Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Управления жизнеобеспечения администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области (далее - Управление ЖКХ Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, Заказчик), индивидуального предпринимателя К<_> (далее - ИП К<_>, Исполнитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ИП К<_>, в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта N 01 от 03.04.2023 (реестровый номер контракта 3490300316923000003), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию в пункте временного содержания (приюте) безнадзорных животных" (реестровый номер извещения 0147300002323000002).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 10.03.2023 Заказчиком - Управлением ЖКХ Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию в пункте временного содержания (приюте) безнадзорных животных" (реестровый номер извещения 0147300002323000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 787 000,00 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 21.03.2023 15:12; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 21.03.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.03.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2023 NИЭА1 на участие в закупке была подана единственная заявка участника с идентификационным номером 113757726, признанная комиссией по осуществлению закупки соответствующей требования извещения об электронном аукционе. На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе Заказчику следует заключить контракт с единственным участником закупки с идентификационным номером 113757726 (ИП К<_>).
03.04.2023 между Заказчиком - Управлением ЖКХ Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области и ИП К<_> заключен муниципального контракта N 01 от 03.04.2023 (реестровый номер контракта 3490300316923000003) на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию в приюте безнадзорных животных (далее - Контракт). Цена контракта составила 1 787 000,00 рублей, с ценой единицы товара (работы, услуги) - 6847,76 рублей.
26.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанного контракта, в связи с неисполнением ИП К<_> обязательств по Контракту.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 7.4 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в единой информационной системе 26.10.2023.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 26.10.2023.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ИП К<_> об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 26.10.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 06.11.2023.
Дата расторжения Контракта, установленная Заказчиком в ЕИС - 08.11.2023.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 08.11.2023.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ИП К<_> в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС 09.11.2023, то есть в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, основанием принятия Заказчиком такого решения, является неисполнение ИП К<_> обязательств по Контракту, а именно, с 01.07.2023 по 26.10.2023 (дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта) Исполнителем, в порядке, установленном Контрактом, не принимались заявки Заказчика о предоставлении услуг, Исполнитель на связь не выходил. Заказчик неоднократно осуществлял дозвон по контактному номеру телефона Исполнителя, указанному в Контракте, но ответа не получил.
Вместе с тем, пунктами 1.1, 3.1, 3.2, 4.4.1 Контракта установлено следующее:
- Исполнитель обязуется оказать услуги по отлову, транспортировке, содержанию в приюте безнадзорных животных круглосуточно в объемах и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, техническим заданием, являющимся неотъемлемым приложением N1 к настоящему Контракту и с учетом положений Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иных санитарных норм и правил действующих на территории Российской Федерации и сдать их, а Заказчик поручает и обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги, а также оплатить их согласно условиям настоящего Контракта;
- Срок (дата) начала выполнения работ: с момента подписания муниципального контракта, срок (дата) окончания выполнения работ: не позднее 31 декабря 2023 года;
- Место проведения работ: Магаданская область, поселок Эвенск;
- Исполнитель гарантирует выполнение всего объёма услуг, выполненных в строгом соответствии с заданием Заказчика, условиями настоящего контракта и требованиями действующего законодательства, в объёме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, и сдать результаты оказанных услуг Заказчику по акту (-ам).
Согласно разделу 5 "Технического задания" (приложение N 1 к Контракту), порядок оказания услуг следующий:
1. Прием заявок от Заказчика, населения и организаций всех форм собственности на отлов безнадзорных животных (собак, кошек) на территории пгт Эвенск, Северо-Эвенского муниципального округа. Обеспечение наличия единого телефонного номера диспетчера (мобильного и/или стационарного) круглосуточно:
- необходимо приступить к выполнению оказания услуги в течение 48 часов после поступления заявки. В случае, если в приюте безнадзорных животных отсутствуют свободные места, работы Исполнителя по отлову заявленного животного переносятся на дату освобождения свободных мест в приюте, за исключением случаев возникновения угрозы жизни и здоровью людей);
- заявка подаётся средствами мобильной, телефонной (в форме телефонограммы) или факсимильной связи по контактному телефону: <_>, либо по электронной почте: <_>, или по адресу нахождения: <_> (по форме, согласно приложению N1 к настоящему техническому заданию).
2. Отлов безнадзорных животных (собак, кошек), находящихся на улицах и в иных общественных местах на территории пгт Эвенск, Северо-Эвенского муниципального округа:
- осуществление отлова безнадзорных животных (собак, кошек) независимо от породы и назначения (в том числе имеющих ошейник с номерным знаком), находящихся на улицах и других общественных местах без сопровождающего лица. Отлов производить только специально предназначенными для этих целей средствами и приспособлениями. Оформляется акт отлова безнадзорного животного (приложение N 2 к настоящему техническому заданию).
3. Транспортировка отловленных животных (собак, кошек) в приют:
- производить транспортировку специально оборудованным транспортом, в просторных клетках, исключающие травмы, увечья или гибель животных.
