Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
- Л.А. Ильченко
- заместитель руководителя управления;
Члены
Комиссии:
- А.А. Михайлова
- начальник отдела контроля закупок;
- М.А. Пилипенко
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок.
в присутствии представителей:
от заказчика - ФГБУН ИЭИ Дальневосточного отделения Российской Академии наук: Штыков Д.В. по доверенности от 10.07.2023 N35;
от ООО "Управленческие системы": Голованов Е.В. по доверенности от 13.10.2023,
рассмотрев материалы дела N 7-3/630 по обращению заказчика - ФГБУН ИЭИ Дальневосточного отделения Российской Академии наук (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Управленческие системы" (ИНН 5029191879 / КПП 502901001), генеральном директоре (учредителе) Шемсудове Глебе Андреевиче (ИНН 502918058989) в связи с односторонним отказом от контракта от 26.07.2023 N17/2023 на поставку информационно-технического комплекса для проведения научных исследований (графическая станция) (извещение N 0322100018223000001) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "Управленческие системы",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 26.07.2023 N17/2023 на поставку информационно-технического комплекса для проведения научных исследований (графическая станция) между ФГБУН ИЭИ Дальневосточного отделения Российской Академии наук и ООО "Управленческие системы" заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0322100018223000001 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить: продукцию радиоэлектронной промышленности (информационно-технический комплекс для проведения научных исследований (графическая станция)) в целях обновления приборной базы в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты", а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (Приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта (п. 1.2 контракта).
Цена Контракта составляет 299 000 (двести девяносто девять тысяч) рублей 00 копеек, в т.ч. НДС - (20%) 49 833 рублей 33 копейки (п. 2.1 контракта).
Поставщик самостоятельно поставляет Товар Заказчику по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 153, 4 этаж (далее - место поставки). Срок поставки Товара: В течение 60 дней с даты заключения контракта.
Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате поставки Товара в место поставки (п. 3.1 контракта).
В соответствии с п. 4.1.1 контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Спецификацией.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 11.1 контракта).
Приложением N1 к контракту "Спецификация" стороны определили товар, необходимый к поставке, а также его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Информация о реестровой записи о товаре и совокупном количестве баллов |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Информационно-технический комплекс для проведения научных исследований (графическая станция), Российская Федерация |
отсутствует |
Штука |
1 |
Материалами дела подтверждается, что 21.08.2023 Обществом посредством электронной почты Заказчику направлено письмо о том, что товар находится на стадии сборки и будет поставлен в срок, согласно п. 3.1 контракта.
Также 21.08.2023 Обществом приобретен и оплачен товар у ООО "Новый Ай Ти Проект" на сумму 188 000,00 руб. (платежное поручение от 21.08.2023 N397, счет от 21.08.2023 N41633).
22.08.2023 ООО "Новый Ай Ти Проект" посредством электронной почты уведомило Общество о том, что отсутствуют комплектующие для сборки системного блока, товар будет отгружен не ранее конца августа.
28.08.2023 ООО "Компания "Ай-Ти-Он" направлено письмо Обществу о невозможности поставки ранее зарезервированного товара.
18.09.2023 Обществом приобретен и оплачен товар у ООО "ГСТ" на сумму 204 000,00 руб. (платежное поручение от 18.09.2023 N 412, счет от 18.09.2023 NГС-1467).
26.09.2023 Заказчиком направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту в связи с непоставкой товара.
10.10.2023 Заказчиком повторно направлена претензия в адрес Общества в связи с непоставкой товара.
Ответы на претензию Обществом в адрес Заказчика не направлялись.
26.10.2023 Обществом приобретен и оплачен товар у ООО "АйтиПартнер" на сумму 285 000,00 руб. (платежное поручение от 26.10.2023 N 461, счет от 26.10.2023 N614062).
10.11.2023 Заказчиком повторно направлена претензия в адрес Общества в связи с непоставкой товара.
В результате изучения материалов дела 7-3/630, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что согласно условиям контракта Обществом должен быть поставлен товар в срок до 25.09.2023 включительно, однако в нарушение условий контракта ООО "Управленческие системы" товар не поставлен.
В этой связи заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
27.10.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
08.11.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Представитель Общества пояснил, что ООО "Управленческие системы" предпринимались действия, свидетельствующие о намерении исполнить обязательства по контракту. Непоставка товара связана с проблемами, возникшими у контрагентов Общества.
Вместе с тем, в силу положений статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
При таких обстоятельствах, неисполнение контрагентом обязательств перед Обществом, само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии у последнего обязанности надлежащего исполнения перед Заказчиком принятых на себя обязательств, и относится к правоотношениям самого Общества с третьими лицами.
Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что из платежных поручений, счетов на оплату, представленных в материалы дела не следует, что оплаченный товар закупался для целей исполнения оспариваемого контракта.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что Общество не уведомляло Заказчика о ходе поставки товара и о проведенной работе в целях исполнения обязательств по контракту, не направляло ответы на претензии.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Управленческие системы" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Товар соответствующий требованиям контракта, в полном объеме в срок до 25.09.2023 Обществом не поставлен.
Принимая участие в закупке, ООО "Управленческие системы" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Управленческие системы", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные ФГБУН ИЭИ Дальневосточного отделения Российской Академии наук об ООО "Управленческие системы" (ИНН 5029191879 / КПП 502901001), генеральном директоре (учредителе) Шемсудове Глебе Андреевиче (ИНН 502918058989) в связи с односторонним отказом от контракта от 26.07.2023 N17/2023 на поставку информационно-технического комплекса для проведения научных исследований (графическая станция) (извещение N 0322100018223000001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Л.А. Ильченко |
Члены Комиссии: |
А.А. Михайлова |
|
М.А. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 ноября 2023 г. N РНП-27-449 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - надлежащее исполнение - платежное поручение - непоставка товара)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023