Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 ноября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Администрацией Палкинского района Псковской области (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Институт Псковводпроект" (адрес: 180007, г. Псков, ул. Киселева, д. 16; ИНН 6027151985) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде - Полигона ТБО вблизи д. Амосово Палкинского района (номер извещения: 0157300007019000055),
УСТАНОВИЛА:
13 ноября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Институт Псковводпроект" (далее по тексту - ООО "Институт Псковводпроек") (юридический адрес: 180007, г. Псков, ул. Киселева, д. 16; ИНН 6027151985) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде - Полигона ТБО вблизи д. Амосово Палкинского района (номер извещения: 0157300007019000055).
Рассмотрение сведений состоялось 20 ноября 2023 года в 11 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 17 ноября 2023 года в 11 часов 30 минут, в связи с необходимостью обеспечения очной явки Заказчика.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157300007019000055 о проведении электронного аукциона - 09.12.2019 14:43.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 4 225 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.12.2019 N0157300007019000055-3, на участие в аукционе подано 2 (две) заявки, все допущены к участию в аукционе. Победителем признан участник, с заявкой N118, с предложением о цене контракта 3 380 000,00 рублей.
5) 25.12.2019 Заказчиком заключен муниципальный контракт N 0157300007019000055 с Обществом с ограниченной ответственностью "Институт Псковводпроект" на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде - Полигона ТБО вблизи д. Амосово Палкинского района", с ценой 3 380 000,00 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде - Полигона ТБО вблизи д. Амосово Палкинского района (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к муниципальному контракту). Заказчик обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Согласно пункту 1.2. контракта местоположение: Земельный участок расположен по адресу: Палкинский район, бывшая дер. Амосово (КН: 60:14:0080106:4), Полигон ТБО - КН 60-60-01/035/2010-446 площадью 2,4 га.
В соответствии с пунктом 2.4. контракта Заказчик осуществляет финансирование и оплату работ по Контракту в объемах, предусмотренных п. 2.1 Контракта. Источник финансирования: Бюджет муниципального образования "Палкинский район", с использованием средств субсидии из областного бюджета. Авансирование работ - 30% от цены Контракта 1 014 000,00 (один миллион четырнадцать тысяч рублей 00 копеек) руб. Сумма аванса выплачивается с даты заключения контракта в течении 20 рабочих дней.
27.12.2019 Обществу выплачен аванс в размере 1 014 000,00 рублей.
Согласно пункту 3.1. контракта срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по 30 августа 2020 года, в том числе:
с момента заключения муниципального контракта по 25 апреля 2020 года - выполнение изысканий: инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических, гидрометеорологических;
с момента заключения муниципального контракта по 30 августа 2020 года - разработка проекта рекультивации и получение экологической экспертизы.
Акты выполненных работ (инженерные изыскания) на сумму аванса размещены в ЕИС (29.014.2020 на 120 000,00 рублей; 13.03.2020 на сумму 350 000,00 рублей; 14.05.2020 на сумму 94 000,00 рублей).
16.11.2020 (исх.NМК-05-02-41/39510) поручение о проведении государственной экологической экспертизы.
09.12.2020 (исх.N04-17/22612) письмо - уведомление Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о некомплектности материалов.
26.03.2021 Приказ Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора N171-ПР.
30.03.2021 (исх.N02-17/6509) письмо - уведомление Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о завершении ГЭЭ.
Начислена неустойка в размере 220 018,28 рублей (взыскана в судебном порядке, Дело NА52-5352/2021) и в размере 664 372,80 рубля (не оплачена).
29.04.2021 (исх.N112) Общество обратилось к Заказчику о необходимости предоставить сведения о включении полигона ТБО в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, договора аренды земельного участка с КН 60:14:0080106:145, привести материалы общественных слушаний в соответствии с требованиями гос.экологической экспертизы.
