Резолютивная часть оглашена
16.11.2023 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе членов комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МБУ ОУ "Школа N163" г.о. Самара (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "БЛИЦ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона по текущему ремонту санузлов и душевых спортзала (извещение N 0342300000123000493, ИКЗ 233631810853663180100100100014339244, начальная (максимальная) цена контракта - 1 159 300,79 руб.),
в присутствии представителей:
У С Т А Н О В И Л А:
17.05.2023 г года между МБУ ОУ "Школа N163" г.о. Самара и ООО "БЛИЦ" заключен контракт на текущей ремонт санузлов и душевых спортзала, цена контракта - 1 159 300,79 рублей.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что по настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту санузлов и душевых спортзала МБОУ "Школа N163" г.о. Самара в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом (Приложение N 1 к настоящему Контракту), графиком производства работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту), Дефектной ведомостью (Приложение N 5 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Пунктом 1.5 установлено, что сроки выполнения работ определены сторонами следующим образом: Начало работ - с момента заключения Контракта в течении 45 (сорока пяти) календарных дней. Сроки выполнения работ определяются графиком производства работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
Согласно пункту 9.5 Контракта 9.5. настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с тем, что на 27.07.2023 демонтажные работы выполнены только на 60% (акт от 27.07.2023 г. N 3 от МБУ г.о. Самара "РЦСС") 31.07.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям Заказчика: "30.05.2023 г. заключено дополнительное соглашение N1 к контракту о переносе срока начала работ, остальные пункты контракта остались без изменений.
По предварительной договоренности подрядчик должен был приступить к завозу материалов и инструментов 29.06.2023. ООО "БЛИЦ" получено электронное письмо о допуске сотрудников на объект и график выполнения работ, содержащий недостоверную дату заключения контракта 19.05.2023 г.
07.07.2023 г. на электронный адрес школы направлено письмо о назначении ответственного лица за производство работ от ООО "БЛИЦ "от 20.05.20232 N14.
14.07.2023 г. МБУ школой N163 г.о Самара получено новое письмо о допуске лиц для выполнения капитального ремонта спортзала и кровли.
19.07.2023 школой направлено по электронной почте письмо о согласовании плитки.
17.07.2023 N 189 Заказчик направил в адрес подрядчика претензию в связи с отставанием от графика выполнения работ.
20.07.2023 ООО "БЛИЦ" направлено письмо в адрес Заказчика от 07.07.2023 с перечнем лиц, которые должны работать на объекте.
20.07.2023 получен ответ на претензию от 19.07.2023 N189 о том, что у подрядчика приложения к контракту находятся на сайте госзакупок, актуальный график и перечень сотрудников отправлены 03.07.2023 N94, журналы производства работ находятся на объекте.
Вместе с тем, смета по итогам аукциона на сумму 1028930 руб. 98 коп. на 20.07.2023 г. не была представлена и подписана; график выполнения работ с правильной Датой отправлен 20.07.2023 г.
В ответ на письмо N 115 от 20.07.2023, 21.07.2023 г. Заказчик направил письмо ООО "Блиц" об отсутствии актуальных документов у заказчика и на сайте ЕИС, об ошибках в предоставленных графиках выполнения работ.
В связи с тем, что на 27.07.2023 демонтажные работы выполнены только на 60% (акт от 27.07.2023 г. N 3 от МБУ г.о. Самара "РЦСС") 31.07.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено по электронной почте, размещено в системе ЕИС и направлено заказным письмом на адрес ООО "Блиц".
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта.
31.07.2023 получено новое письмо ООО "Блиц" N 132 о допуске лиц на объект.
31.07.2023 г. работы на объекте стали действительно производиться.
07.08.2023 от ООО "Блиц" получена смета на дополнительную работу на сумму 23 9159.65, которая была направлена в РЦСС.
Ответ МБУ г.о. Самара "РЦСС" с недочетами в смете на дополнительные работы передан ответственному за объект Погодину И.П.
МБОУ Школа N 163 г.о. Самара не получала исправленную смету на выполнение дополнительных работ.
08.08.2023 школой получен график выполнения работ и смета на выполнение работ на сумму 1028930, 98 руб.
На основании акта проверки N 28 от 08.08.2023 г. МБУ г.о. Самара "РЦСС" работы выполнены только на 40 % при сроке окончания работ 15.08.2023 г. С актом проверки ознакомился Сафиуллин С.В.
08.08.2023 г. школой получено гарантийное письмо о выполнении работ по текущему ремонту санузлов и душевых спортзала до 30.08.2023 г.
09.08.2023 N 213 МБОУ Школой N 163 г.о. Самара принято решение об отмене одностороннего расторжения контракта в связи с тем, что отставания в графике выполнения работ практически устранены и написано гарантийное письмо об окончании выполнения работ до 30.08.2023 г.
09.08.2023 г. N 163 и 16.08.2023 г. N 168 письмо о согласовании дверей и душевых перегородок, но не в одном письме не указано название профиля.
