Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителей Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - МОГКУ "Центр закупок Магаданской области", Уполномоченное учреждение) Б<_> (дов. б/н от 17.03.2023), Д<_> (дов. N 39 от 29.06.2023), Е<_> (дов. N 36 от 20.06.2023), представителей Заказчика - Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее - Министерство, Заказчик) П<_> (дов. N 153 от 15.11.2023), Р<_> (дов. N 121 от 15.08.2023), представителей Закрытого акционерного общества по монтажу и наладке радиационной техники "Квант" (далее - ЗАО "Квант", Заявитель) Р<_> (дов. N 1-07/189 от 19.10.2022), П<_> (дов. N 1-07/187 от 19.10.2022), рассмотрела жалобу ЗАО "Квант" на действия Уполномоченного учреждения - МОГКУ "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по демонтажу и утилизации аппарата гамма-терапевтического ротационного "АГАТ-Р1" для нужд ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000923001780).
Жалоба подана в установленный частью 6 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе Заявитель указывает, что требования извещения о закупке не соответствуют положениям действующего законодательства.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 03.11.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по демонтажу и утилизации аппарата гамма-терапевтического ротационного "АГАТ-Р1" для нужд ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000923001780).
Начальная (максимальная) цена контракта 6 697 400,00 руб.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 13.11.2023 10:00; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 15.11.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.11.2023 NИЗК1 на участие в закупке подана единственная заявка участника с идентификационным номером 115272968, ввиду чего, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся. Комиссией по осуществлению закупки, заявка единственного участника запроса котировок в электронной форме признана соответствующей требованиям извещения о закупке, таким образом, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе Заказчику следует заключить контракт с единственным участником закупки с идентификационным номером 115272968 (ООО "Сибмер"), по цене контракта - 6 690 000,00 рублей.
2. Согласно первому доводу, изложенному в жалобе Заявителя, установление в извещении о закупке Уполномоченным учреждением, Заказчиком требования о наличии у участников лицензии на право проведения "экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии" неправомерно, так как Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и принятым в соответствии с ним Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии: НП-091-14 (утв. приказом Ростехнадзора от 20 мая 2014 г. N 216) "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения", НП-038-16 (утв. приказом Ростехнадзора от 28 сентября 2016 г. N 405) "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников", такой вид работ, как экспертиза безопасности при выводе из эксплуатации объекта использования атомной энергии не установлен.
Рассмотрев вышеизложенный довод, документы, представленные в материалы дела, заслушав пояснения Сторон, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением о проведении рассматриваемого запроса котировок в электронной форме, предметом закупки является выполнение работ по демонтажу и утилизации аппарата гамма-терапевтического ротационного "АГАТ-Р1".
Согласно приложению к извещению о закупке "Техническое задание" Заказчиком установлено, что в комплексе по выполнению работ по демонтажу и утилизации аппарата гамма-терапевтического ротационного "АГАТ-Р1" требуется проведение "экспертизы проектной документации для выбранного варианта вывода из эксплуатации радиационного источника первой категории радиационной опасности с учетом результатов КИРО и документов по выводу из эксплуатации оборудования, в том числе: отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации ОИАЭ (область использования атомной энергии), программы вывода из эксплуатации аппарата, планов мероприятий по защите работников ГБУЗ "Магаданская областная больница" в случае аварии на ОИАЭ (область использования атомной энергии) при выводе из эксплуатации, программы обеспечения качества при проведении работ".
Подпунктом "л" пункта 1 приложения к извещению о закупке "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном запросе котировок и инструкция по ее заполнению" Уполномоченным учреждение, Заказчиком установлено, что подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является, в том числе, "Копия действующей лицензии или/и выписка из реестра лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии".
Статьей 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Предметом экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии является анализ соответствия документов, представленных заявителем для получения лицензии и обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, и (или) фактического состояния объекта использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.
