рассмотрев обращение МКУ "СБ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Егояне А.Л. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по обустройству дорожно - тропиночной сети "Тропа здоровья" (изв. N 0356500001423000856).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 356500001423000856, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по обустройству дорожно - тропиночной сети "Тропа здоровья". Начальная (максимальная) цена контракта - 970 001,99 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 14.11.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 15.11.2023 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
17.04.2023 г. между Заказчиком и ИП Егояном А.Л. (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по обустройству дорожно - тропиночной сети "Тропа здоровья" (далее - Контракт). Цена контракта - 630 501,29 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 25.10.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по обустройству дорожно - тропиночной сети
"Тропа здоровья" (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: 01.08.2023 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 13.09.2023 г.
1.5. Место выполнения работ: в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
8.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
8.5.4. Нарушение Подрядчиком условий настоящего Контракта, ведущих к снижению качества работ, предусмотренных условиями Контракта и действующими нормативными актами, нарушению сроков выполнения работ.
8.5.5. Невыполнение или ненадлежащее выполнение Подрядчиком обязательств по настоящему контракту.
8.5.6. Невыполнение Подрядчиком 2-х и более предписаний Заказчика за отчетный период.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Подрядчика является 25.10.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 07.11.2023 г.
Информация об ИП Егояне А.Л. направлена в адрес Пермского УФАС России 08.11.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, МКУ "СБ" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
По условиям Контракта (пункт 1.3.) срок начала выполнения работ - 01.08.2023 г. Срок окончания выполнения работ - 13.09.2023 г.
В нарушение условий Контракта и действующего законодательства на 12.10.2023 г. Подрядчик к работам не приступал, на 25.10.2023 г. никаких выполненных работ заказчику не предъявляя, доказательств иного Заказчику не представил.
На основании изложенного, в соответствии с указанными выше нормами права, в связи с существенным нарушением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом - сроков начала выполнения работ и окончания работ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В письменных возражениях Заказчик сообщает, что в целях завершения работ по данному Контракту, Заказчиком к его исполнению были привлечены третьи лица.
Подрядчик в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
Закончить работы по Контракту Подрядчик не смог по причине нарушения условий Контракта со стороны Заказчика.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта, Заказчик должен был назначить из числа своих работников ответственное лицо, осуществляющее взаимодействие с Подрядчиком. Пунктом 12.6 Контракта предусмотрено, что ответственным должностным лицом Заказчика является - Писарев Михаил Борисович, однако с момента начала выполнения работ и до выставления в ЕИС уведомления об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N изв. 0356500001423000856, Михаил Борисович на объект не выезжал, не оказывал Подрядчику содействия для исполнения Контракта.
Также Подрядчик поясняет, что работы, выполнение которых предусмотрено положениями Контракта, связаны с выполнением контракта N изв. 0156300046622000442 от 07.02.2023 г. Без выполнения работ по контракту N изв. 0156300046622000442 от 07.02.2023 г. надлежащее исполнение работ по контракту N изв. 0356500001423000856 от 17.04.2023 г. было невозможным.
Исполнителем работ по контракту N изв. 0156300046622000442 от 07.02.2023 г., также является ИП Егоян А.Л.
Вместе с тем, в результате бездействий Заказчика, Подрядчик был вынужден отправить Заказчику Уведомление о расторжении контракта N изв. 0156300046622000442 от 07.02.2023 г. (исх. 118 от 09.10.23г.).
После завершения Заказчиком работ по контракту N изв. 0156300046622000442 от 07.02.2023 г., у ИП Егояна АЛ. появилась возможность закончить работы по контракту N 0356500001423000856 от 17.04.23г., однако, когда Подрядчик прибыл на место выполнения работ, было обнаружено, что в нарушение п. 12.7.2. Контракта, до расторжения Контракта с ИП Егоян А.Л., без надлежащего уведомления, Заказчик заменил Подрядчика и работы по Контракту завершены.
ИП Егоян А.Л. обратился в адрес Заказчика за разъяснениями о причинах замены Подрядчика по Контракту, однако, Заказчиком причины разъяснены не были, а вместо этого 25.10.2023 г. Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик отдельно обращает внимание на то, что Заказчик до размещения решения об одностороннем отказе не предъявлял Подрядчику никаких претензий или требований по выполнению условий Контракта.
В подтверждение своей позиции Подрядчик направил переписку с Заказчиком в полном объёме с подтверждением направления писем Заказчику.
