Резолютивная часть оглашена
15.11.2023 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "Аника" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Ремонт металлических конструкций" (извещение N 0142200001323023150, начальная (максимальная) цена контракта - 42 415 719,96 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам Заявителя:
- извещение содержит дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, что противоречит требованиям указанного постановления;
- заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, поскольку в ходе закупки по детализирующему показателю будут оцениваться исполненные участником закупки договоры на выполнение работ по ремонту металлических конструкций.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений при осуществлении Закупки, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о закупке и, проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участниками отдельных видов закупок установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В извещении о закупке, пункте 28 информационной карты извещения установлены требования к универсальной предквалификации в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требования к участникам согласно Постановлению N2571 в извещении о закупке не устанавливались.
В извещении о закупке содержится ссылка на пункт 4 Постановления N 2571, которым предусмотрен перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
К таким информации и документам относятся:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Дополнительные требования к участникам отдельных видов закупок установлены в приложении к Постановлению N 2571.
Вместе с тем, требования в соответствии с приложением к Постановлению N 2571 в извещении о закупке не установлены.
Кроме того, положения пункта 15 приложения к Постановлению N 2571, предусматривающие требования к участникам закупки при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, не применимы к предмету данной закупки, поскольку металлические конструкции не являются объектом капитального строительства.
Учитывая изложенное, первый довод жалобы Заявителя признан необоснованным.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по показателю оценки, детализирующему показателю оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров" оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров.
Предметом договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса является выполнение работ по ремонту металлических конструкций.
Из жалобы следует, что Заказчиком должны оцениваться контракты (договоры) на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) (пункт 33 Постановления N 2604).
Поскольку в данном случае предметом закупки является ремонт металлических конструкций, которые не относятся к объектам капитального строительства, положения пункта 33 Постановления N 2604 к рассматриваемой закупке не применяются.
Следует отметить, что в случае установления критериев оценки в соответствии с пунктом 33 Постановления N 2604, Заявитель будет лишен возможности стать победителем закупки, поскольку согласно информации из реестра контрактов, заключенных заказчиками, из реестра договоров заключенных заказчиками, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, ООО "Аника" не имеет исполненных контрактов на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержание извещения в обжалуемой Заявителем части создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников Заявителем не представлено.
Второй довод жалобы признан необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аника" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 ноября 2023 г. N 519-5142-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023