Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 ноября 2023 года
Дело N 021/10/104-911/2023 г. Чебоксары
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
Заказчика - "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, представителя по доверенности <_>
представителей по доверенности -<_>. - <_>
рассмотрев обращение, представленное Казенным учреждением "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 08.11.2023 поступило обращение Казенного учреждения "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об обществе с ограниченной ответственностью <_>. (далее - <_>.), Исполнитель) в связи с односторонним отказом от заключения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в не которые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта ( если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
10.02.2023 г. на основании результатов протокола заседания Оперативного штаба по повышению эффективности использования бюджетных средств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (протокол N 50 от 02.02.2023 г.) между казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью <_>.был заключен государственный контракт No70 от 22.02.2023 на выполнение работ по строительству объекта "Строительство отделения врача общей практики (семейного врача) д.Новые Яхакасы бюджетного учреждения Чувашской Республики "Вурнарская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Чувашская Республика, муниципальный район Вурнарский, сельское поселение Санарпосинское, деревня Новые Яхакасы, улица 40 лет Победы, дом 1 В".
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 31 054 120 (Тридцать один миллион пятьдесят четыре тысячи сто двадцать) рублей 00 копеек, в том числе налог на добавлен ную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (Двадцать) процентов (п.2.1).
Также Заказчиком осуществлена выплата авансовых платежей в общей сумме 6 210 824 ( шесть миллионов двести десять тысяч восемьсот двадцать четыре) руб.
Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Строительство отделения врача общей практики (семейного врача) д. Новые Яхакасы бюджетного учреждения Чувашской Республики "Вурнарская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Чувашская Республика, муниципальный район Вурнарский, сельское поселение Санарпосинское, деревня Новые Яхакасы, улица 40 лет Победы, дом 1B" (далее - объект), в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением No 3 к Контракту и его неотъемлемой частью (п.3.1.1).
Срок выполнения работ по Контракту: с даты заключения контракта по 01.08.2023 г.
Сроки выполнения отдельных этапов определяются в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту) (п. 1.4).
По данным ЕИС по состоянию на 20.10.2023 ООО (дата расторжения контракта) <_>. работы не выполнены.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.6 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 9.6 контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, 20.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 70 от 22.02.2023 на строительство объекта "Строительство отделения врача общей практики (семейного врача) д.Новые Яхакасы бюджетного учреждения Чувашской Республики "Вурнарская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Чувашская Республика, муниципаль ный район Вурнарский, сельское поселение Санарпосинское, деревня Новые Яхакасы, улица 40 лет Победы, дом 1В", заключенного с <_>.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 26.10.2023, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Представителем поставщика были даны следующие пояснения.
Подрядчик не мог завершить выполнение работ к установленному Контрактом сроку по причинам, не зависящим от Подрядчика.
После подписания Контракта Подрядчик немедленно приступил к выполнению работ, направленных на исполнение Контракта. Однако, Подрядчиком было установлено, что приступить к выполнению работ непосредственно по строительству объекта не представляется возможным по независящим от него причинам, а именно ввиду:
1. Несвоевременное предоставление Заказчиком документации, необходимой для начала выполнения строительных работ.
2. Наличие препятствий для выполнения работ, устранение которых должно было быть осуществлено Заказчиком, а именно: необходимость переноса опоры ЛЭП и присоединения объекта к сетям; необходимость переноса действующей линии водоснабжения, проходящей по пятну застройки и не указанной в проекте в разделе сведений о существующих сетях.
В соответствии с п. 1.1 заключенного Контракта, Заказчика передает Подрядчику, а Подрядчик принимает утвержденную Заказчиком проектную документацию на весь объем или на определенные этапы работ в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания контракта по акту.
Соответственно, установленный срок передачи документации в рассматриваемом случае истек 03 марта 2023 г. однако к указанному сроку Заказчик свою обязанность не исполнил, проектная документация Подрядчику не предоставлена.
В связи с не предоставлением Заказчиком необходимой документации в добровольном порядке в 5-тидневный срок с момента заключения Контракта, Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены следующие письма с требованием о предоставлении проектной документации, о передаче геодезической разбивочной основы для строительства (Акт ГРО), повторным требованием о предоставлении Акта ГРО, высотного репера.
Помимо обращения в адрес Заказчика, Подрядчиком для ускорения разрешения описанной ситуации и скорейшего выполнения работ по Контракту был направлен ряд писем заместителю генерального директора филиала <_>.
Заказчиком сообщалось, что линии ЛЭП, проходящие по территории строительного участка, препятствующие выполнению работ, были перенесены владельцем сетей 13.06.2023 года.
Таким образом, в результате наличия всех вышеперечисленных препятствий, а также виновных действий Заказчика и в отсутствие вины Подрядчика, выполнить работы в предусмотренный Контрактом срок, а именно до 01.08.2023 г. не представлялось возможным. Так, в соответствии, с условиями Контракта на выполнение работ закладывалось 160 (сто шестьдесят) дней, при этом, ввиду вышеописанных событий, не зависящих от Подрядчика, Подрядчик на протяжении более 4 месяцев не имел возможности приступить к выполнению работ, в связи о чем они были приостановлены, о чем Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика.
В рамках исполнения Контракта Подрядчиком были выявлены препятствия к выполнению работ по строительству объекта, направлены Заказчику многочисленные письма с требованиями об устранении препятствий, а также с уведомлениями о приостановке работ до устранения нарушений.
Также, несмотря на наличие описанных препятствий, Подрядчиком максимально эффективно выполнялись работы в рамках Контракта, что подтверждается направленными в ходе исполнения контракта Актами о приемке выполненных работ, которыми зафиксировано выполнение Подрядчиком всех возможных, в условиях наличия препятствий, видов работ. Нарушение первоначального срока окончания выполнения строительных работ произошло в отсутствие вины Подрядчика.
Ранее Заказчиком уже принималось решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N70 от22.02.2023 г.
При этом, после получения от Подрядчика возражений на указанное решение, Заказчиком доводы Подрядчика были признаны обоснованными, наличие препятствий к выполнению работ подтверждено, и Решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N70 от 22.02.2023 г. отменено.
Однако, неизвестно по каким причинам и несмотря на признание наличия препятствий, Заказчиком, не дождавшись истечения срока выполнения работ с учетом срока действия препятствий к выполнению работ, было принято повторное решение о расторжении, которое Подрядчик также считает незаконным и необоснованным.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика; - последствия нарушения для заказчика; - соразмерность меры ответственности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Подрядчика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
УСТАНОВИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Казенное учреждение "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью <_>, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 15 ноября 2023 г. N 021/10/104-911/2023 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023