Приказом Ростехнадзора от 21.04.2014 N 160 "Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии" утверждено Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
В соответствии с пунктом 3 данного Положения экспертиза проводится с целью оценки соответствия представленного соискателем лицензии или лицензиатом (далее - заявитель) обоснования безопасности объекта использования атомной энергии и сведений о его фактическом состоянии и (или) обоснования безопасности вида деятельности в области использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.
Таким образом, исходя из нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в области использования атомной энергии, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) проектной документации для выбранного варианта вывода из эксплуатации радиационного источника при выполнении работ по демонтажу и утилизации соответствующего оборудования не предусмотрено.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Уполномоченным учреждением, Заказчиком части 2 статьи 8, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Установленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. По второму доводу жалобы Заявитель указывает, что работы по демонтажу и утилизации гамма-терапевтического аппарата неправомерно объединены с услугами по проведению экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности). Согласно извещению о закупке, Заказчиком выбран код позиции ОКПД2 - 38.22.19.000 "Услуги по переработке прочих опасных отходов" (на данный вид работ требуется наличие у исполнителя соответствующей лицензии), при этом, услуги по проведению экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии имеют самостоятельный код позиции ОКПД2 - 71.20.19.160. Ввиду изложенного, Заказчик полагает, что объекту закупки более соответствует код позиции ОКПД2 - 38.22.21.900 "Услуги по обращению с удаляемыми радиоактивными отходами прочие, не включенные в другие группировки".
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия Магаданского УФАС России отмечает, что заказчику предоставлено право самостоятельно определять код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги).
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2, к порядку выбора кода ОКПД2. Также Закон о контрактной системе не предусматривает такого нарушения, как неправильно выбранный заказчиком код ОКПД2, вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор кода ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Уполномоченным учреждением, Заказчиком применен код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2, с учетом специфики закупки (техническому заданию) и области применения закупаемых работ, что в данном случае не ведет к сокращению количества участников закупки.
Таким образом, в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика отсутствуют нарушения требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
4. По третьему доводу жалобы Заявитель указывает, что в приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном запросе котировок и инструкция по ее заполнению" установлено, что требования к количественным, качественным и техническим характеристикам недвижимого имущества, оборудования, технических средств установлены в файле "Приложение N 4.1". Вместе с тем, файл с таким именем и (или) содержанием к извещению не приложен.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Во исполнение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Комиссия установила, что в извещении о закупке, приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном запросе котировок и инструкция по ее заполнению" Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с пунктами 26 и 27 раздела V приложения к Постановлению N 2571, а именно:
"наличие у участника закупки в соответствии с п. 26 раздела V приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 (Работы по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения):
1) опыта исполнения договоров на выполнение работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения.
Сумма цен выполненных работ по договорам должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, оборудования и других материальных средств с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).*
* Требования к количественным, качественным и техническим характеристикам недвижимого имущества, оборудования, технических средств установлены в файле "Приложение N 4.1".
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный (исполненные) договор (договоры);
2) акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ;
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, или договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, зарегистрированный в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
4) перечень указанного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке) и находящегося в собственности или на ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов с указанием их количественных, качественных и технических характеристик;
5) инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности), договоры аренды, субаренды, лизинга, безвозмездного пользования или иные информация и документы, подтверждающие факт наличия у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов на ином законном основании.
наличие у участника закупки в соответствии с п. 27 раздела V приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 (Работы, услуги по хранению ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, по захоронению радиоактивных отходов:
1) опыта исполнения договоров на выполнение работ, оказание услуг по транспортированию ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов. Сумма цен выполненных работ, оказанных услуг по договорам должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, оборудования и других материальных средств с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).*
* Требования к количественным, качественным и техническим характеристикам недвижимого имущества, оборудования, технических средств установлены в файле "Приложение N 4.1".
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный (исполненные) договор (договоры);
2) акт (акты) выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, оказанных услуг;
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, или договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, зарегистрированный в установленном порядке (если предусмотрено законодательством),
с приложением акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
4) перечень указанного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке) и находящегося в собственности или на ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов с указанием их количественных, качественных и технических характеристик;
5) инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности), договоры аренды, субаренды, лизинга, безвозмездного пользования или иные информация и документы, подтверждающие факт наличия у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов на ином законном основании.
