Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Кислицына Дмитрия Аркадьевича, не явился, извещен;
от заказчика - КГБУЗ "Детская стоматологическая поликлиника N 2, г. Барнаул", Неделина Дениса Анатольевича, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Горбункова Андрея Васильевича, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ИП Кислицына Дмитрия Аркадьевича на действия заказчика по осуществлению закупки N 0817200000323017592 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", "В", а также лекарственных средств, дезинфицирующих средств, неподлежащих использованию, пришедших в негодность в 2024 г.", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ИП Кислицын Дмитрий Аркадьевич (далее - заявитель) обратился в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на действия заказчика по осуществлению закупки N 0817200000323017592 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", "В", а также лекарственных средств, дезинфицирующих средств, неподлежащих использованию, пришедших в негодность в 2024 г.".
В обоснование жалобы заявитель указывает, Заказчик/уполномоченное учреждение объединили в одной закупке лицензируемые и не лицензируемые виды деятельности, также Заказчиком указано общее количество всех медицинских отходов, в то же время условия образования, транспортирования и обращения с отходами различных классов отличаются.
Также заявитель указывает, что из анализа извещения и приложений к нему, не представляется возможным определить классы опасности отходов и их качественные характеристики, а также, что сжигание, как способ обезвреживания отходов, избран Заказчиком как безальтернативный.
На основании изложенного просит провести внеплановую проверку оспариваемой закупки, до окончания рассмотрения жалобы по существу определение Исполнителя приостановить.
Представитель заказчика поддерживает позицию уполномоченного учреждения. Считает, что в действиях Заказчика отсутствуют какие-либо нарушения Закона о контрактной системе, иных нормативно-правовых актов.
Представитель уполномоченного учреждения считает, что заказчиком, уполномоченным учреждением нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допущено.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
09.11.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 09.11.2023 г. N 0817200000323017592 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", "В", а также лекарственных средств, дезинфицирующих средств, неподлежащих использованию, пришедших в негодность в 2024 г.".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N89) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьей 4.1 ФЗ N89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, порядок обращения с медицинскими отходами не регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а регулируется соответствующим законодательством. Указанный вывод согласуется с позицией Минприроды России, в том числе изложенной в письме от 04.02.2022 N 25-47/3539.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N323) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
Также, согласно ч. 3 ст. 49 ФЗ N323 медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Данные Санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию медицинских отходов, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в пункте 157 раздела X СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии с пунктом 157 СанПиН 2.1.3684-21 к медицинским отходам класса Г относятся:
отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 191 СанПиН 2.1.3684-21 сбор и временное хранение, накопление медицинских отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г").
Согласно пункту 192 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности.
Согласно пункту 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Таким образом, в СанПиН 2.1.3684-21 указано, что вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности, по отходам класса Б, В и Г подобных указаний не имеется.
Следовательно, положения СанПиН 2.1.3684-21 не относят медицинские отходы класса Г к отходам производства и потребления, обращение с которыми регулируется нормами ФЗ N89.
Таким образом, нормы Закона N89-ФЗ, а также нормы правовых актов в области обращения с отходами производства и потребления не распространяются на медицинские отходы.
Заявитель указывает, что в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1447 "Об утверждении Правил уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств" уничтожение фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в связи с чем медицинские отходы класса Г подпадают под сферу регулирования 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" несостоятельна в связи со следующим.
Постановлением Правительства N 1447 регулируется порядок уничтожения изъятых из гражданского оборота фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств. Порядок сбора, транспортировки, обезвреживания и утилизации лекарственных средств, пришедших в негодность и являющихся медицинскими отходами, указанным постановлением не регулируется.
Объектом закупки является "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", "Г", а также лекарственных средств для нужд КГБУЗ "АКЦПБ со СПИДом, филиал в г. Бийске" в 2024 г". Лекарственные средства, пришедшие в негодность, подлежащие сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации в рамках данной закупки, образованы в процессе осуществления медицинской деятельности Заказчика, поэтому, в соответствии с письмом Министерства Здравоохранения РФ N30-5/3080 от 11.08.2022 г. относятся к медицинским отходам.
Таким образом, доводы о соединении в одной закупке лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности необоснованны.
Заявитель указывает на то, что не представляется возможным определить вид отходов, подлежащих обращению по контракту, классы опасности отходов, а также их качественные характеристики.
Однако указание Заказчиком в описании объекта закупки на медицинские отходы класса "Б", "В", лекарственные средства, дезинфицирующие средства, предполагает все разновидности медицинских отходов классов "Б", "В", отдельные разновидности отходов класса "Г", указанные в пункте 157 раздела X СанПиН 2.1.3684-21.
Таким образом, формулировки, указанные в описании объекта закупки понятны, непротиворечивы, соответствуют сложившейся практике и обычаям делового оборота, не противоречат законодательству, в том числе п. 1 ч. 2 ст. 42 и ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доводы заявителя в этой части необоснованны.
Также, заявитель указывает о не правомерном установлении Заказчиком в описании объекта закупки общего количества всех отходов, вне зависимости от класса, в то время как условия образования, транспортирования и обращения с отходами различных классов отличаются.
Согласно разделу X СанПиН 2.1.3684-21, подрядчику отходы передаются промаркированными. Маркировка позволяет определить, к какому классу относятся те или иные медицинские отходы. На основании вышеизложенного у подрядчика не будет препятствий для обращения с отходами в соответствии с их классовой принадлежностью.
Следовательно, законных оснований для разделения по отдельным позициям отходов по классам нет.
Как указывает заявитель, СанПиН 2.1.3684-21 (п. 200) предусматривает несколько альтернативных способов обезвреживания:
- физический метод, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;
- химический метод, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств;
-термическое уничтожение.
Такого термина как "сжигание" СанПиН 2.1.3684-21 не содержит. В п. 200 СанПиН 2.1.3684-21 в части термического обезвреживания фигурируют инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях. Соответственно, технология термического обезвреживания может быть иной, отличной от сжигания.
Вопрос о выборе метода обезвреживания должен решаться с учетом производственных и технологических возможностей Исполнителя. Заказчик же, установлением указанного требования, вмешивается в хозяйственную деятельность участника закупки.
Согласно п. 164 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (далее - организация), утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее - Схема).
Следовательно, Заказчик вправе самостоятельно определять способы обезвреживания медицинских отходов.
В соответствии с п. 6.2. МУ 3.1.2313-08. 3.1. Профилактика инфекционных заболеваний. Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения. Методические указания", для уничтожения медицинских отходов класса опасности Б и В, в т.ч. шприцев инъекционных однократного применения, рекомендуются термические методы. Приоритетным является метод высокотемпературного термического уничтожения (сжигания) медицинских отходов в пиролизных печах, предполагающий дожигание образующихся продуктов сгорания при температуре 1200 - 1300 °C, обеспечивающее полный распад диоксинов. Преимуществами метода являются его экологическая и эпидемиологическая безопасность, значительное уменьшение (в 5 - 10 раз) объема и массы уничтожаемых отходов. Метод универсален - любые отходы могут загружаться в установку без какой-либо предварительной сортировки.
Таким образом, требования к оказанию услуг установлены исходя из потребности заказчика в соответствии с положениями СанПиН 2.1.3684-21.
На основании изложенного, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в положениях извещения признаков ограничения круга участников закупки, а также нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кислицына Дмитрия Аркадьевича необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 ноября 2023 г. N 022/06/49-1435/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023