Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста -эксперт отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей индивидуального предпринимателя, по доверенностям;
- представителя КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" по доверенности;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя,
У С Т А Н О В И Л А:
09.11.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ИП Гумеров Ренат Флунович (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" при проведении электронного аукциона на поставку светильников операционных (извещение N 0340200003323015008).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку Заказчик обязан при описании объекта закупки использовать позиции КТРУ. В данной закупке заказчик мог применить код КТРУ 32.50.50.190-00002657, который доступен к применению с 10.10.2023 г и обязателен к применению с 09.11.2023 г.
Сообщил, что Заказчиком установлены избыточные характеристики товара: "Конструкция купола", "Максимальная освещенность 160 клк", "Минимальное значение цветовой температуры каждого осветительного блока не более 3500 К", "Максимальное значение цветовой температуры каждого осветительного блока не менее 500 К", "Длина экрана пульта управления", "Ширина экрана пульта управления", которые в совокупности свидетельствуют о товаре единственного производителя, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Кроме того, отмечает, что описание объекта закупки не содержит достаточного обоснования описательных характеристик, поскольку отсутствуют какие-либо клинические исследования, обосновывающие неоспоримое преимущество использования товара, полностью соответствующего указанным Заказчиком требованиям.
Рассмотрение жалобы назначено на 16.11.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки сформировано с учетом требований Закона о контрактной системе, требований ГОСТ Р 56128-2014. Спорные характеристики установлены Заказчиком с учетом объективной потребности. Позиция КТРУ не подлежала применению, поскольку ее обязательное применение начинается с 09.11.2023 г., при этом Заказчик разместил извещение 27.10.2023 г. Подробная позиция Заказчика представлена письменно, жалобу считает необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
27.10.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку светильников операционных. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 214 164,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуются светильники операционные 4 шт. ОКПД" - 32.50.50.190, в том числе со следующими спорными характеристиками:
Наименование характеристики |
Тип характеристики |
Значение характеристики, единица измерения |
Конструкция купола |
качественная |
Конструкция купола не препятствует ламинарному потоку воздуха в помещении, соответствуя нормам стерилизации и чистоты воздуха. Обтекаемая форма купола, с отсутствием в конструкции лопастей или лепестков для удобства очистки и стерилизации. Полностью герметизированный ламповый кожух. |
Максимальная интенсивность освещённости купола N 1, клк |
количественная |
160 |
Диаметр купола N 1 (осветительного блока) |
количественная |
<=700 |
Минимальное значение цветовой температуры каждого осветительного блока |
количественная |
<=3500 |
Максимальное значение цветовой температуры каждого осветительного блока |
количественная |
>=5000 |
Длина экрана пульта управления |
количественная |
>=57 |
Ширина экрана пульта управления |
количественная |
>=86 |
Относительно довода о неприменении Заказчиком позиции КТРУ 32.50.50.190-00002657, установлено следующее.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила использования КТРУ и Правила формирования каталога).
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. а) п. 5 Правил использования КТРУ вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Порядок определения даты начала обязательного применения позиций каталога, в том числе в случае внесения в такие позиции изменений, установлен пунктом 18 Правил формирования каталога, в соответствии с которым дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 указанных Правил, устанавливается с отложенным сроком - не ранее 30 дней со дня включения в ЕИС соответствующей информации что обеспечивает возможность своевременного ознакомления в целях соблюдения заказчиком требования об обязательности использования позиций каталога в силу пункта 4 Правил использования каталога.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, позиция КТРУ 32.50.50.190-00002657 "Светильник операционный" обязательна к применению с 09.11.2023 г.
Таким образом, описание продукции с указанным Заявителем кодом КТРУ 32.50.50.190-00002657 обязательно к применению только с 09.11.2023 г., в связи с чем, разместив закупку 27.10.2023 г., Заказчик самостоятельно формирует описание объекта закупки в соответствии с п. 7 Правил использования КТРУ.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода Заявителя об описании объекта закупки, соответствующего единственному производителю, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Анализ ГОСТ Р 56128-2014 показал, что он не содержит понятия "конструкция купола"; показатель "Центральная освещенность Ес, клк" со значением "40 -160" и показатель "Цветовая температура Тс" со значением "К 3000 - 6700" заявлены в приложении Б, являются примером медико-технических характеристик светильника операционного и носят информационный характер; показатели "Цветовая температура Тс, К." (п. 6.2.19 ГОСТ Р 56128-2014) и "Центральная освещенность Ес, клк." (п. 6.2.12 ГОСТ Р 56128-2014) не содержат значения; показатели габаритных размеров панели определяются требованиями конкретного лечебно-профилактического учреждения (п. 6.2.25 ГОСТ Р 56128-2014).
Исходя из буквального толкований положений п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, заказчик вправе включить в извещение о закупке такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Более того, в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не следует, что у Заказчика отсутствует возможность включения в описание объекта закупки дополнительных требований (не указанных в соответствующих государственных стандартах), обусловленных потребностью заказчика в соответствии со спецификой и профилем его деятельности. Документального обоснования требуют лишь те характеристики, которые отличны от указанных в ГОСТах. Характеристики конструкции купола рассматриваемый стандарт не содержит. Значение характеристик "Центральная освещенность Ес, клк" и "Цветовая температура Тс" носит информационный характер. Рассматриваемый стандарт не содержит значение характеристик "Цветовая температура Тс, К." и "Центральная освещенность Ес, клк.".
Таким образом, обоснование установления дополнительных характеристик предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 6 Правил использования КТРУ. Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком не применяются отличные от указанных в ГОСТ Р 56128-2014 характеристики, Заказчиком не использована позиция КТРУ, то обоснование установления соответствующих характеристик, не требуется.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в извещение о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК. Кроме того, по результатам проведенного электронного аукциона на участие в закупке подано две заявки. Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем не представлены доказательства того, что его товар не подходит под характеристики технического задания, а также не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП Гумеров Ренат Флунович на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" при проведении электронного аукциона на поставку светильников операционных (извещение N 0340200003323015008).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам.председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 ноября 2023 г. N 043/06/106-1197/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023