Вместе с тем, "Приложение N 4.1", определяющее требования к количественным, качественным и техническим характеристикам недвижимого имущества, оборудования, технических средств, в ЕИС (карточке закупки) не размещено.
Таким образом, при подаче заявки потенциальным участникам закупки невозможно определить перечень оборудования и других материальных ресурсов, соответствующих требованиям Заказчика, а также, комиссии по осуществлению закупки не предоставляется возможным определить соответствие поданной заявки требованиям извещения.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
4.1) Кроме того, Комиссия Магаданского УФАС России отмечает, что неправомерно установление дополнительных требований одновременно по двум позициям к Постановлению N 2571.
Согласно приложению N 2 "Термины и определения" к Федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии НП-091-14 "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения", утвержденным приказом Ростехнадзора от 20.05.2014 N 216, вывод из эксплуатации объекта использования атомной энергии - деятельность, осуществляемая после прекращения эксплуатации ОИАЭ, исключающая его использование по проектному назначению вплоть до полного или частичного освобождения от радиационного контроля органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Согласно пункту 13 НП-091-14 при подготовке к выводу из эксплуатации ОИАЭ эксплуатирующая организация должна обеспечить:
-разработку программы вывода из эксплуатации;
-удаление ОЯТ и (или) ЯМ, радиоактивных технологических сред из оборудования, систем и помещений ОИАЭ;
-проведение КИРО в объеме, необходимом для разработки проектной документации вывода из эксплуатации ОИАЭ;
-подготовку отчета по результатам КИРО;
-дезактивацию зданий, сооружений, конструкций, систем и оборудования в объеме, необходимом для выполнения работ по выводу из эксплуатации;
-переработку и кондиционирование РАО, накопленных на ОИАЭ за время его эксплуатации, их размещение в хранилище РАО и (или) транспортирование за границы площадки ОИАЭ на хранение или захоронение;
-подготовку работников (персонала) для выполнения работ по выводу из эксплуатации
ОИАЭ;
-подготовку эксплуатационной документации систем и оборудования при проведении работ по выводу из эксплуатации ОИАЭ;
-разработку планов мероприятий по защите работников в случае аварии на ОИАЭ при выводе из эксплуатации;
-разработку программы обеспечения качества работ при выводе из эксплуатации ОИАЭ;
-разработку мероприятий по противопожарной защите ОИАЭ при выполнении работ по его выводу из эксплуатации;
-разработку проектной документации для выбранного варианта вывода из эксплуатации
ОИАЭ с учетом результатов КИРО;
-разработку ООБ при выводе из эксплуатации ОИАЭ для выбранного варианта вывода из эксплуатации ОИАЭ.
Таким образом, работы по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения (позиция 26 приложения к Постановлению N 2571) включают в себя транспортирование радиационных источников.
Позиция 27 приложения к Постановлению N 2571 применяется при условии, если предметом закупки будет являться только транспортирование радиационных источников.
Одновременное установление требований по двум позициям приложения к Постановлению N 2571 фактически исключает возможность участия в закупке субъектов, обладающих только опытом "Работы по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения" и наоборот по отношению к субъектам, обладающих только опытом "Работы, услуги по транспортированию ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов", что может создать условия по отказу от участия в закупке лиц, имеющих лишь часть требуемого опыта, нарушения принципа равнодоступности при проведении закупки. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзорах судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март, апрель 2023 года), подготовленных Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, а также правоприменительной практикой территориальных органов ФАС России.