На основании указанного, Комиссия сообщает о том, что в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлены противоречия относительно времени выполнения работ.
Из анализа предоставленных сторонами пояснений и документов, Комиссия делает вывод о наличии расхождения в отношении даты выполненных третьими лицами работ, так как Подрядчик в своих пояснениях сообщает, что работы были выполнены до расторжения Контракта, в то время как Заказчик предоставил в адрес Комиссии документы, согласно которым работы третьими лицами были выполнены после расторжения Контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно пояснениям Подрядчика, Заказчик выполнил с помощью третьих лиц работы, предусмотренные положениями Контракта за период с 12.10.2023 по 25.10.2023.
Кроме того, указанные работы, согласно пояснениям Подрядчика, третьими лицами уже были исполнены к моменту расторжения Контракта, так как решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком было сформировано и направлено Подрядчику уже после того, как последний обнаружил, что требуемые в соответствии с положениями Контракта работы уже выполнены и обратился в адрес Заказчика с просьбой разъяснить смену подрядчика.
Вместе с тем, Заказчиком в адрес Комиссии были предоставлены вышеупомянутые контракты (N 81-п и N 82-п) на обустройство дорожно-тропиночной сети "Тропа здоровья" (устройство ступеней между лестницами) и на обустройство дорожно-тропиночной сети "Тропа здоровья" (устройство тротуара от жилого дома N 74 по ул. Мира) соответственно, заключенные 13.11.2023, то есть после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также Заказчик предоставил в адрес Комиссии Акт приёмки к договору N 82-п от 15.11.2023 и Акт приёмки к договору N 81-п от 15.11.2023.
Комиссия также приходит к выводу о том, что у Подрядчика отсутствовала возможность выполнить работы в полном объёме, а также устранить основания для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта ввиду выполнения данных работ третьими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями правового регулирования отношений в сфере закупочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются повышение эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечение гласности и прозрачности их осуществления, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 93 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть неконкурентным способом.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, закупка у единственного поставщика может осуществляться на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ действия в обход закона, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции не допускаются.
Из названных норм закона в их совокупности и взаимосвязи следует, что заказчик при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд обязан действовать добросовестно.
Из представленной Заказчиком информации следует, что МКУ "СБ" 13.11.2023 заключены следующие контракты.
- договор подряда N 81-п от 13.11.2023 по обустройству дорожно-тропиночной сети "Тропа здоровья" (устройство ступеней между лестницами) на сумму 600 000,00 руб.
- договор подряда N 82-п от 13.11.2023 по обустройству дорожно-тропиночной сети "Тропа здоровья" (устройство тротуара от жилого дома N 74 по ул. Мира) на сумму 459 004,90 руб.
Исполнение всех договоров в совокупности приводит к одной цели - оказание по обустройству дорожно-тропиночной сети "Тропа здоровья". Контракты оформлены по единой форме и образуют единую сделку, заключенную между одними и теми же лицами и оформленную отдельными контрактами для формального соблюдения ограничений максимальной суммы контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Из анализа вышеназванных договоров, установлено, что Заказчик искусственно раздробил закупку на 2 контракта, установив стоимость каждого договора до 600 тыс. руб. с целью избежать конкурентных процедур определения исполнителя по Контрактам. Указанные действия Заказчика способствовало созданию преимущественного положения единственного исполнителя Контрактов, и лишило иных хозяйствующих субъектов возможности осуществить свое право на заключение контракта.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения ст. 93 Закона о закупках.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений ИП Егояна А.Л., переписки между Заказчиком и Подрядчиком, а также из материалов обращения Заказчика, можно сделать вывод о том, что действия Подрядчика были направлены на исполнение положений Контракта, однако по независящим от Подрядчика обстоятельствам, выполнить работы в полном объёме не представилось возможным.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что, как уже было указано ранее, согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Вместе с тем, Заказчик не направил в адрес Подрядчика ни одной претензии, Подрядчик не информировался со стороны Заказчика относительно того, что ИП Егоян А.Л. не приступил своевременно к исполнению Контракта либо выполнял работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. Доказательств обратного Заказчик в адрес Комиссии не представил.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Егоян А.Л. исполнил 3 контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя или об умысле ИП Егояна А.Л., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения ИП Егояне А.Л. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Егояне А.Л. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Передать материалы настоящей проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 ноября 2023 г. N РНП-59-389
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023