Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "Управление инфраструктурой и благоустройством Култаевского ТО" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Абрамян А.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги) на территории Култаевского территориального управления (д. Заполье, ул. Нижняя) (изв. N 0356500001423003765),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 15.11.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17.11.2023 с целью изучения документов и анализа материалов обращения и принятия решения.
Согласно извещению N0356500001423003765 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги) на территории Култаевского территориального управления (д. Заполье, ул. Нижняя). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 574 089,51 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
04.09.2023 г. между Заказчиком и ИП Абрамян А.В. (далее - Подрядчик, Предприниматель) заключен контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги) на территории Култаевского территориального управления (д. Заполье, ул. Нижняя) (далее - Контракт) на сумму 1 558 348,61 руб.
Условия Контракта, порядок и сроки приемки, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1,3, 4 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.3. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала выполнения работ: 1 календарный день с даты заключения Контракта (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 30 календарных дней c даты заключения Контракта.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 26.10.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из пояснений представителя Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что соответствии с пп. 1.4, 1.5 Контракта Подрядчик обязан был приступить к выполнению работ в течение 1 календарного дня с даты заключения Контракта и выполнить их в течение 30 календарных дней с даты заключения Контракта, т.е. в срок до 04.10.2023 г. включительно.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения обращения также пояснила, что Подрядчик неоднократно выезжал на место проведение работ, однако к выполнению работ так и не приступил. Кроме того, Подрядчик сообщал Заказчику, что ввиду того, что цены на щебень выросли, при выполнений работ по контракту он вынужден будет работать себе в убыток.
04.10.2023 г. ИП Абрамян А.В. в адрес Заказчика было направлено уведомление об обстоятельствах, влияющих на прочность и качество результата выполненных работ по контракту (вх.N19 от 04.10.2023 г), в котором указано, что при выезде представителей Подрядчика на объект для определения порядка и способов производства работ в рамках муниципального контракта, с учетом данных, содержащихся в Техническом задании (Приложение N 1), Локальном сметном расчете (смете) N 07-01-06 (Приложение N 2) было установлено следующее:
дорожное полотно не подготовлено для производства работ по устройству оснований из щебня толщиной 15 см. (не выполнены подготовительные работы по подготовке профиля дорожного полотна), что является необходимым условием для достижения качественного результата выполненных работ. По всей протяженности дорожного полотна имеются перепады по краям до 40 сантиметров. По всей протяженности дорожного полотна имеются ямы, ширина которых составляет до 1/4 ширины дорожного полотна, протяженность до 1 метра и глубиной от 20 до 40 сантиметров. Профиль дорожного полотна на некоторых участках заужен до 3 метров. Высота обочины дорожного полотна на некоторых участках превышает высоту дорожного полотна до 50 сантиметров. На всей протяженности дорожного полотна имеются участки, где отсутствуют дренажные канавы. Имеются участки глинистых грунтов на дорожном полотне.
При этом перечень применяемых материалов и работ, подлежащих выполнению в рамках муниципального контракта, содержится в Приложении N 2 (Локальный сметный расчет). Перечень материалов, машин, механизмов и работ по Подготовке основания дорожного полотна, устройству дренажных канав отсутствуют в Приложении N 2 к договору и в цену контракта данные работы не включены.
В уведомлении Предпринимателя было указано также следующее:
"Основываясь на технических нормах и правилах, гарантировать надлежащее качество выполненных работ, с учетом отсутствия в техническом задании и локальном сметном расчете работ по подготовке дорожного земляного полотна и дренажных элементов, которые Подрядчик не обязан выполнять, ИП Абрамян А.В. не имеет возможности по независящим от него обстоятельствам".
"Учитывая изложенные факты, ИП Абрамян А.В. по независящим от него обстоятельствам вынужден приостановить производство работ, предусмотренных контрактом, до получения разъяснений со стороны Заказчика.
Прошу вас дать разъяснение по поставленным в данном уведомлении вопросам, а также разъяснить методику и способы выполнения работ в рамках контракта, без выполнения необходимых подготовительных работ по устройству дорожного земляного полотна с целью достижения надлежащего конечного результата, предусмотренного условиями контракта".
19.10.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено разъяснение о том, что в состав работ ФЕР 27-04-007-01, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N 876/пр, входит перечень материалов, машин, механизмов и работ, предусматривающих подготовку основания дорожного полотна.
Данные показатели и расценки на них содержатся в приложении N 2 к муниципальному контракту от 04.09.2023 N 14/ЭА/2023 (локальный сметный расчет), о чем к разъяснениям была приложена соответствующая выписка состава работ.
В ходе рассмотрения обращения представитель Заказчика пояснила, что по состоянию на 26.10.2023 г. Подрядчик к выполнению работ не приступил.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 26.10.2023 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 26.10.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 08.11.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об ИП Абрамян А.В. направлена в адрес Пермского УФАС России 10.11.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В ч.19 ст.95 Закона о закупках указано, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.11.2023 г. было сформировано и размещено в ЕИС решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (такое право Подрядчика предусмотрено п.8.6 контракта), в котором указано, что Подрядчиком в адрес Заказчика 19.09.2023 г. было направлено заказным письмом с описью вложения уведомление об обстоятельствах, в котором указаны недостатки объекта, обоснование невозможности начала производства работ со ссылками на нормативные акты, а также сообщено о решение подрядчика о приостановке работ до получения соответствующих указаний от заказчика. В связи с тем, что заказчиком не был направлен ответ на уведомление и не даны соответствующие указания по поставленным вопросам, ИП Абрамян А.В. 04.10.2023 г. было вручено заказчику то же уведомление. Однако ответ на уведомление заказчиком направлено только 26.10.2023 г. совместно с уведомлением о расторжении контракта со стороны заказчика в одностороннем порядке. При этом в ответе на уведомление, направленном заказчиком, отсутствуют пояснения по поставленным подрядчикам вопросам, в том числе относительно непригодности объекта для производства работ и способа производства работ.
В решении Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта также указано, что в связи с непредоставлением заказчиком Земельного участка в состоянии, соответствующем условиям договора и обеспечивающем своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок, непредоставление пояснений относительно способа выполнения работ, недостатков проектно-сметной документации, для Подрядчика становится невозможным исполнение муниципального контракта в соответствии с содержащимися в нем существенными условиями. В случае своевременного принятия мер заказчиком для устранения недостатков объекта для его передачи подрядчику, предоставления информации о способе выполнения работ, с учетом недостатков в проектно-сметной документации, подрядчик гарантированно обеспечил бы выполнение работ и сдачу их заказчику в кратчайшие сроки. В случае выполнения подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных договором, в отсутствие подписанного дополнительного соглашения к договору, на стороне подрядчика возникали бы убытки в размере стоимости выполненных, но не предусмотренных договором работ.
Согласно ч.20.1 ст.95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 03.11.2023 г.
В соответствии с ч.21 ст.95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило бы в силу 14.11.2023 г., однако Комиссия отмечает, что договор уже был расторгнут 08.11.2023 г. по решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно условий контракта и требований проектно-сметной документации, а также причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Абрамян А.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Абрамян А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 ноября 2023 г. N РНП-59-391
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023