19.05.2022 (исх.N1367) Заказчик направляет Обществу ответ на запрос исх.N93 от 11.05.2022, о согласии собственника земельного участка на котором размещены ТБО, о невозможности проведения общественных обсуждений без доработанной проектной документации и об обращении в Комитет по строительству и ЖКХ Псковской области о включении объекта в гос.реестр ОНВОС (вопрос не разрешен).
26.04.2023 (исх.N38) Институт направляет Заказчику отзыв на требование - предупреждение N1142 от 11.04.2023, указав на не предоставление необходимой информации на протяжении 2-х лет, без которой не возможно получение положительного заключения экспертизы.
30.10.2023 (исх.N3241) Заказчик направляет претензию - требование об уплате неустойки в размере 664 372,80 рубля.
30.10.2023 Заказчик с помощью использования ЕИС сформировал решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение обжаловано Обществом в судебном порядке (Дело NА52-7141/2023).
10.11.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 4.2.4. контракта Заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
если Подрядчиком не исполнено требование Заказчика устранить в установленный Заказчиком срок недостатки, выявленные в ходе выполнения работ;
нарушение сроков выполнения работ Подрядчиком;
несоответствие выполненных Подрядчиком работ их объему, предусмотренному Контрактом;
выполнение Подрядчиком работ ненадлежащего качества;
повторное нарушение Подрядчиком условий Контракта;
если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Согласно пункту 7.7. контракта расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с п. 4.2.4. и 4.4.2. Контракта.
30.10.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.
10.11.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из пояснений Общества, для прохождения экспертизы был подготовлена проектная документация, но был получен отказ, в том числе по вине Заказчика а именно:
абз. 1 стр. 6 Приказа Росприроднадзора обязует Заказчика для надлежащего прохождения гос. экспертизы предоставить договор аренды, заключенный с собственником земельного участка с к.н. 60:14:0080106:145 в целях его дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
абз. 1 стр. 8 Приказа обязует Заказчика провести информирование и участие общественности (общественные слушания) в соответствии с п. п. 4.1, 4.3 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в РФ (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372);
абз. 2 стр. 8 Приказа обязует Заказчика предоставить сведения о включении полигона ТБО в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в соответствии с п. 3 ст. 80.1 ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства РФ от 13.04.2017 г. N 445 "Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде".
Об указанных требованиях органа, проводящего экологическую экспертизу Заказчик был уведомлен письмом исх. N 112 от 29.04,2021 г.. Со своей стороны, замечания органа, проводящего экологическую экспертизу, касающиеся обязанностей Подрядчика были устранены и соответствующая документация была направлена в адрес Администрации Палкинского района Псковской области в качестве приложений, в соответствии с письмом исх. N 112 от 29.04.2021 г.. По состоянию на 16.11.2023 г. ни одно из требований Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Заказчиком не исполнены, соответствующие документы Подрядчику не предоставлены, что лишает ООО "Институт Псковводпроект" возможности надлежащим образом подготовить и сдать документы для прохождения государственной экологической экспертизы.
При этом, представителем Заказчика не предоставлено доказательств обратного. Вопрос с включением полигона в государственный реестр не разрешен Заказчиком, обсуждения повторно не проводились, договор аренды на земельный участок не заключен с собственником.
Ранее сведения в отношении ООО "Институт Псковводпроект" не поступали. Согласно сведениям из реестра контрактов в ЕИС с 2013 года, имеет 19 контрактов (44 ФЗ), из них 18 исполнено и 1 односторонний отказ от исполнения контракта (рассматриваемый случай).
При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об ООО "Институт Псковводпроект", в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Комиссия, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Администрацией Палкинского района Псковской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Институт Псковводпроект" (адрес: 180007, г. Псков, ул. Киселева, д. 16; ИНН 6027151985), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде - Полигона ТБО вблизи д. Амосово Палкинского района (номер извещения: 0157300007019000055), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 ноября 2023 г. N РНП 060/06/95-510/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023