Резолютивная часть решения оглашена "21" ноября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" ноября 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Козлова Н.Е.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителя:
администрации Тамбовского района Тамбовской области (далее - Заказчик) - Климоновой И.В., Сарыпова И.А.,
в отсутствие:
индивидуального предпринимателя Нелизанова А.П. (далее - ИП, Предприниматель, Подрядчик), уведомленного надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 02.11.2023 от исполнения муниципального контракта от 01.02.2023 N0164200001923000022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в микрорайоне "Солнечный" д. Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области протяженностью 14,373 км, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации Тамбовского района Тамбовской области о направлении сведений об индивидуальном предпринимателе Нелизанове Алексее Павловиче (393400, Тамбовская обл., Знаменский р-н, р.п. Знаменка, ул. Советская, д. 115, ИНН 680400725802) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 02.11.2023 от исполнения муниципального контракта от 01.02.2023 N0164200001923000022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в микрорайоне "Солнечный" д. Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области протяженностью 14,373 км, заключенного по итогам электронного запроса котировок N0164200001923000022, в связи с нарушением условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе документы и сведения, а также сообщил обстоятельства неисполнения ИП Нелизановым А.П. заключенного муниципального контракта от 01.02.2023 N0164200001923000022 и обоснования причин его расторжения, представил подтверждающие документы.
ИП или его представители не участвовали в заседании, в связи с чем устные пояснения не представлены. Кроме того, Предпринимателем не представлены в Тамбовское УФАС России какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта от 01.02.2023 N0164200001923000022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в микрорайоне "Солнечный" д. Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области протяженностью 14,373 км, заключенного с ИП, рассмотрев материалы Заказчика, заслушав его пояснения, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам запроса котировок в электронной форме N0164200001923000022 между администрацией Тамбовского района Тамбовской области и ИП Нелизановым А.П. 01.02.2023 был заключен муниципальный контракт N0164200001923000022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в микрорайоне "Солнечный" д. Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области протяженностью 14,373 км на сумму 1 319 651,00 рублей.
Пунктом 1.1 контракта установлено следующее: "Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в микрорайоне "Солнечный" д. Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области протяженностью 14,373 км (далее - Работы) в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования Тамбовского района Тамбовской области (Приложение N 1 к Контракту), локальным расчетом (Приложение N 2 к Контракту), Перечнем нормативно-технических документов, применяемых при содержании автомобильных дорог (Приложение N 3 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить их в установленные настоящим Контрактом сроки".
Пунктом 2.1 контракта определено, что цена каждого этапа исполнения контракта составляет:
"по этапу N1 - 320 360 (триста двадцать тысяч триста шестьдесят) рублей 49 копеек, НДС не предусмотрен;
по этапу N2 - 791 790 (семьсот девяносто одна тысяча семьсот девяносто) рублей 75 копеек, НДС не предусмотрен;
по этапу N3 - 207 500 (двести семь тысяч пятьсот) рублей 00 копеек, НДС не предусмотрен".
Пунктом 4.2 контракта установлены сроки выполнения работ, согласно которым:
"1 этап: с первого рабочего дня, следующего за днем подписания Контракта по 31.03.2023 (по мере необходимости, предписанию Заказчика);
2 этап: с 01.04.2023 по 31.10.2023 включительно (по мере необходимости, предписанию Заказчика);
3 этап: с 01.11.2023 по 25.12.2023 включительно (по мере необходимости, предписанию Заказчика)".
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), 1 этап контракта был выполнен Подрядчиком в полном объеме на сумму 320 360,49 руб., что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 23.03.2023 N1 на сумму 307 276,67 руб., актом о приемке выполненных работ от 03.04.2023 N2 на сумму 13 083,82 руб., а также платежными поручениями от 18.04.2023 N99668 на сумму 307 276,67 руб. и N99665 на сумму 13 083,82 руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 04.07.2023 N3 на сумму 393 509,90 руб., работы по 2 этапу контракта Подрядчиком были выполнены частично, что подтверждается платежным поручением от 12.07.2023 N546824 на сумму 393 509,90 руб.
30.08.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил предписание N1/7664 об устранении недостатков, в котором обязал в срок до 10.09.2023 произвести ямочный ремонт по улицам Восточной, Сиреневой, Придорожной в мкр. "Солнечный".
По состоянию на 18.09.2023 недостатки Подрядчиком не были устранены, в связи с чем Заказчик направил в адрес Индивидуального предпринимателя претензию N1/8085, согласно которой, ИП в срок до 20.09.2023 должны быть приняты меры по устранению деформаций и повреждений асфальтобетонных покрытий в микрорайоне "Солнечный" д. Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области.
В материалы дела представлен акт обследования выполнения работ по содержанию автомобильных дорог в мкр. "Солнечный" д. Крутые Выселки протяженностью 14,373 км от 21.09.2023, согласно которому комиссией Заказчика было выявлено невыполнение работ по устранению деформаций и повреждений асфальтобетонных покрытий.
Письмом от 21.09.2023 исх. N1/8239 Заказчик уведомил Подрядчика о том, что в случае неисполнения договорных обязательств, администрацией Тамбовского района Тамбовской области будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На рассмотрении настоящего дела представитель Заказчика пояснил, что ответа со стороны Подрядчика на вышеуказанные письма не поступали.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно п. 12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с нарушением ИП Нелизановым А.П. условий контракта Заказчик 02.11.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Установлено, что ИП Нелизанов А.П. не приступил к исполнению своих обязанностей по контракту. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 14.11.2023.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у Индивидуального предпринимателя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Поставщик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в микрорайоне "Солнечный" д. Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области, следовательно, Индивидуальный предприниматель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Объективных доказательств невозможности исполнения контракта в полном объеме и в срок не представлено.
Неисполнение со стороны Подрядчика принятых обязательств в рамках заключенного между сторонами муниципального контракта нарушает права не только Заказчика, но и права граждан на безопасные условия движения по дорогам в микрорайоне "Солнечный" д. Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении муниципального контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ИП Нелизанова А.П. недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного муниципального контракта от 01.02.2023 N0164200001923000022.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила Комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Руководствуясь статьей 95, статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные администрацией Тамбовского района Тамбовской области в отношении индивидуального предпринимателя Нелизанова Алексея Павловича (393400, Тамбовская обл., Знаменский р-н, р.п. Знаменка, ул. Советская, д. 115, ИНН 680400725802) включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Нелизанова Алексея Павловича (ИНН 680400725802) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Нелизанова Алексея Павловича (ИНН 680400725802) из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
В.В. Иванов |
|
|
Члены комиссии Н.Е. Козлова
К.А. Телкова
Исп. Телкова К.А.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 ноября 2023 г. N 068/10/104-846/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023