Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - врио руководителя;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - КУ УР "Республиканский центр занятости населения" о включении сведений об ООО СК "ГЕФЕСТ" (ИНН - 1841020737) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на N зз-22319-2023 "Текущий ремонт с перепланировкой помещений филиалов Республиканского ЦЗН" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123007937), и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей Заказчика - КУ УР "Республиканский центр занятости населения" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 16.11.2023 б/н)( посредством видеоконференцсвязи),
Законного представителя ООО СК "ГЕФЕСТ" (далее - Подрядчик) - <_>,
УСТАНОВИЛА:
24.05.2023 г. Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта 28 000 000,00 рублей.
09.06.2023 г. - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 09.06.2023 г. NИЭОК1 по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке.
29.06.2023 г. на основании решения Министерства промышленности и торговли УР по делу N 05-2-07/2023-08 о согласовании заключения Контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 21.06.2023 г. Заказчиком был заключен контракт с ООО СК "Гефест", согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство на проведение текущего ремонта с перепланировкой помещений филиалов Республиканского ЦЗН. Цена Контракта 28 000 000,00 рублей.
Согласно пояснениям Заказчика, по состоянию на 31.10.2023 работы выполнены и оплачены в полном объеме только по 4 этапу. По 1, 2, 3 этапу работы Подрядчиком не закончены, сроки исполнения нарушены.
Согласно пояснениям представителя Подрядчика недобросовестное поведение со стороны Подрядчика не допущено. ООО СК "Гефест" добросовестно пыталось исполнить взятые на себя обязательства, нарушение сроков исполнения произошло по вине Заказчика.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по текущему ремонту с перепланировкой помещений филиалов Республиканского ЦЗН, в соответствии с перечнем и объемами работ, указанными в Сметной документации (Приложение N 1 к Контракту), Проектной документации (Приложение N 2 к описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) в установленный Контрактом срок.
В силу пункта 12.1 Контракта дата начала исполнения Контракта - 29.06.2023 г.; дата окончания исполнения Контракта - 31.12.2023 г.
Согласно пункту 3.3. Контракта (График выполнения работ) срок выполнения работ:
по 1 этапу (помещения филиалов Республиканского ЦЗН по адресу: УР, Балезинский р-н, п. Балезино, ул. Иеханизаторов, 52) - 27.09.2023 г.;
по 2 этапу (помещения филиалов Республиканского ЦЗН по адресу: УР, Глазов, улю Республиканская, 33, 33А) - 28.09.2023 г.;
по 3 этапу (помещения филиалов Республиканского ЦЗН по адресу: УР, Юкаменский р-н, с. Юкаменское, ул. Победы, д. 1) - 29.09.2023 г.;
по 4 этапу (помещения филиалов Республиканского ЦЗН по адресу: УР, Ярский р-н, п. Яр, ул. Ворошилова, д. 12) - 30.09.2023 г.
14.07.23 г. Заказчиком по акту приема-передачи Подрядчику была передана строительная площадка по 3 этапу;
29.07.2023 г. Заказчиком по акту приема-передачи Подрядчику была передана строительная площадка по 1 этапу;
25.08.23 г. Заказчиком по акту приема-передачи Подрядчику была передана строительная площадка по 2 этапу.
18.08.2023 г. Подрядчик направляет в адрес Заказчика письмо N 28, в котором сообщает Заказчику, что в ходе исполнения Контракта по этапам 1, 3, 4 были выявлены дополнительные работы, без выполнения которых дальнейшие работы по Контракту не представляются возможными. Также Подрядчик направляет акты на дополнительные работы для согласования с Заказчиком.
08.09.2023 г. Подрядчик направляет в адрес Заказчика письмо N 33, в котором сообщает Заказчику, что в ходе исполнения Контракта на этапах 1, 3, 4 были выявлены дополнительные работы, без выполнения которых дальнейшие работы по Контракту не представляются возможными. Подрядчик просит Заказчика согласовать локальные сметные расчеты на дополнительные работы, а также подготовить дополнительное соглашение на увеличение суммы и увеличение сроков выполнения работ.
