Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста -эксперт отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- генеральный директор ООО "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СВЯЗИ-СЕРВИС";
- представителя ООО "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СВЯЗИ-СЕРВИС" по доверенности;
- представителей КОГБУ "Транспортный комитет Кировской области" по доверенностям;
рассмотрев жалобу ООО "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СВЯЗИ-СЕРВИС",
У С Т А Н О В И Л А:
12.11.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СВЯЗИ-СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУ "Транспортный комитет Кировской области" при проведении электронного аукциона на поставку комплекса фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения с его установкой (извещение N 0340200003323015309).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, а именно:
1. необоснованно, в нарушение ГОСТ Р 57144-2016, установлены избыточные характеристики: "Минимальное значение измеряемой скорости <=0 КМ/Ч"; "Максимальное значение измеряемой скорости >=350 КМ/Ч"; "Пределы допускаемой погрешности измерения скорости ТС<=1 КМ/Ч". Значение характеристики "Минимальное значение измеряемой скорости" должно быть установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 как "не более 20 км/ч". Значение характеристики "Максимальное значение измеряемой скорости" должно быть установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 и аналогично закупке N 0340200003323013825 как "не менее 250 км/ч". При этом с учетом допустимого значения характеристики "Пределы допускаемой погрешности измерения скорости", оборудование, приобретаемое Заказчиком, не позволит однозначно установить факт неподвижности ТС (или его движении со скоростью 1 км/ч).
2. установлена избыточная характеристика "Количество камер, обеспечивающих контроль вокруг патрульного автомобиля: >=6ШТ", поскольку комплекс будет выполнять требуемые Заказчиком функции и с меньшим количеством камер.
3. установлена избыточная характеристика "Рабочая частота излучения радиолокационного модуля: >=76ГИГАГЦ", поскольку частота излучения радиолокационного модуля не влияет на параметры функционирования комплекса, распознавания и фиксации ТС. По результатам анализа рынка некоторые комплексы имеют частоту излучения радиолокационного модуля в диапазоне 25,05 - 24,25 ГГц (разрешенном законодательством РФ для использования в целях радиолокации). Кроме того, Заказчиком необоснованно не установлен верхний предел данной характеристики.
4. необоснованно требование для характеристики "Количество разъемов USB" со скоростью передачи данных 2.0, при этом к моменту размещения Заказчиком извещения N 0340200003323015309 выпущены более поздние стандарты передачи данных (USB 3.0, USB 3.1, USB 3.2 и др.), сохранившие типы разъемов, используемые для передачи данных по стандарту USB 2.0, но при этом количественно увеличив скорость передачи данных.
5. необоснованно установлены параметры к габаритам комплекса, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
6. Заказчиком дан противоречивый ответ на запрос о разъяснении извещения о закупке относительно характеристики "Режим, связанный со степенью мобильности - мобильный", поскольку Заказчик сообщает, что комплекс будет применяться только в мобильном режиме, а использование в передвижном или стационарном режиме не планируется. При разъяснении положений объекта закупок Заказчиком конкретизировано, что комплекс должен производить фиксацию нарушений ПДД в стационарном положении.
В совокупности указанные в описании объекта закупки характеристики свидетельствуют о товаре единственного производителя.
При рассмотрении жалобы представители Заявителя поддержали доводы жалобы, дополнительно отмечают, что описание объекта закупки не содержит достаточного обоснования описательных характеристик.
Рассмотрение жалобы назначено на 16.11.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представители Заказчика пояснили, что описание объекта закупки сформировано с учетом требований Закона о контрактной системе, требований ГОСТ Р 57144-2016, а именно:
1. Фиксация скорости до 350 км в час необходима не только для фиксации правонарушений скоростного режима, но и для мониторинга всех транспортных средств в потоке, которые могут двигаться более 250 км в час. Кроме того, поскольку фиксацию правонарушений скоростного режима необходимо фиксировать в движении, то при движении патрульного автомобиля со скоростью 150 км/ч и движущегося во встречном направлении транспортного средства со скоростью 200 км/ч и последующего формирования материала о нарушении ПДД путем вычисления точного показателя скорости нужна фиксация до 350 км/ч. Нижний предел измеряемой скорости (О КМ/Ч) указан из необходимости фиксации ТС, находящихся на парковке.
2. Указанное Заказчиком количество камер выбрано исходя из условий необходимой точности определения нарушений парковки ТС. Также такое количество камер позволяет фиксировать нарушения одновременно с двух сторон автомобильной дороги. Заказчик хочет видеть фиксацию транспортного потока под углом 360 градусов (во круг автомобиля) в целях выявления всех правонарушений в зоне контроля, розыска транспортных средств, фиксации всех правонарушений остановки и стоянки, припаркованных автомобилей как параллельно, так и перпендикулярно проезжей части.
3. Заказчик установил диапазон рабочей частоты комплекса равно 76ГГц исходя из условий затруднения возможности обнаружения фиксации работы радара устройствами обнаружения и создания помех (антирадар) в ТС нарушителей, что позволяет снизить возможность избежать наказания.
4. Количество разъемов стандарта USВ 2.0 указано заказчиком исходя из условий достаточной скорости передачи данных и возможности использования большего количества устройств для установки в качестве АРМ.
5. Заказчик установил требование к габаритам исходя из необходимости использования комплекса совместно с устройством обеспечивающим световую индикацию желтого цвета.
