На основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения от Регионального отраслевого объединения работодателей "Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области" о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителя Магаданское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства" (далее - МОГКУ СОН "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства", Заказчик) Г<_> (дов. б/н от 20.11.2023), без участия представителей Регионального отраслевого объединения работодателей "Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области" (далее - РООР "Магадан", Заявитель), уведомленного надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении Заказчика - МОГКУ СОН "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства" при проведении электронного аукциона "Оказание охранных услуг" (реестровый номер извещения 0347200009823000010).
Форма проверки - документарная.
Внеплановая проверка проведена на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Закона о контрактной системе, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907, Письма ФАС России N МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 02.11.2023 в Магаданское УФАС России от РООР "Магадан" (вх. N 4206-ЭП/23) поступила информация о нарушении МОГКУ СОН "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства" законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона "Оказание охранных услуг" (реестровый номер извещения 0347200009823000010).
01.11.2023 заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание охранных услуг" (реестровый номер извещения 0347200009823000010).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 304 731,52 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 09.11.2023 15:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 09.11.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.11.2023.
02.11.2023 и 03.11.2023 Заказчиком были внесены изменения в извещение о закупке, вследствие чего, также был изменен срок проведения закупки. Дата и время окончания срока подачи заявок - 10.11.2023 15:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 10.11.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.11.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.11.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка участника с идентификационным номером 115247056, ввиду чего, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Комиссией по осуществлению закупки, заявка единственного участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям извещения о закупке, таким образом, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе Заказчику следует заключить контракт с единственным участником закупки с идентификационным номером 115247056 (ООО "Охранное агентство "Страж"), по цене контракта - 2 304 731,52 рублей.
На момент проведения внеплановой проверки, процедура заключения контракта находится на этапе подписания исполнителем.
2. В соответствии с первым доводом обращения, РООР "Магадан" полагает, что, исходя из положений извещения о закупке Заказчиком - МОГКУ СОН "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства" проводится закупка охранных услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Вместе с тем, в приложении к извещению - "Описание объекта закупки", Заказчиком установлены требования о предоставлении дополнительной услуги: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, являющейся отдельным видом услуг требующей соответствующей лицензии.
По мнению Заявителя, данные противоречия положений извещения о закупке нарушают требования законодательства о контрактной системе и вводят в заблуждение потенциальных участников закупки.
В соответствии частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Комиссия установила, что Заказчиком соблюдены требования части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, при внесении изменений в извещение о закупке.
При проведении внеплановой проверки, Комиссией рассмотрены положения извещения (с приложениями) от 03.11.2023.
Объектом рассматриваемой закупки являются услуги частной охраны. Заказчиком выбран код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 80.10.12.000 - Услуги охраны, включающий код по КТРУ - 80.10.12.000-00000003 - Услуги частной охраны (Выставление поста охраны).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно подпункту 33 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охране) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Статьей 11.2 Закона об охране предусмотрены особенности лицензирования частной охранной деятельности.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В извещении, приложении к извещению - "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено требование к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям:
"выписка (копия выписки) из реестра лицензий (Основание: п. 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") с разрешенными видами охранных услуг "охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Основание: п. 7 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации")".
Вместе с тем, в соответствии с извещением о закупке, приложением к извещению - "Описание объекта закупки", пунктом 1.1 проекта Контракта, Заказчиком проводится закупка следующих видов услуг по охране:
- Охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Таким образом, Комиссия установила, что Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на оказание одного вида охранных услуг, при том, что фактически закупаются 2 отдельных вида услуг охраны, требующих соответствующей лицензии.
В письменном пояснении (вх. N 4420-ЭП/23 от 15.11.2022) Заказчик подтвердил, что в совокупности закупаемых услуг охраны, требуется обеспечение охраны объекта, в том числе с использованием технических средств охраны - кнопки тревожной сигнализации. Не установление в извещении, приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" требования о предоставлении лицензии на оказание услуг по обеспечение "охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию", явилось следствием технической ошибки.