15.09.2023 г. Заказчик направил Подрядчику письмо N 2376/01-22, в котором сообщил Подрядчику, что увеличение срока исполнения Контракта не представляется возможным. Заказчик попросил скорректировать локальные сметные расчеты на дополнительные работы, так как заключаемый контракт не должен превышать 600 тыс. руб.
20.09.2023 г. Подрядчик направляет в адрес Заказчика письмо N 36, в котором уведомляет Заказчика о том, что на 2 этапе были выявлены дополнительные работы, без выполнения которых дальнейшие работы по Контракту не представляются возможными. Также Подрядчик направляет акты на дополнительные работы для согласования с Заказчиком.
22.09.2023 между Подрядчиком и Заказчиком было подписано дополнительное соглашение N 04-102/23 по дополнительным работам с продлением срока выполнения работ до 31.10.2023 г.
26.09.2023 г. Подрядчик направляет в адрес Заказчика письмо N 37, в котором уведомляет Заказчика о том , что Подрядчик приостанавливает работы по этапам 1, 2, 3 до момента согласования с Заказчиком и надлежащего оформления дополнительных работ, без производства которых выполнение основных работ невозможно. Также напоминает, что Заказчик передал Подрядчику объект по 2 этапу спустя 53 дня с момента заключения Контракта, по 1 этапу спустя 26 дней, по 3 этапу спустя 11 дней.
02.10.2023 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию 2542/0122, в которой указывалось, что по 1, 2, 3 этапу работы в полном объеме Подрядчиком не выполнены.
09.10.2023 г. Подрядчик направляет в адрес Заказчика письмо N 38 с разъяснением Заказчику о нарушении сроков выполнения работ в связи с неоднократными выявлениями дополнительных работ, затягиванию процесса согласования новых работ со стороны Заказчика.
31.10.2023 г. Заказчик сформировал акт выявленных нарушений, в котором зафиксировал, что работы по 1, 2, 3 этапу не выполнены в полном объеме.
31.10.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Вступление решения об одностороннем отказе в законную силу -11.11.2033 г.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить Заказчика и до получения у него указаний приостановить работу при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность её завершения в срок.
В силу пункта 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
По смыслу пункта 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступить к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверки заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020).
Исходя из предоставленных документов и пояснений, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Подрядчик совершал действия, направленные на исполнение условий контракта. Однако, в связи с наличием объективных причин, не смог выполнить взятые обязательства по вине Заказчика.
Исходя из представленных документов и пояснений сторон следует, что Подрядчиком выполнены, а Заказчиком приняты работы в полном объеме по 4 этапу, что свидетельствует о намерении Общества исполнить условия Контракта.
Кроме того, в ходе исполнения Контракта Подрядчиком были обнаружены дополнительные работы на 1, 2, 3 этапе, о чем Подрядчик неоднократно информировал Заказчика, предлагал Заказчику согласовать локальные сметные расчеты на дополнительные работы, а также подготовить дополнительное соглашение на увеличение цены контракта и увеличение сроков, однако это не было сделано Заказчиком, в связи с чем Подрядчиком было принято решение о приостановлении выполнения работ.
При этом, передача Подрядчику строительных площадок Заказчиком в такой длительный срок может повлечь неисполнение условий контракта в срок, согласованный сторонами, то есть уменьшает время на выполнение работ, на которое Подрядчик изначально рассчитывал, подавая заявку на участие в закупке и заключая Контракт с Заказчиком. Исходя из толкования ст. 718 ГК РФ Заказчик должен был надлежащим образом исполнять встречные обязательства по контракту, оказывать содействие Подрядчику при выполнении работ для завершения их в установленный срок.
С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в РНП сведений об ООО СК "ГЕФЕСТ".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО СК "ГЕФЕСТ" (ИНН - 1841020737) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме зз-22319-2023 "Текущий ремонт с перепланировкой помещений филиалов Республиканского ЦЗН" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123007937) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 17 ноября 2023 г. N 018/06/104-904/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023