Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя ООО "ДВ-Строй" - _
в отсутствие представителей заказчика - МБОУ "Средняя школа N6", уполномоченного органа - отдела муниципального заказа администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ДВ-Строй" и материалы дела N027/06/106-1670/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ДВ-Строй" на действия заказчика - МБОУ "Средняя школа N6", уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (извещение N0122300020023000128 от 03.11.2023).
Согласно доводам жалобы, закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка заявителя, как несоответствующая требованиям извещения о проведении спорной закупки.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0122300020023000128 о проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 03.11.2023.
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ СШ N 6, расположенного по адресу Хабаровский край, Советско-Гаванский район, р.п. Лососина, ул. Украинская, д.1.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 54 185 510,00 руб.
Дата начала срока подачи заявок - 03.11.2023.
Дата окончания срока подачи заявок - 13.11.2023.
Дата подведения итогов - 14.11.2023.
В ходе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом представлен отзыв от 17.11.2023 N1-19/102 в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/106-1670/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пп. "н" ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 31 Закон N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства российской федерации" (далее - Постановление N 2571), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с пп. "а" п. 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В силу пункта 10 Постановления N 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Соответствие указанным дополнительным требованиям подтверждается наличием у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в Извещении установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: "Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 или 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и предусмотренные пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке. В отношении заявок, которые признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пп. а) п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений Закона N 44-ФЗ, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закона N 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм законодательства на рассматриваемом этапе деятельности по публичному заказу в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в торгах должно быть отражено обоснование принятого решения в отношении второй части заявки участника закупки, с указанием положений Закона N 44-ФЗ, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0122300020023000128 от 14.11.2023 заявка заявителя была отклонена по следующим основаниям: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Участник закупки в качестве подтверждения опыта представил Контракт N 3270900374218000026 от 24.07.2018 на сумму 92009390,00 рублей. При рассмотрении информации, размещенной в ЕИС, установлено, что контракт имеет статус "Исполнение", документы о полном исполнении в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" отсутствовали, следовательно, на момент рассмотрения комиссией заявки имеются противоречия между информацией, содержащейся в документах, представленных участником в своей заявке (об исполнении контракта) и информацией, размещенной в ЕИС (о том, что данный контракт находится на стадии исполнение). Следовательно, согласно информации в ЕИС факт полного исполнения подрядчиком обязательств не подтверждается. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в ЕИС, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе". Также согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ N 44 "в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе". Кроме того, данное решение также подтверждается Решением Астраханского УФАС России от 09.03.2022 N 030/06/48-290/2022, Решением Удмуртской УФАС России от 29.04.2022 по делу N018/06/106-328/2022, Решением УФАС России по Республике Дагестан от 31.05.2022 по делу N005/06/106-1017/2022, Решением УФАС России по Республике Дагестан от 01.09.2022 N 005/06/106-1655/2022. Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу об отклонении заявки данного участника".
В ходе заседания Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в качестве подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением N2571, заявителем представлены: контракт N 3270900374218000026 от 24.07.2018 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Баня на 30 мест в п. Ванино" на сумму 92 009 390,00 рублей, дополнительное соглашение к контракту от 16.07.2019, Акт приемки законченного строительного объекта по форме КС-11 от 10.03.2020; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 15.04.2020 N 27-RU27504102201-2020.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, на момент рассмотрения закупочной комиссией заявки заявителя, а именно: 10.11.2023, в ЕИС во вкладке "Исполнение (расторжение) контракта" содержалась следующая информация: цена контракта: 92 009 390,00 рублей; стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств: 183 097 449,60 рублей; фактически оплачено: 91 986 844,62 рублей. Закупочная комиссия с целью проверки размещенной в ЕИС информации на момент рассмотрения заявки - 10.11.2023, провела анализ и установила следующее: Акт приемки законченного строительного объекта по форме КС-11, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, представленные участником закупки в составе заявки в ЕИС, отсутствуют. Для подтверждения цены выполненных работ, на основании актов приемки выполненных работ по форме КС-2, размещенных в ЕИС, закупочной комиссией произведен математический расчет путем их сложения, стоимость которых составила 94 830 812,47 рублей. При рассмотрении информации, размещенной в ЕИС 10.11.2023, установлено, что контракт имеет статус "Исполнение", документы о полном исполнении в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" отсутствовали, следовательно, на момент рассмотрения закупочной комиссией заявки имелись противоречия между информацией, содержащейся в документах, представленных участником в своей заявке (об исполнении контракта) и информацией, размещенной в ЕИС. Следовательно, информации размещенной в ЕИС факт полного исполнения подрядчиком обязательств не подтвержден, в связи с чем и на основании ч. 4 ст. 5 Закона N 44-ФЗ и абз. 9 пп. б п. 3 Постановления N 2571 закупочной комиссией принято решение о признании заявки несоответствующей требованиям Извещения.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что отсутствие в единой информационной системе в реестре контрактов на момент проведения спорной закупки информации об исполнении контракта, представленного в качестве подтверждения опыта, не позволяет сделать однозначный вывод о его неисполнении. Обязанность по ведению реестра возложена на заказчика, соответственно, размещение такого рода информации основано на добросовестном поведении последнего. Однако возможность участия в спорной закупке не может быть поставлена в зависимость от надлежащего и оперативного исполнения соответствующей обязанности иным лицом (заказчиком по иной закупке), подобное противоречит общим принципам права.
Статус "Исполнение завершено" присваивается в реестре только после полной оплаты товаров, работ и услуг по заключенному договору, следовательно, наличие в реестре договоров статуса "Исполнение" по какой-либо сделке однозначно не свидетельствует о том, что данная сделка не исполнена именно со стороны поставщика (исполнителя). Соответственно, информация, отраженная в реестре контрактов, не может являться безусловным основанием для вывода об исполнении либо неисполнении поставщиком (исполнителем) своих обязательств по контракту, сведения о котором включены в соответствующий реестр, без анализа содержания самих документов, оформленных при исполнении сделки. В данном случае документы, подтверждающие такое исполнение, были представлены.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что участником закупки подтверждено соответствие дополнительным требованиям, предусмотренным Извещением.
Следовательно, у закупочной комиссии не имелось достаточных оснований для признания заявки участника несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки в соответствии п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
Доводы жалобы признаны обоснованными.
Также, согласно информации ЕИС, на дату 15.11.2023 контракт N 3270900374218000026 от 24.07.2018 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Баня на 30 мест в п. Ванино" имеет статус "Исполнение завершено" (реестровая запись N 3270900374218000026), заказчиком по указанному контракту вся информация, подтверждающая опыт участника закупки - ООО "ДВ-Строй", размещена.
Выявленное в действиях закупочной комиссии нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДВ-Строй" на действия заказчика - МБОУ "Средняя школа N6", уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ СШ N 6, расположенного по адресу Хабаровский край, Советско-Гаванский район, р.п. Лососина, ул.Украинская, д.1 (извещение N0122300020023000128 от 03.11.2023).
2. Признать в действиях закупочной комиссии нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать закупочной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 ноября 2023 г. N 7-1/314
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023