.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить кадетскую форму (далее - Работы) (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 4.1 Контракта, обязательство по поставленному товару должно быть исполнено Поставщиком не позднее 20.08.2023.
11.09.2023 Поставщик поставил Товар.
12.09.2023 Заказчиком был составлен Акт о несоответствии поставленного Товара, на основании которого Товар был частично принят Заказчиком на сумму 183 000,00 рублей.
12.09.2023 Заказчиком в адрес Поставщика было направлено письмо с просьбой поставить Товар, соответствующий условиям Контракта.
17.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Претензия с расчетом пени.
27.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Претензия с просьбой поставить Товар в срок до 30.10.2023.
По состоянию на 31.10.2023 обязательства по контракту Поставщиком исполнены не в полном объеме с нарушением сроков поставки.
На основании вышеизложенного, в соответствии п. п. 1, 2 ст. 823 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 14.2 Контракта, Заказчиком принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения Контракта
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 31.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
11.09.2023 с задержкой, Поставщиком была осуществлена частичная поставка Товара.
Вместе с тем 12.09.2023 в адрес Поставщика было направлено уведомление, в котором содержалась информация о том, что Товар не соответствует заявленным в Приложении N 1 к Контракту характеристикам, а именно:
- на юбках форменных не подогнут и не прошит потайной строчкой низ;
- на кителях парадных женских отсутствует шлица, отсутствуют фигурные клапана на нижних карманах, отсутствуют полочки с отрезными боковыми частями, воротник не соответствует ГОСТ 18825-84 китель шерстяной ведомственного назначения;
- на брюках форменных парадных отсутствует часовой карман в шве притачивания правой половинки пояса, подрезной карман сзади без пуговицы; ширина пояса не соответствует ГОСТ 18729-84 4 см (пояс узкий, шлевки соответственно тоже, парадный ремень не помещается).
В связи с изложенным Заказчик отказался осуществлять приемку Товара.
Поставщиком был дан ответ, в котором структурировано представлены объяснения по каждому выявленному недочету, имеющему место быть, по мнению Заказчика, а именно:
- юбки не были подшиты из практических соображений - удобства учеников, чтобы они сами индивидуально могли подобрать высоту подшива юбки. Вместе с тем Поставщик сообщил, что исправит данный недочет течение 5 рабочих дней;
- кадетский китель не является одеждой ведомственного назначения. Также Поставщик сообщил, что согласно Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия и правила сё ношения. Таким образом, право школы устанавливать школьную форму закреплено законом, но что именно можно считать школьной формой не указано. Поставщик не руководствовался ГОСТ 18825-84, который не является обязательным к применению;
- модель женского кителя является улучшенной и более удобной в ежедневном использовании версией и является универсальной для всех типов кадетских классов. т.к. видоизмененный лацкан и отсутствие отрезных полочек не влияют на удобство ношения;
- отсутствие часового кармана на брюках форменных парадных обусловлено его ненадобностью, т.к. на рынке часов и в потребностях школ не фигурируют данные модели часов, отсутствие пуговицы обусловлено также неиспользованием в ежедневной носке.
В Заключение ИП Ширф Е. предложил Заказчику вычесть из стоимости брюк 1% от цены указанной в Контракте за отсутствие часового кармана и пуговицы, пояснив в части пояса и парадного ремня, что парадный ремень носится поверх кителя, а на брюках носится обычный поясной ремень, данные шлевки предназначены для поясных ремней.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что ответственное за организацию исполнения государственных и муниципальных контрактов должностное лицо получило замечание, так как не обеспечило должным органом изготовление Товара строго положениям Контракта, а предприняло попытку улучшения его характеристик без согласования с Заказчиком.
16.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия в связи с нарушением сроков поставки Товара. Для урегулирования возникшей ситуации Заказчик попросил добровольно исполнить обязательства по поставке кадетской формы в срок до 30.10.2023
16.10.2023 Поставщик направил Заказчику письмо, в котором гарантирует произвести допоставку товаров по Контракту до 15.12.2023, а жакеты женские в срок до 31.01.2024, сообщив, что от исполнения своих обязанностей не уклоняется, причиной задержки и сбоя поставок является загруженность производства.
17.10.2023 Заказчиком были направлены претензия на сумму 5000,00 рублей, а также претензия на сумму 4600,66 рублей по причине нарушения срока выполнения обязательств.
Поставщик письменно сообщил Заказчику, что согласен на удержание штрафных санкций из суммы оплаты по Контракту.
31.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
09.11.2023 Поставщик направил Заказчику письмо, в соответствии с которым гарантирует произвести допоставку Товара до 24.11.2023.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Ширфа Е. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на Заседании Комиссии УФАС установлено, что Участником нарушен срок исполнения Контракта на 67 рабочих дня и на момент рассмотрения сведений, представленных Заказчиком, Товар Участником не поставлен, который Заказчик планировал к началу учебного года в ГБОУ СОШ N 245, а пропуск установленного срока привел к неготовности ГБОУ СОШ N 245 к началу учебного года.
Таким образом, Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта в соответствии с его условиями и требованиями, указанными в приложениях к Контракту, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Ширфа Евгения, (ИНН: 360702919313), включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Ширфа Евгения в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.11.23 |
17.11.23 |
15.11.23 |
0 |
15.11.23 |
22.11.23 |
21.11.23 |
0 |
27.11.23 |
27.11.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 ноября 2023 г. N РНП-78-1631/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023