На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 17.11.2023 года N 396/23, на основании обращения заказчика Брянская таможня (вх. N 7766/23 от 16.11.2023) о включении сведений в отношении ООО "Фортуна" "____." в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "____."
в присутствии:
"____." - представителя заказчика Брянская таможня, действующей на основании доверенности N 29-103/0008/Д от 20.11.2023,
"____." - представителя заказчика Брянская таможня, действующего на основании доверенности N 29-103/0007/Д от 20.11.2023,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей ООО "Фортуна"
в результате рассмотрения обращения заказчика Брянская таможня (вх. N 7766/23 от 16.11.2023) о включении сведений в отношении ООО "Фортуна", в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Брянская таможня требований Закона о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни N 0127100003123000030,
установила:
1) 22.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни N 0127100003123000030.
2) Начальная (максимальная) цена контракта 1 320 137,58 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127100003123000030 подана одна заявка.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.07.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО "Фортуна".
5) 17.07.2023 между заказчиком Брянская таможня и ООО "Фортуна" заключён контракт на выполнение работ по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни N 0127100003123000030 от 17.07.2023 (контракт N 121-юр).
В соответствии с п. 1.1 контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни (далее - работы) в соответствии с приложениями N 1, 2, 3 к контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п.1.3 контракта срок выполнения работ: в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней с даты заключения контракта (т.е. не позднее 22.09.2023).
6) 17.07.2023 ООО "Фортуна" направлено в адрес заказчика письмо (исх. N 31 от 17.07.2023) с просьбой произвести выплату аванса (п. 2.3 контракта).
7) 21.07.2023 заказчиком выплачен подрядчику ООО "Фортуна" аванс в размере 396 041, 27 руб. (платёжное поручение N 608 от 21.07.2023).
8) 26.07.2023 ООО "Фортуна" направлено в адрес заказчика письмо (исх. N 31 от 26.07.2023) с просьбой: указать цвет панелей композитных (пункт сметы 9), согласовать применение светильников (Светодиодный линейный прожектор FERON LL-890 (аналог 1000L-36W-220V), указать цвет гранита керамического (пункт сметы 39), указать цвет панелей композитных (в форме полуцилиндра) (пункт сметы 46).
9) 15.08.2023 заказчиком в адрес ООО "Фортуна" направлено письмо (исх. N 29-12/15306 от 15.08.2023) с согласованием цвета по пунктам 9, 39, 46 сметы. Относительно светодиодного линейного прожектора FERON LL-890 заказчик указал, что он не соответствует техническому заданию по значению цветовой температуры.
10) 17.08.2023 ООО "Фортуна" в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 33 от 17.08.2023) с указанием сотрудников и транспортных средств, которые будут задействованы при проведении работ. Кроме того, ООО "Фортуна" сообщило дату начала производства работ - 21.08.2023.
11) 21.09.2023 ООО "Фортуна" в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 45 от 21.09.2023) с просьбой заменить светильники, поскольку светильников, соответствующих техническому заданию, в свободной продаже нет. Также ООО "Фортуна" считает необходимым продлить срок выполнения работ и указывает, что работы будут продолжены 25.09.2023.
12) 21.09.2023 ООО "Фортуна" в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 46 от 21.09.2023) с указанием сотрудников и транспортных средств, которые будут задействованы при проведении работ. Кроме того, ООО "Фортуна" сообщило дату начала производства работ - 25.09.2023.
13) 16.10.2023 заказчиком в адрес ООО "Фортуна" направлено письмо (исх. N 29-12/19781 от 16.10.2023) о том, что на окончание срока выполнения работ, по состоянию на 13.10.2023 не выполнен ряд работ (указаны в письме). Заказчик просит приступить к устранению замечаний не позднее 23.10.2023.
14) 31.10.2023 ООО "Фортуна" в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 49 от 31.10.2023) о том, что работы не выполнены в срок в связи с невозможностью приобрести требуемые светильники, а также в связи с плохими погодными условиями - дождь, снег. Кроме того, ООО "Фортуна" просит произвести приёмку фактически выполненных работ. К письму приложен акт о приёмке выполненных работ N 30 от 31.10.2023 на сумму 513 734,32 руб.