При этом, Комиссия установила, что Контрактом не определена стоимость работ по транспортированию радиоактивного источника, таким образом не предоставляется возможным определить стоимость контракта (не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта), необходимого для подтверждения опыта исполнения таких работ, в соответствии с требованиями пункта 27 приложения к Постановлению N 2571, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе, положениям Постановления N 2571, в том числе влечет необоснованное ограничение числа участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Уполномоченным учреждением, Заказчиком норм части 2 статьи 8, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления N 2571. Установленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В четвертом доводе жалобы Заявитель указывает, что в извещении о закупке имеются противоречия в части установления преимущества участникам рассматриваемой закупки, а именно, в извещении о закупке Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, при этом подпунктом "и" пункта 1 приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном запросе котировок и инструкция по ее заполнению" установлено требование о предоставлении декларации о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям (в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе). Данные противоречивые требования извещения, по мнению Заявителя, вводят в заблуждение потенциальных участников закупки, так как не ясно какой категории хозяйствующих субъектов предоставлено преимущество.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно подпункту "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии, представитель Уполномоченного учреждения пояснила, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"), таким образом, при рассмотрении заявок участников закупки у комиссии по осуществлению закупки имеется возможность проверки статуса такого участника в указанном Реестре, а также, при регистрации участника в ЕИС, принадлежность к СМП подтверждается автоматически. При этом, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, при подаче заявки участником закупки декларированию подлежит только принадлежность такого участника к СОНКО.
С учетом изложенного, Комиссия установила, что положения извещения о рассматриваемой закупке (требования к содержанию заявки на участие) соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя.
Довод жалобы не нашел подтверждения и является не обоснованным.
6. По пятому доводу жалобы Заявитель указывает, что исполнение контракта в установленный Заказчиком срок, с соблюдением требований действующего законодательства в области проведения работ, являющихся предметом закупки, невозможно, так как об оказании услуг (выполнении работ) не позднее чем за 10 дней до их начала, в обязательном порядке, уведомляется Ростехнадзор (пункт 37 Федеральных норм и правил НП-067-16 "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"), что при установленном 10-дневном сроке на выполнение работ по Контракту невыполнимо. Нормативно также установлен срок входного контроля источников ионизирующего излучения организацией, которой они передаются - 10 суток (в соответствии с пунктом 44 Федеральных норм и правил НП-067-16 "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"). Кроме того, в связи с характером перевозимого груза и его перевозкой в специализированном контейнере перевозка производится специализированным автотранспортом (транспортирование является обязанностью исполнителя по Контракту). Вместе с тем, в проекте Контракта (пункт 4.1) и техническом задании Заказчиком установлен срок оказания услуг - с момента (даты) заключения контракта до 30 ноября 2023 года, пунктом 4.2 проекта Контракта установлено, что датой исполнения Исполнителем обязательств по Контракту считается дата подписания Заказчиком документа о приемке в ЕИС, а срок приемки (пункт 5.3 проекта Контракта) - не позднее 10 рабочих дней. Согласно Извещению, дата начала исполнения контракта - 20 ноября 2023 года, то есть на исполнение всех обязательств по контракту Исполнителю отводится 10 дней.
Также, в подтверждение невозможности исполнения Контракта в установленный Заказчиком срок, Заявителем представлен договор с ФГУП "ПО "Маяк" (N 2405/2021/6.2-ДОГ от 06.12.2021), являющимся в настоящий момент, со слов Заявителя, единственным предприятием, осуществляющим приемку отработавших закрытых источников ионизирующего излучения. В соответствии с данным контрактом передача Предприятию отработавших закрытых источников ионизирующего излучения осуществляется в период с 15.01.2023 по 15.10.2023 года.
Рассмотрев указанный довод, заслушав пояснения представителей Уполномоченного учреждения и Заказчика, Комиссия установила.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 стать 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно извещению о закупке: дата начала исполнения контракта - 20.11.2023; дата окончания исполнения контракта - 25.12.2023.
Пунктом 4.1. проекта Контракта установлено, что работы выполняются в сроки, указанные в Контракте. Срок выполнения работ - с даты заключения контракта до 30 ноября 2023 года.