4. Оказание комплекса ветеринарных услуг отловленным животным (собакам, кошкам), организация осмотра и освидетельствования ветеринарным специалистом каждого отловленного животного (собаки, кошки) перед помещением его в приют:
- результаты осмотра и освидетельствования необходимо отражать в журнале осмотра отловленного животного (приложение N 3) и карточке учета безнадзорного животного (приложение N 4).
5. Содержание безнадзорных животных (собак, кошек) в приюте:
- содержание безнадзорных животных (собак, кошек) в приюте на период реабилитации после стерилизации.
6. Возврат безнадзорных животных владельцам или передача иным лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по их содержанию:
- оформляется актом приема-передачи безнадзорного животного из приюта прежнему (новому) владельцу (приложение N 6 к настоящему техническому заданию).
Согласно пункту 5.1. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта (вх. N 4316/23 от 09.11.2023), в соответствии с условиями Контракта, техническим заданием, Исполнитель ведет прием заявок от Заказчика, населения и организаций всех форм собственности на отлов безнадзорных животных (собак, кошек), по контактному номеру телефона: <_>.
На момент принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, стоимость исполненных ИП К<_> обязательств по Контракту составила - 892 166,68 рублей (50% от цены Контракта), что подтверждается документами о приемке: с/ф N 01 от 19.05.2023, с/ф N 2 от 30.05.2023, с/ф N 3 от 23.06.2023; платежными поручениями: N 301658 от 09.06.2023, N 304823 от 13.06.2023, N 324499 от 23.06.2023.
В период с 01.07.2023 по 26.10.2023, Заказчик неоднократно осуществлял дозвон по указанному номеру телефона Исполнителя, ответа получено не было. Также, 11.10.2023 посредством почтового отправления на адрес места жительства Исполнителя, Заказчиком было направлено информационное письмо (исх. N 612 от 10.10.2023) о необходимости предоставления услуг в соответствии с условиями Контракта, праве Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. Данное письмо оставлено ИП К<_> без ответа.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Рассмотрев документы, представленные в дело, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Включение ИП К<_> в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям исполнителя на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Рассматриваемые правоотношения урегулированы нормами публичного права, в связи с чем предполагается значительно более ответственное отношение сторон к принятым на себя обязательствам. Победитель конкурентной процедуры должен осознавать, что он вступает в публично-правовые отношения, связанные с расходованием бюджетных средств на реализацию публичных экономически и социально значимых нужд, что предполагает значительно большую ответственность сторон в этих правоотношениях, в отличие от тех правоотношений, которые основаны исключительно на частноправовых началах.
Принимая решение об участии в процедуре закупки, осуществляемой в соответствии с Законом о контрактной системе, и подавая соответствующую заявку, Исполнитель как профессиональный субъект предпринимательской деятельности, обязан учитывать специфику контракта в рамках исполнения государственного (муниципального) заказа, соблюдать все предусмотренные для этого условия. В ином случае он несет риски наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе, отказ заказчика от исполнения контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Подавая заявку на участие в закупке, ИП К<_> выразил согласие исполнить условия контракта, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, и должен был в полном объеме осознавать, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющийся предметом контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия ИП К<_> по невыполнению взятых на себя обязательств в полном объеме, предусмотренных муниципальным контрактом, следует считать недобросовестными.
ИП К<_> не предприняты все возможные меры по исполнению обязательств по Контракту, писем в адрес Заказчика о невозможности исполнения обязательств, согласно материалам дела, направлено не было. Иных действий, направленных на добросовестное исполнение своих обязательств по Контракту, в соответствии с условиями Контракта, согласно материалам дела, Исполнитель также не совершил.
Комиссия Магаданского УФАС России не усматривает объективных причин неисполнения ИП К<_> обязательств по Контракту. Надлежащих доказательств в подтверждение своей добросовестности Исполнитель не представил.
Кроме того, на уведомление о рассмотрении дела о включении ИП К<_> в Реестр недобросовестных поставщиков, Магаданского УФАС России (исх. N ВС/2790/23 от 10.11.2023) Исполнитель ответа не предоставил, в том числе доказательств, подтверждающих добросовестное поведение при исполнении Контракта.
В ходе проведения проверки факта одностороннего отказа от исполнения Контракта Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях ИП К<_> присутствует недобросовестное поведение, в связи с чем, лицо подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - Управлением жизнеобеспечения администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе К<_> (<_>), в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию в пункте временного содержания (приюте) безнадзорных животных" (реестровый номер извещения 0147300002323000002) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения соответствующих сведений в ЕИС.
3. Информация для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
08.11.2023 |
10.11.2023 |
09.11.2023 |
0 |
09.11.2023 |
16.11.2023 |
15.11.2023 |
0 |
20.11.2023 |
20.11.2023 |
0 |
0 |
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 15 ноября 2023 г. N 049/10/104-244/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023