Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГКУ ЦЗН Пермского края (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Вышегородских П.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку уничтожителей документов (шредеров) (изв. N 0356200006923000283),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 13.11.2023 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15.11.2023 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200006923000283 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на поставку уничтожителей документов (шредеров). Начальная (максимальная) цена контракта - 629 166,75 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2023 NИЗК1 победителем закупки признан ИП Вышегородских П.А. (далее -Предприниматель), с предложением о цене контракта - 19 026,10 руб. Снижение относительно НМЦК составило 97%.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу ч. 6 ст. 50 Закона о закупках заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о закупках, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о закупках;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о закупках, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о закупках проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о закупках (за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о закупках, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о закупках определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В силу п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных Законом о закупках, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о закупках) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о закупках определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о закупках в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках) и ч. 5 ст. 51 Закона о закупках:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о закупках:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В ч. 4 ст. 96 Закона о закупках установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о закупках, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу ч. 8.1 ст. 96 Закона о закупках участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 30 Закона о закупках, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона о закупках, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о закупках для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению о проведению закупки, обеспечение исполнения контракта составляет 62 916,67 руб.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о закупках, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о закупках, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пп. "б" п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 21.03.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Комиссией установлено, что 03.11.2023 г. Заказчик разместил в единой информационной системе проект контракта. В регламентированный законом срок - 07.11.2023 г. проект контракта был подписан, вместе с тем, обеспечение исполнения контракта представлено не было.
На основании изложенного, 08.11.2023 г. Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС протокол признания ИП Вышегородских П.А. уклонившимся от заключения контракта.
08.11.2023 г. информация об уклонении Предпринимателя была направлена в Пермское УФАС России посредством функционала ЕИС.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Представитель Предпринимателя пояснила, что ИП Вышегородских П.А., изучив техническое задание по поставке продукции и проект контракт, провел поиск подходящего по характеристикам товара. Необходимый товар был зарезервирован в количестве 50 единиц на маркетплейсе "Озон", о чем в материалы обращения приложены соответствующие скриншоты с личного кабинета маркетплейса "Озон". Исходя из затрат на закупку и поставку данного товара, Предпринимателем было определено ценовое предложение 475 652,00 рублей по закупке, исходя из стоимости единицы товара 19 026,10 руб.
Не понимая, почему в протоколе итогов предложение о цене контракта указанно в сумме 19 026,10 рублей, Предприниматель связался с представителем Заказчика по телефону, который пояснил, что данная цена контракта была указана в заявке на участие.
Разбираясь в ситуации, Предприниматель установил, что при формировании заявок на площадке им технически неверно была указана цена контракта. А именно, неверно поняв документацию Заказчика и форму заявки (предлагалось указать цену контракта/цену за единицу) ИП Вышегородских П.А. была указана в заявке цена за единицу товара.
Учитывая, что предусмотренный контрактом объем поставляемого оборудования (шредеры) в количестве 24 штук не может стоить 19 026,10 рублей, Предприниматель устно по телефону объяснил представителю Заказчика, что была допущена техническая ошибка и указанная цена не может быть реальной ценой за поставку товара.
Также в подтверждение того, что цена в 19 026,10 рублей является технической ошибкой, 02.11.2023 г. Предприниматель письменно уведомил об этом Заказчика, а также попросил пересмотреть результат и считать его заявку недействительной, о чем в материалы обращения приложены скриншоты переписки ИП Вышегородских П.А. с Заказчиком.
Представитель Предприниматель также пояснила, что ИП Вышегородских П.А. понимая, что не сможет исполнить данный контракт по цене 19 026,10 рублей, не понеся убытки, но не имея иного способа решения сложившейся ситуации, 07.11.2023 г. подписал проект контракта без приложения обеспечения их исполнения.
ИП Вышегородских П.А. в письменных пояснениях также указал, что у Предпринимателя отсутствовал умысел уклониться от заключения контракта намеренно, что это была вынужденная мера, поскольку он не имел возможности заключить и исполнить данный контракт по "ошибочной" цене контракта в 19 026,10 рубля. Выполнение обозначенного в техническом задании объема поставок за ошибочно указанную цену с большой вероятностью приведет Предпринимателя к большим материальным потерям и возможному банкротству, поскольку цена в 19 026,10 рубля выходит за рамки экономически окупаемой, является заведомо убыточной и ставит под угрозу дальнейшую деятельность Предпринимателя.
Предприниматель в письменных пояснениях также указал, что он был готов к заключению и исполнению данного контракта, предварительно произведя заказ предмета контракта на "Озоне", намереваясь оплатить его после заключения данного контракта.
Кроме того, Предприниматель также указал, что для доставки товара на объект Заказчика им предварительно был заключен договор с перевозчиком ИП Федоров С.О. (СДЭК) от 07.11.2023 г., о чем в материалы обращения приложен соответствующий договор.
Комиссия, изучив заявку ИП Вышегородских П.А., также отмечает, что графа, в которой победителем закупки была указана цена 19 026,10 руб называется "Предложение о цене контракта / цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц".
Комиссия отмечает, что при принятии решения о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается формальной констатацией, а в рамках выполнения возложенной на него функции выясняет все обстоятельства, определяет вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия полагает, что в действиях Предпринимателя отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от заключения контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выразившееся, например, в намеренном уклонении от заключения контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного уклонения от заключения контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ИП Вышегородских П.А. в их совокупности и взаимосвязи, с учетом письменных пояснений Предпринимателя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что ИП Вышегородских П.А. не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности участника закупи, и, как следствие, сведения об ИП Вышегородских П.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Вышегородских П.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 ноября 2023 г. N РНП-59-381
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023