6. Заказчик установил требование к степени мобильности и фиксации всех указанных в ТЗ нарушений из необходимости его использования. Формулировка, данная в разъяснении, о том, что комплекс должен фиксировать нарушения ПДД во время вынужденных остановок, не означает использования его в передвижном варианте. Данная формулировка означала, что комплекс должен продолжать работу при вынужденных остановках патрульного автомобиля. Заказчик планирует использовать данный комплекс только в варианте мобильного исполнения. Подробная позиция Заказчика представлена письменно, жалобу считают необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
03.11.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплекса фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения с его установкой. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 000 000,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется комплекс фотовидеофиксации 1 шт. ОКПД" - 26.51.66.190, в том числе со следующими спорными характеристиками:
Наименование характеристики |
Тип характеристики |
Значение характеристики, единица измерения |
Режим, связанный со степенью мобильности |
качественная |
мобильный |
Минимальное значение измеряемой скорости |
количественная |
<=0 КМ/Ч |
Максимальное значение измеряемой скорости |
количественная |
>=350 КМ/Ч |
Пределы допускаемой погрешности измерения скорости ТС |
количественная |
<=1 КМ/Ч |
Рабочая частота излучения радиолокационного модуля |
количественная |
>=76 ГИГАГЦ |
Длина комплекса |
количественная |
<=1060 ММ |
Ширина комплекса |
количественная |
<=460 ММ |
Высота комплекса |
количественная |
<=180 ММ |
Количество камер, обеспечивающих контроль вокруг патрульного автомобиля |
количественная |
>=6 ШТ |
Количество разъемов USB 2.0 в АРМ |
количественная |
>=2 ШТ |
Комплекс оснащен системой крепления на крышу автомобиля LADA "GRANTA" |
качественная |
наличие |
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из буквального толкований положений п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, заказчик вправе включить в извещение о закупке такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Более того, в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не следует, что у Заказчика отсутствует возможность включения в описание объекта закупки дополнительных требований (не указанных в соответствующих государственных стандартах), обусловленных потребностью заказчика в соответствии со спецификой и профилем его деятельности. Документального обоснования требуют лишь те характеристики, которые отличны от указанных в ГОСТах.
Анализ ГОСТ Р 57144-2016 показал, что нижний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не более 20 км/ч. Верхний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не менее 250 км/ч (п. 5.3 ГОСТ Р 57144-2016). При этом Заказчиком значение спорных характеристик установлено не более 20 км/ч (<=0 КМ/Ч) и не менее 250 км/ч (>=350 КМ/Ч), что соответствует требованиям стандарта.
Согласно п. 6.1.1 ГОСТ Р 57144-2016 технические средства автоматической фотовидеофиксации должны включать в себя, в том числе оборудование фотовидеофиксации (одна или несколько видеокамер для формирования изображения) - ограничения по количеству камер стандартом не установлено.
Значение для характеристик "Рабочая частота излучения радиолокационного модуля", "Длина комплекса", "Ширина комплекса", "Высота комплекса", "Количество разъемов USB 2.0 в АРМ" не предусмотрены стандартом.
В силу п. 4.1 ГОСТ Р 57144-2016 по конструктивным особенностям, связанным со степенью мобильности, технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяют на группы:
- стационарные (С) - предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в режиме непрерывной работы, являющиеся элементами обустройства автомобильных дорог и размещаемые стационарно на стойках, опорах и других конструкциях;
- передвижные (П) - предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в режиме непрерывной работы в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на специальных конструкциях (штативах, треногах и т. п., вышках на базе транспортных средств);
- носимые (Н) - предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и не требующие специальных конструкций для размещения;
- мобильные (М) - предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на борту транспортных средств.
Согласно ответу от 09.11.2023 г. на запрос о разъяснении извещения о закупке по вопросу 4.1 о принадлежности комплекса фотовидеофиксации одновременно к нескольким группам (режимам мобильности) Заказчик сообщает, что данный комплекс будет применяться только на борту автомобиля в течении времени, ограниченного рабочим днем. Использование комплекса в передвижном или стационарном варианте не планируется. Закупка комплекса имеющего более широкий диапазон применения не целесообразна. Использование комплекса в стационарном положении автомобиля означает тот факт, что комплекс должен производить фиксацию нарушений ПДД как в движении, так и во время вынужденных остановок автомобиля (в стационарном положении) будучи размещенным на его крыше.
Противоречий в представленном разъяснении извещения о закупке от 09.11.2023 г. N 881 и в описания объекта закупки не установлено, поскольку стандартом предусмотрено, что мобильный режим связан с применением в течение ограниченного промежутка времени и размещением на борту транспортных средств. Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком предусмотрено крепление комплекса на крышу автомобиля LADA "GRANTA".
Таким образом, описание объекта закупки, которым предусмотрено крепление комплекса на крышу автомобиля и использование данного комплекса в течение ограниченного промежутка времени, соответствует значению мобильного режима, предусмотренного ГОСТ Р 57144-2016.
Обоснование установления дополнительных характеристик предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком не применяются отличные от указанных в ГОСТ Р 57144-2016 характеристики, то обоснование установления соответствующих характеристик не требуется.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в извещение о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика потребности в установлении спорных характеристик.
Таким образом, заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК. Кроме того, по результатам проведенного электронного аукциона на участие в закупке подано две заявки, помимо заявки Заявителя. Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем не представлены доказательства того, что его товар не подходит под характеристики технического задания, а также не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы.
Доводы Заявителя не обоснованы.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СВЯЗИ-СЕРВИС" на действия КОГБУ "Транспортный комитет Кировской области" при проведении электронного аукциона на поставку комплекса фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения с его установкой (извещение N 0340200003323015309).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам.председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 ноября 2023 г. N 043/06/106-1202/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023