Резолютивная часть решения оглашена 20.11.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ) рассмотрела жалобу ИП (далее - заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (стент для коронарных артерий) для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (N закупки 0328300068923000300) в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" заявителя ИП
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-844/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
13.11.2023 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (стент для коронарных артерий) для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (N закупки 0328300068923000300).
По мнению заявителя, требованиям технического задания извещения о проведении закупки соответствуют исключительно стенты Synergy производства "Бостон Сайентифик Корпорейшен", что приводит к ограничению количества участников закупки и является нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, заказчиком нарушены правила формирования начальной (максимальной) цены контракта, установленная заказчиком НМЦК значительно превышает предельную отпускную цену.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной в полном объеме, провести проверку правомерности действий заказчика, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика по существу жалобы пояснил следующее.
Заказчик указал в извещении о проведении закупки такие функциональные, технические и качественные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям, являются для него существенными и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при условии соблюдения указанных требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. При формировании технического задания заказчиком проведен анализ изделий, требуемых к поставке.
С данными техническими характеристиками возможна поставка товара как минимум двух производителей:
- Система коронарного стена Synergy с лекарственным покрытием производства "Бостон Сайентифик Корпорейшен", производства США (по РЗН 2015/2338 от 02.02.2017);
- Стент коронарный с покрытием, выделяющим Сиролимус ABLUMINUS DES+ с системой доставки, производства компании "КОНСЕПТ МЕДИКАЛ Б.В", производства Нидерланды (по РЗН 2023/19885 от 29.03.2023).
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ИП Ермакова Е.И. необоснованной.
Заслушав мнение заказчика, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
31.10.2023 на официальном сайте ЕИС РФ в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (стент для коронарных артерий) для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (N закупки 0328300068923000300).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 712 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в рассматриваемом извещении о проведении закупки заказчиком установлено наименование товара и значение показателей данного товара.
В аукционной документации отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащей поставке продукции, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, положения закона о контрактной системе в сфере закупок не содержат запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные в спорных позициях.
Закон также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Владимирского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Коммерческие предложения нескольких хозяйствующих субъектов свидетельствуют о возможности осуществить поставку по заданным заказчиком параметрам.
Рассмотрев материалы дела, в том числе представленные заказчиком документарные доказательства по делу (свидетельства о государственной регистрации медицинских изделий, инструкции по применению медицинских изделий), Комиссия установила, что требованиям технического задания извещения о проведении закупки соответствует, по крайней мере, продукция двух производителей:
- Система коронарного стена Synergy с лекарственным покрытием производства "Бостон Сайентифик Корпорейшен", производства США (по РЗН 2015/2338 от 02.02.2017);
- Стент коронарный с покрытием, выделяющим Сиролимус ABLUMINUS DES+ с системой доставки, производства компании "КОНСЕПТ МЕДИКАЛ Б.В", производства Нидерланды (по РЗН 2023/19885 от 29.03.2023).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу соответствия описания объекта закупки требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению довода жалобы относительно неправомерного установления заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ермакова Евгения Николаевича на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (стент для коронарных артерий) для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (N закупки 0328300068923000300) необоснованной
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 ноября 2023 г. N 033/06/33-844/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023