Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 ноября 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Уваровская ДСПМК" - _.,
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" (далее также ТОГКУ "Тамбовавтодор", Заказчик) - ...,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - _,
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
осуществив внеплановую проверку в отношении заказчика - Тамбовского областного государственного казенного учреждения на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронной форме N0164200001923003291,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России от общества с ограниченной ответственностью "Уваровская ДСПМК" поступило обращение в котором указано, что заказчик неправомерно включил в объект закупки разные дороги, что является нарушением ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку ненадлежащее формирование объекта закупки приводит к ограничению конкуренции.
Относительно довода жалобы о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тамбовского УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках настоящей внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в числе которых: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно письму ФАС России от 26.07.2023 N МШ/59508/23 "Об актуализации разъяснений ФАС России по вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе" с учетом указанных положений Закона о контрактной системе, а также анализа административной практики ФАС России и ее территориальных органов, по мнению ФАС России, возможно выделить критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота, в том числе:
II. На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации.
1) Для I - III климатической зоны <1> начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,2 млрд рублей.
<1> I - включает в себя Юг России (тропическая зона).
II - Запад и Северо-Запад страны, территория Приморья (субтропическая зона).
III - южные районы Сибири и часть Дальнего Востока (умеренная зона).
Для IV и Особой климатической зоны <2> начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,7 млрд рублей.
<2> IV - Якутия, северная Сибирь, северные районы Дальнего Востока
(полярная зона) Особая зона - Район Чукотки и Заполярье.
Для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,8 млрд рублей.
Для городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 3,6 млрд рублей.
2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.
При этом ФАС России считает необходимым в целях формирования единообразной практики применения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок руководствоваться указанными критериями формирования лота.
Дополнительно ФАС России сообщает, что принятие решения заказчиком о формировании лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автомобильных дорог на срок более 6 месяцев с меньшими значениями начальной (максимальной) цены контракта, по мнению ФАС России, будет способствовать расширению конкуренции на данном товарном рынке и дополнительной экономии бюджетных средств.
Установлено, что предметом электронного аукциона N0164200001923003291 является оказание услуг по содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения и искусственных сооружений на них Тамбовской области в период с 01.11.2023 по 31.10.2024 (протяженность 128,47 км).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 53 513 065,33 руб.
Срок исполнения контракта 12 месяцев.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные работы являются функционально и технологически взаимосвязанными и однородными, поскольку представляют собой функционально и технологически одинаковые работы в границах одного субъекта Российской Федерации (Тамбовская область) и на территории смежных муниципальных образований.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в составе обращения не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что обжалуемые действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки или создание преимуществ кому-либо из участников.
Более того, доказательств того, что иное формирование лота, а именно разделение участков дорог будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, и доказательств невозможности подачи заявки заявителем на участие в закупке, не представлено.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, с учетом вышеуказанной позиции ФАС России Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений правил описания объекта закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В действиях Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель Комиссии |
В.В. Иванов |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова
К.Д. Трушинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 ноября 2023 г. N 068/06/99-810/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023