Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - КГБПОУ "Алтайский политехнический техникум" - Браун Елены Викторовны, Лушкова Константина Владимировича,
от индивидуального предпринимателя Андриановой Ирины Викторовны - Андриановой Екатерины Сергеевны,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБПОУ "Алтайский политехнический техникум" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Андриановой Ирине Викторовне в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 28.07.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323010877 "Поставка полуавтоматического ленточнопильного станка в рамках федерального проекта "Профессионалитет", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10 ноября 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБПОУ "Алтайский политехнический техникум" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Андриановой Ирине Викторовне в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 28.07.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323010877 "Поставка полуавтоматического ленточнопильного станка в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
16 ноября 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика настаивают на включении сведений об индивидуальном предпринимателе Андриановой Ирине Викторовне в реестр недобросовестных поставщиков. Пояснили, что поставщиком было нарушено требование о поставке нового товара. Поставленный станок имеет следы эксплуатации. Кроме того, в нарушении условий контракта поставщиком вместе с товаром не были предоставлены необходимые документы.
Представитель индивидуального предпринимателя против удовлетворения заявления заказчика возражает. Указал, что приобретал станок у третьего лица с условием, что станок является новым. Пояснил, что сопроводительные документы возможно было дослать по электронной почте.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
06 июля 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000323010877 "Поставка полуавтоматического ленточнопильного станка в рамках федерального проекта "Профессионалитет". Максимальное значение цены контракта - 1 252 300 руб.
На участие в закупке была подана одна заявка. Протоколом подведения итогов определения поставщика от 17.07.2023 г. заявка была признана соответствующей.
28 июля 2023 года по итогам закупки N 0817200000323010877 между КГБПОУ "Алтайский политехнический техникум" и индивидуальным предпринимателем Андриановой Ириной Викторовной был заключен контракт на поставку товаров, по условиям которого поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно полуавтоматический ленточнопильный станок в рамках федерального проекта "Профессионалитет" по наименованиям, качеству, комплектации, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (приложение N 1), в установленный контрактом срок. Поставщик гарантирует заказчику, что товар, поставляемый в рамках контракта, является новым (то есть не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), свободен от любых притязаний третьих лиц, не находится под запретом (арестом), в залоге.
Согласно пункту 4.1 контракта поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 60 календарных дней со дня заключения контракта.
Пунктом 5.1 контракта определено, что поставщик в день поставки товара представляет заказчику следующие документы на русском языке либо точный и достоверный перевод на русский язык:
документ о приемке, составленный по форме, с учетом положений пункта 5.2 контракта;
акт приема-передачи товара и /товарную накладную в двух экземплярах;
технический паспорт (паспорт производителя) на каждую единицу товара или иной документ, содержащий все существенные технические характеристики;
сервисную и (или) ремонтно-техническую или иную эксплуатационную документацию;
документы, подтверждающие гарантийные обязательства (гарантия Поставщика (гарантийное письмо или иной документ), гарантия производителя (гарантийный талон либо соответствующий раздел и отметка в техническом паспорте);
инструкция пользователя на русском языке.
Таким образом, товар должен был быть поставлен заказчику до 26 сентября 2023 года включительно.
Поскольку товар в установленный срок поставлен не был, письмом от 09.10.2023 г. заказчик потребовал от поставщика произвести поставку до 16.10.2023 г.
10 октября 2023 года поставщик предоставил заказчику гарантийное письмо, в котором просит дать возможность поставить товар до 27.10.2023 г. Указал, что станок только что поступил на таможенный склад в Москве.
Вместе с тем, 27.10.2023 г. станок поставлен не был.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.1 и 11.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных контрактом;
невыполнение поставщиком требования заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик не поставил товар ни в срок, указанный в контракте, ни в срок, определенный в письме заказчику от 09.10.2023 г., 30 октября 2023 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.07.2023 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01 ноября 2023 года поставщик направил заказчику письмо с просьбой отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что товар уже отправлен заказчику.
09 ноября 2023 года по адресу г. Барнаул, ул. Мусоргского, 38 была произведена поставка ленточнопильного станка.
Согласно акту от 09.11.2023 г. комиссией заказчика установлено, что поставленный товар не является новым и в нарушении пункта 5.1 контракта поставщиком не представлены:
технический паспорт (паспорт производителя) на каждую единицу товара или иной документ, содержащий все существенные технические характеристики;
сервисная и (или) ремонтно-техническая или иная эксплуатационная документация;
документы, подтверждающие гарантийные обязательства (гарантия поставщика (гарантийное письмо или иной документ), гарантия производителя (гарантийный талон либо соответствующий раздел и отметка в техническом паспорте);
инструкция пользователя на русском языке.
Поскольку документы отсутствуют, заказчик пришел к выводу, что не представляется возможным проверить соответствие поставленного товара техническим характеристикам, указанный в контракте. На основании изложенного, комиссия заказчика пришла к выводу об отказе от приемки товара.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Поскольку поставленный заказчику товар не соответствовал условиям контракта, у заказчика отсутствовали основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 10 ноября 2023 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Представитель поставщика указал, что сам поставщик находится в г. Ростов-на-Дону и при покупке станок не осматривал. Станок поступил на склад в г. Москва, там был растаможен и отправлен в г. Барнаул. Пояснил, что приобретал станок у третьего лица, которое гарантировало, что станок является новым.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу о наличии факта недобросовестного поведения поставщика: поставщик поставил товар, не соответствующий условиям контракта, а также не представил относящиеся к товару документы, представление которых предусмотрено контрактом.
Заказчик вправе был рассчитывать на надлежащее исполнение поставщиком заключенного контракта на условиях, предусмотренных закупочной документацией.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Андриановой Ирине Викторовне ИНН 616111451764 (344113, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 76/1) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 ноября 2023 г. N 022/10/104-1391/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023