На основании изложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрен частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
3. Во втором доводе обращения Заявитель указывает, что положения технического задания, о производстве досмотра и изъятию отдельных предметов противоречат нормам УПК РФ, КоАП РФ, Закона об охране, ввиду того, что досмотр и изъятие отдельных предметов является процессуальным действием и может быть выполнено только сотрудниками государственных правоохранительных ведомств, а также работниками государственных предприятий ведомственной охраны с соблюдением установленных условий (включая составление соответствующего протокола, наличие понятных). Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об охране на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что в действующей редакции извещения (от 03.11.2023), внесены изменения в отношении требования о досмотре и изъятии запрещенных предметов.
Так, в соответствии с приложением к извещению "Описание объекта закупки", Заказчиком установлено следующее:
"осмотр (не является принудительным и производится при добровольном согласии) подозрительных вещей, запрещённых к переносу или хранению в Учреждении, в том числе: огнестрельного, холодного оружия и боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, алкогольных и спиртосодержащих напитков, наркотических, психотропных, отравляющих, ядовитых и сильнодействующих веществ, которые могут причинить вред людям, зданию, либо материальным ценностям. В случае отказа предъявления вещей к осмотру, незамедлительно сообщить об этом в администрацию Заказчика и действовать по их указаниям".
Таким образом, Комиссией не установлено нарушение Заказчиком положений Закона о контрактной системе, действующего законодательства Российской Федерации.
4. По третьему доводу обращения Заявитель указывает, что установленная Заказчиком в приложении к извещению "Описание объекта закупки" обязанность охранника (работника Исполнителя) по проверке предписания на право проверки объекта, а также личных документов сотрудников полиции, незаконно. Данное регулирование не связано с предметом проводимой закупки. Кроме того, регулирование Заказчиком взаимоотношений Исполнителя и его контролирующих, а также правоохранительных органов не предусмотрено Законом о контрактной системе и не отвечает требованиям эффективности проводимой закупки.
Частью 3 статьи 12.1. Закона об охране установлено, что частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.
Из содержания пункта 26 части 1 статьи 9 ФЗ-226 "О войсках национальной гвардии РФ" следует, что войска национальной гвардии, среди прочих, наделены следующими полномочиями: входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках.
Из содержания пункта 5 части 1 статьи 13 ФЗ-3 "О полиции" следует, что для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляются среди прочих следующие права: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Из содержания пункта "з" части 1 статьи 13 ФЗ-40 "О федеральной службе безопасности" следует, что органы федеральной службы безопасности, среди прочих, имеют следующие права: беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Заявитель указывает, что ни одним из вышеуказанных законодательных актов не предусмотрено предъявления какого-либо предписания в т.ч. на право проверки объекта.
В письменном пояснении по данному доводу Заказчик указал, что при заключении Контракта с победителем закупки, будут внесены изменения в техническое задание в части "действий охранника при возникновении экстремальных ситуаций на охраняемом объекте".
Изучив вышеизложенный довод, Комиссия отмечает, что, как справедливо указал Заявитель, данные нормы действующего законодательства, в части полномочий работников частных охранных организаций, не регулируются Законом о контрактной системе. Также Комиссия не установила признаков ограничения конкуренции, необоснованного сокращения числа участников закупки, при установлении Заказчиков указанных противоречивых требований.
На основании изложенного, данный довод обращения признан не обоснованным.
Иные требования законодательства о контрактной системе при проведении данного электронного аукциона, также явились предметом рассмотрения Комиссии, нарушений не установлено.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - Магаданского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства" при проведении электронного аукциона "Оказание охранных услуг" (реестровый номер извещения 0347200009823000010) нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать поскольку данное нарушения не повлияло на определение победителя закупки.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 20 ноября 2023 г. N 049/06/99-243/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023