На заседании Комиссии, представитель Уполномоченного учреждения пояснила, что установленный в извещении о закупке срок исполнения контракта указан с учетом приемки выполненных работ, срока на оплату Заказчиком выполненных работ.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств невозможности уведомления Ростехнадзора с момента заключения контракта о проведении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки (в соответствии с НП-067-16), отсутствия возможности прибытия в срок, установленный контрактом, специалистов Заявителя по выводу из эксплуатации радиационных источников к месту проведения работ.
Также Комиссия отмечает, что представленный договор с ФГУП "ПО "Маяк" не может быть принят Комиссией в качестве подтверждения довода Заявителя об определенной периодичности приемки отработавших закрытых источников ионизирующего излучения Предприятием, так как относится к предмету определенных (иных) гражданско-правовых отношений.
На основании изложенного данный довод не нашел своего подтверждения и является не обоснованным.
7. В соответствии с доводом жалобы Заявителя, по данным сайта Ростехнадзора, Заказчик - ГБУЗ "Магаданская областная больница" не имеет лицензии на вывод радиационного источника из эксплуатации, предусмотренной пунктом 105 Федеральных норм и правил НП-038-16 "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников", согласно которому проведение работ по выводу из эксплуатации стационарного РИ должно осуществляться работниками (персоналом) организации, эксплуатирующей РИ, или работниками (персоналом) специализированных организаций, имеющих лицензии (разрешения) на выполнение соответствующих работ. Заявитель полагает, что при осуществлении работ по выводу из эксплуатации РИ соответствующую лицензию должны иметь и эксплуатирующая организация, и привлекаемая ей специализированная организация (в соответствии с письмом Ростехнадзора от 15.10.2019 N 06-05-04/1545).
Рассмотрев указанный довод, документы представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
Пунктом 105 правил НП-038-16 "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (утв. приказом Ростехнадзора от 28.09.2016 N 405) установлено, что проведение работ по выводу из эксплуатации стационарного РИ должно осуществляться работниками (персоналом) организации, эксплуатирующей РИ, или работниками (персоналом) специализированных организаций, имеющих лицензии (разрешения) на выполнение соответствующих работ.
Из изложенного следует, что проведение работ по выводу из эксплуатации стационарного РИ должно осуществляться работниками (персоналом) организации, имеющей соответствующую лицензию. Данная норма является диспозитивной, так как предполагает вариативность организации, выполняющей такие работы (эксплуатирующая организация, или специализированная организация) и имеющей соответствующую лицензию.
На Заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что требуемая лицензия у ГБУЗ "Магаданская областная больница" имеется. Вместе с тем, представители Заявителя затруднился пояснить, нарушением какой нормы Закона о контрактной системе является отсутствие у Заказчика лицензии на вывод из эксплуатации радиационных источников, а также каким образом отсутствие у Заказчика такой лицензии нарушает права и законные интересы Заявителя.
Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.
8. Кроме того, при проведении внеплановой проверки рассматриваемой Закупки, Комиссия установила, что в приложении к извещению "Техническое задание" Уполномоченным учреждение, Заказчиком установлено требование о наличии у исполнителя действующей системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ ISO 9001 от 28.09.2015 или ГОСТ ISO 13485-2017 от 30.06.2017.
Вместе с тем, в соответствии с приказами Росстандарта: от 28.09.2015 N 1391-ст "Об утверждении национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования"; от 30 июня 2017 г. N 615-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 13485-2017", применение указанных стандартов является добровольным.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что установление требования о наличии у исполнителя действующей системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ ISO 13485-2017 является технической ошибкой.
С учетом вышеизложенного, действия Уполномоченного учреждения, Заказчика, при установлении требований исполнителям о наличии действующей системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ ISO 9001 от 28.09.2015 или ГОСТ ISO 13485-2017 фактически приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика выявлено нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Квант" на действия Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по демонтажу и утилизации аппарата гамма-терапевтического ротационного "АГАТ-Р1" для нужд ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000923001780) обоснованной в части нарушения части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 6 статьи 31, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, положений Постановления N 2571.
2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушения части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 6 статьи 31, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, положений Постановления N 2571.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 17 ноября 2023 г. N 049/06/42-247/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023