По итогу Заказчик установил, что поставленные двери и душевые перегородки низкого качества, у Заказчика к их установке имеются претензии.
В связи с окончанием сроков выполнения работ по контракту МБОУ Школой N 163 г.о. Самара выставлена претензия ООО "Блиц" в связи с просрочкой исполнения обязательства.
22.09.2023 в адрес ООО "Блиц" направлено письмо об окончании работ в кратчайшие сроки и устранения замечаний выявленных в ходе проверки МБУ г.о. Самара "РЦСС" от 20.09.2023.
26.09.2023 от ООО "Блиц" получено письмо "О замечаниях к работам" N 215, в котором обязуются устранить замечания.
27.09.2023 г. МБОУ Школа N 163 г.о. Самара в адрес ООО "Блиц" направлено письмо о необходимости выполнить работы по контракту до 06.10.2023, в противном случае, контракт будет расторгнут в одностороннем порядке и документы будут направлены в ФАС для внесения ООО "Блиц" в реестр недобросовестных поставщиков.
29.09.2023 школой от Подрядчика получено письмо о продлении сроков выполнения работ ООО "Блиц" до 15.10.2023 г.
02.10.2023 МБОУ Школой N 163 г.о. Самара направлен отказ о продлении сроков выполнения работ до 15.10.2023 г.
В связи с тем, что на 10.10.2023 г. работы по контракту N 1 от 17.05.2023 г. не выполнены до конца, замечания не устранены, Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
Решение заказчика о расторжении контракта направлено письмом на электронную почту, заказным письмом и размещено в ЕИС.
19.10.2023 г. в адрес ООО "Блиц" было направлено письмо N 197 ответ МБУ г.о. Самара "РЦСС" о проверке и приемке выполненных работ ООО "Блиц".
30.10.2023 г школой получено от подрядчика письмо о подписании дополнительного соглашения о выполнении работ на сумму 989 009,20, с чем Заказчик не согласился.
30.10.2023 г. состоялась комиссионная приёмка по объекту МБУ г.о. Самара "РЦСС", представителем ООО "БЛИЦ, представителем Заказчика (Акт от 30.10.2023).
По состоянию на 13.11.2023 ремонт в душевых, санузле МБОУ Школы N 163 г.о. Самара не закончен, выполненные работы низкого качества. Спортивный зал и его помещения находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии. Большая часть работ требует переделки".
Согласно письменным пояснениям Подрядчика, все предусмотренные контрактом работы выполнены надлежащим образом. Фактически подрядчиком просрочка выполнения работ не отрицалась, просили не включать в РНП и ограничиться штрафами в рамках контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В целях полного и всестороннего установления обстоятельств Самарским УФАС России сделан запрос в адрес МБУ г.о Самара "Ресурсный центр социальной сферы" с просьбой представить письменные пояснения по рассматриваемому обращению.
Согласно письменным пояснения МБУ г.о. Самара "РЦСС" от 16.11.2023 (исх.N2998): "В ходе проведения строительного контроля на объекте инженером ОСК были неоднократно выявлены нарушения со стороны подрядной организации ООО "Блиц", которые подрядчик так и не устранил, были зафиксированы следующие нарушения:
1. На начало работ 01.07.2023 г. по 10.07.2023 г. отсутствие рабочих на объекте, с 11.07.2023 демонтажные работы частично! 4%), ведение журналов (общий, входного контроля), ИТД - отсутствуют - Акт проверки N12 от 13.07.2023 г.;
2. Демонтажные работы выполнены частично (60%), рабочие на объекте отсутствуют, ведение журналов (общий, входного контроля), ИТД - отсутствуют, строительно-монтажные работы не производятся - Акт проверки N31 от 27.07.2023 г.;
3. Выезд комиссией. Отставание от графика ПР 30-35%. ведение журналов (общий, входного контроля), ИТД - отсутствуют, инженерные работы не ведутся - Акт проверки N28 от 08.08.2023 г.;
4. Замечания, требующие исправления подрядчиком- Акт проверки (без номера) от 20.09.2023 г".
МБУ г.о. Самара "РЦСС" поддерживает обращение МБОУ Школа N 163 г.о.Самара, направленное в Самарское УФАС в отношение ООО "Блиц".
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 10.10.2023 года, вступило в силу 21.10.2023 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "БЛИЦ" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно работы по текущему ремонту санузлов и душевых спортзала в установленные сроки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Также необходимо учитывать, что предметом закупки является социально значимый объект - ремонт санузлов и душевых спортзала в образовательном учреждении.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по обеспечению надлежащего содержания здания образовательного учреждения для детей.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "БЛИЦ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "БЛИЦ" (ОГРН: 1206300021620, ИНН: 6320047376, КПП: 632001001, 445047, Самарская область, Тольятти город, Тополиная улица, дом 7, квартира 31; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности: САФИУЛИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА (ИНН 632133977958), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "БЛИЦ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 ноября 2023 г. N РНП-63-280
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023