Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены комиссии:
- Мансурова Н.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Качин М.Е., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя ООО "КСТ" - Кулешовой Елены Владиславовны (на основании доверенности), в отсутствие представителей ОСФР по Пермскому краю (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх. N 16504/23) ОСФР по Пермскому краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "КСТ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (абсорбирующие желирующие пакетики для стомных мешков) для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000123000326).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100000123000326, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (абсорбирующие желирующие пакетики для стомных мешков) для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края. Начальная (максимальная) цена контракта 48 324,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 16.11.2023 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17.11.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
04.09.2023 г. между Заказчиком и ООО "КСТ" (далее - Поставщик, Общество) заключен контракт N 643/2023 на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (абсорбирующие желирующие пакетики для стомных мешков) для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 24.10.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законном представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя) следующих технических средств реабилитации: специальных средств при нарушениях функций выделения (абсорбирующие желирующие пакетики для стомных мешков) (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Контракту) и спецификацией (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Контракту), в Пермский край в соответствии с календарным планом (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.
1.2. Поставка Получателям Товара осуществляется в соответствии с условиями, установленными Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
13.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
13.3. В случае принятия Заказчиком предусмотренного пунктом 13.1. Контракта решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта:
1) Заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.4. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (Десяти) дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
13.5. Заказчик не позднее 2 (Двух) рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, обращение о включении информации об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
13.6. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта устранено нарушение условий настоящего контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком условий настоящего контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения настоящего контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Общества является 24.10.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 07.11.2023 г.
Вместе с тем, в нарушение положений ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, информация об ООО "КСТ" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы лишь 10.11.2023.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ОСФР по Пермскому краю приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Уведомление о поставке Товара на территорию г. Перми в адрес отделения Фонда поступило 11.09.2023 года.
В соответствии с п. 3.3.10. Контракта Поставщик обязан представить Заказчику копии действующей декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого Товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности Товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, при поступлении Товара в соответствии с подпунктом 3.3.1 настоящего пункта. Указанные документы предоставляются при их наличии.
Также согласно Техническому заданию контракта специальные средства при нарушениях функций выделения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58235-2022, ГОСТ Р 58237-2022.
14.09.2023 г. Заказчиком произведен осмотр поставленного на территорию г. Перми Товара. В результате которого установлено, что Поставщиком не были предоставлены документы в соответствии с п. 3.3.10 Контракта, а также документы, подтверждающие соответствие требованиям ГОСТ, указанных в Техническом задании контракта.
Поскольку Заказчиком выявлено несоответствие поставляемого товара требованиям Контракта, отделением Фонда в адрес ООО "КСТ" было направлено письмо (исх. N МШ-59- 10/170271 от 19.09.2023 г.) об отказе от подписания акта.
25.09.2023 г. в адрес отделения Фонда от Поставщика поступило письмо N 87./23 от 21.09.2023 г. (вх. N МШ-59-10/170271-отв1 от 25.09.2023 г.), в котором сообщалось, что копии действующей декларации о соответствии или сертификата соответствия передаются Заказчику только при наличии указанных документов.
11.10.2023 г. в адрес ООО "КСТ" было направлено письмо (исх. N МШ-59- 10/170271) в котором сообщалось, что несмотря на то, что пунктом 3.3.10. государственного контракта N 643/2023 от 04.09.2023 года предусмотрена обязанность Поставщика представить Заказчику копии действующей декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого Товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности Товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации при их наличии, данные изделия должны быть зарегистрированы как медицинские изделия. Также согласно Техническому заданию контракта специальные средства при нарушениях функций выделения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58235-2022, ГОСТ Р 58237-2022.
По состоянию на 13.10.2023 года в адрес отделения Фонда вышеуказанные документы Поставщиком не предоставлены.
Поставщик в предоставленных пояснениях сообщает, что отсутствует какой-либо нормативный документ, относящий средства ухода за стомой к изделиям медицинского назначения, и отсутствует требование их обязательной регистрации в Росздравнадзоре.
Поставщик поясняет, что согласно Рекомендации ЕЭС, средства ухода для стомированных пациентов отнесены к пограничным медицинским изделиям (группа Ш), не требующим обязательной регистрации в качестве медицинского назначения.
Соглашение о единых принципах обращения медицинских изделий (изделий медицинских назначений и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза, обязывает действовать Росздравнадзор в рамках указанных Рекомендации ЕЭС.
Данная позиция Росздравнадзора о том, что средство ухода за стомой не относится к изделиям медицинского назначения подтверждена решением АС г. Москвы по делу N А40-259382/2021, а также определением Девятого ААС по делу N09АП-24839/2022, АС Московского округа по делу N 005-21913/2022:000 "Дельмедпром" обжаловал действия Росздравнадзора по отказу в регистрации изделий. Согласно решений АС "Средства ухода для стомированных пациентов по ТУ 32.50.50-001-44300370-2020", производства ООО "ДЕЛЬМЕДПРОМ", Россия, не относится к медицинским изделиям в связи с отсутствием медицинской цели и медицинского предназначения, поэтому не подлежит регистрации в качестве медицинских изделий, (нейтрализатор, очиститель для стомы).
Также Поставщик сообщает, что требуемый товар не входит в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в системе сертификации ГОСТ Р.
На основании указанного, по мнению ООО "КСТ", Поставщик не обязан был при прохождении выборочной проверки предоставлять Заказчику регистрационное удостоверение, Сертификат либо декларацию о соответствии.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений ООО "КСТ", а также предоставленных Поставщиком документов можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта, однако по независящим от ООО "КСТ" обстоятельствам, поставить требуемый товар не представилось возможным.
Согласно п. 3.3.10. Контракта, представить Заказчику копии действующей декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого Товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности Товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, при поступлении Товара в соответствии с подпунктом 3.3.1 настоящего пункта. Указанные документы предоставляются при их наличии.
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с данным положением Контракта, необходимость предоставления предусмотренных вышеуказанным пунктом документов появляется исключительно в случае наличия таких документов.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что на официальном сайте государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (https://roszdravnadzor.gov.ru/) отсутствует информация о товаре, который необходимо предоставить Заказчику в соответствии с положениями данного Контракта.
Также Комиссия обращает внимание на то, что требуемый в соответствии с положениями Контракта товар отсутствует в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "КСТ" исполнило 632 контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ООО "КСТ", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщик, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "КСТ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "КСТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения обращения.
3. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 ноября 2023 г. N РНП-59-396
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023