Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 17147/23) МКУ "Благоустройство Свердловского района" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ООО "Дортехсервис" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству территорий индивидуальной жилой застройки в Свердловском районе города Перми (изв. N 0156300008723000113).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008723000113, Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территорий индивидуальной жилой застройки в Свердловском районе города Перми. Начальная (максимальная) цена контракта 11 123 600,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 16.11.2023 в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 20.11.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
04.07.2023 г. между Заказчиком и ООО "Дортехсервис" (далее - Подрядчик) заключен контракт N 113-23-01 на выполнение работ по благоустройству территорий индивидуальной жилой застройки в Свердловском районе города Перми (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 30.10.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: Выполнение работ по благоустройству территорий индивидуальной жилой застройки в Свердловском районе города Перми (далее - работа).
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала выполнения работ: С даты заключения Контракта (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 20.09.2023 г.
1.6. Место выполнения работ: г. Пермь, Свердловский район.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
На основании пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Контрактом.
8.9. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.9.1. в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе;
8.9.2. представление недостоверных документов и (или) информации, подтверждающих квалификацию участника закупки, и (или) подтверждающих предложение участника закупки по критериям, предусмотренным статьей 32 Закона о контрактной системе, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.10. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.10.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.10.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.10.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств;
8.10.4. в случаях, предусмотренных пунктами 4.1.2. и 4.1.3. настоящего Контракта.
8.10.5. задержки Исполнителем начала оказания услуг более чем на 10 дней, по причинам, не зависящим от Заказчика.
8.10.6 нарушения срока окончания оказания услуг по контракту более чем на 30 дней.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Подрядчика является 30.10.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.11.2023 г.
Информация об ООО "Дортехсервис" направлена в адрес Пермского УФАС России 13.11.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, МКУ "Благоустройство Свердловского района" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
В силу п. 1.4., 1.5. Контракта срок начала выполнения работ: С даты заключения Контракта (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта), срок окончания выполнения работ: 20.09.2023 г.
Пунктом 1.2. Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
Письмом от 16.10.2023 Подрядчику было предложено исполнить свои обязательства в полном объеме, выполнить сдать работы.
На настоящий момент обязательства Подрядчика не исполнены в полном объеме, результаты работ Заказчику не переданы, что свидетельствует о просрочке исполнения Контракта со стороны Подрядчика.
В связи с неисполнением со стороны Подрядчика объемов работ в установленные сроки, в соответствии с пунктом 8.10. Контракта N 113-23-01 от 04.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством РФ.
Общество в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
ООО "Дортехсервис" сообщает, что большая часть работ по Контракту была выполнена, о чем 21.09.2023 Заказчику было направлено уведомление о готовности работ. В частности, в соответствии с разделом 3 Контракта, ООО "Дортехсервис" уведомляло Заказчика о готовности работ по ремонту дороги по ул. Таманской (от ул. Старцева до ул. Самаркандской), по ремонту тротуара по ул. Холмогорской (от ул. Старцева до ул.Балхашской,173), по ремонту тротуара по ул. Лихвинской (от ул. Красноуфимской до ул. Казахской).
Стоимость работ по ул. Холмогорская с учетом понижающего коэффициента составляет 463 433,05 руб.
Стоимость работ по ул. Таманской с учетом понижающего коэффициента составляет 1 085 934,91 руб.
Стоимость работ по ул. Лихвинской с учетом понижающего коэффициента составляет 1 429 641, 82 руб.
Общество поясняет, что работы по указанным объектам выполнены в полном объеме.
Также, сообщает Общество, частично выполнены работы по ремонту ул. Казахской (на сумму 262 696,66) и по ремонту дорог по адресу ул. Братская 10 (на сумму 270 054,02).
Причиной одностороннего отказа от исполнения Контракта, по мнению ООО "Дортехсервис", послужило частичное невыполнение работ по ремонту ул. Казахской и работ по ремонту дорог по адресу ул. Братская 10.
ООО "Дортехсервис" сообщает, что неоднократно уведомляло Заказчика о невозможности проведения ремонтных работ по адресу ул. Братская 10А в связи с обстоятельствами, не зависящими от подрядчика, а именно.
В настоящий момент по ул. Братская 10 иные организации проводят строительные работы, что препятствует ООО "Дортехсервис" осуществлять работы по ремонту проезда.
1) ООО "Новогор-Прикамье" производят работы по раскопке колодцев на участке производства работ ООО "Дортехсервис, в настоящий момент ими вскопан участок производства работ.
2) Подрядная организация, осуществляющая строительство детского сада (АО "ПЗСП"), не перенесла с территории производства работ свои ворота, через которые провозят стройматериалы. Железобетонные блоки, которыми ООО "Дортехсервис" пыталось обозначить (огородить) место производства работ, были сдвинуты иными строителями для проезда строительной техники. На участке производстве работ ООО "Дортехсервис" в связи со строительством детского сада АО "ПЗСП" действовала техника на гусеничном ходу. Движение указанной техники негативным образом сказалось бы на целостности дорожного полотна, вплоть до его разрушения.
В связи с наличием указанных препятствий неоднократно направляло в адрес Заказчика требование об устранении указанных препятствий.
Вместе с тем, Общество поясняет, что Заказчик отказался от оказания содействия Подрядчику, в связи с чем ООО "Дортехсервис" в соответствии с разделом 11 Контракта направило в адрес муниципального контракта письмо о приостановке работ до устранения указанных нарушений.
ООО "Дортехсервис" в подтверждение своей позиции предоставило материалы переписки с Заказчиком, в том числе и письмо о приостановке работ, доказательства направления писем и иных документов Заказчику, а также фотоматериалы, подтверждающие проведение части работ Подрядчиком.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений, фотоматериалов, предоставленных ООО "Дортехсервис", переписки между Заказчиком и Подрядчиком, Комиссия делает вывод о том, что действия Подрядчика были направлены на исполнение положений Контракта, в частности, часть работ Подрядчиком была произведена, оставшуюся же часть работ по независящим от ООО "Дортехсервис" обстоятельствам выполнить не удалось.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Дортехсервис" исполнило 19 контрактов.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ООО "Дортехсервис", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Дортехсервис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Дортехсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 ноября 2023 г. N РНП-59-397
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023