15) 31.10.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни N 0127100003123000030 от 17.07.2023 (контракт N 121-юр). В основу решения положено невыполнение подрядчиком в указанный срок условий контракта, а именно работы в полном объёме не выполнены, к приёмке не предъявлены.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 31.10.2023 года.
16) 08.11.2023 заказчиком в адрес ООО "Фортуна" направлено письмо (исх. N 29-12/21283 от 08.11.2023) о том, что заказчик не возражает против приёмки фактически выполненных работ при условии, что указанные работы выполнены в полном соответствии с техническим заданием и с надлежащим качеством.
17) 07.11.2023 ООО "Фортуна" в адрес заказчика направлены документы о приёмке (исх. N 50 от 07.11.2023, получено заказчиком 10.11.2023). К письму приложен акт о приёмке выполненных работ N 30 от 31.10.2023 (исправление N 1 от 07.11.2023) на сумму 449 890,07 руб.
18) 14.11.2023 заказчиком составлен протокол разногласий к документу о приёмке - акт о приёмке выполненных работ N 30 от 31.10.2023 (исправление N 1 от 07.11.2023).
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Брянская таможня правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта на выполнение работ по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни N 0127100003123000030 от 17.07.2023 (контракт N 121-юр), поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- Части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 14.1 контракта предусмотрено расторжение контракта - в связи с односторонним отказом Стороны контракта, от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (с учетом норм ч. 8-25 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта, заказчик 31.10.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 31.10.2023, которое впоследствии 31.10.2023 года автоматически с использованием единой информационной системы направлено подрядчику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 31.10.2023 года является датой надлежащего уведомления подрядчика ООО "Фортуна" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 31.10.2023 года является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, то, с 14.11.2023 года контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 31.10.2023 года является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока подрядчик ООО "Фортуна" не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то с 14.11.2023 года контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Фортуна" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком Брянская таможня в рамках заключенного муниципального контракта на выполнение работ по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни N 0127100003123000030 от 17.07.2023 (контракт N 121-юр) недобросовестного поведения подрядчика ООО "Фортуна".
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.6 контракта предусмотрено: Односторонний отказ стороны от исполнения контракта осуществляется в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В рассматриваемом случае заказчиком Брянская таможня 31.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни N 0127100003123000030 от 17.07.2023 (контракт N 121-юр) в связи с не невыполнением ООО "Фортуна" условий контракта в установленный контрактом срок.
Согласно п. 1.1 контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни (далее - работы) в соответствии с приложениями N 1, 2, 3 к контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с п. 1.3 контракта Срок выполнения работ: в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней с даты заключения контракта.
Однако, в предусмотренный условиями контракта срок - до 22.09.2023 года работы по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни выполнены не были.
Согласно приложению N 1 к государственному контракту установлены следующие виды работ:
1. Демонтаж светильников с лампами накаливания
2. Демонтаж светильников для люминесцентных ламп
3. Разборка элементов облицовки потолков с разборкой каркаса: пластиковых панелей
4. Устройство вентилируемых фасадов с облицовкой панелями из композитных материалов: без теплоизоляционного слоя (потолок)
5.Установка светильников встраиваемых потолочных светодиодных
6.Установка светильников светодиодных на кронштейнах
7.Монтаж трубы гофрированной ПВХ для защиты проводов и кабелей
8.Монтаж кабеля силового с медными жилами
9.Разборка покрытий полов из керамических плиток
10.Заделка выбоин в полах площадью до 1,0 м2
11.Нанесение водно-дисперсионной грунтовки на поверхности пористые
12.Устройство покрытий на растворе из сухой смеси с приготовлением раствора в построечных условиях из плиток керамических для полов
13.Устройство рулонного резинового противоскользящего покрытия
14. Укладка металлического накладного профиля
15.Устройство гидроизоляции обмазочной в один слой праймером
16.Устройство вентилируемых фасадов с облицовкой плитами из керамогранита: без теплоизоляционного слоя
17.Снятие и установка поручней металлических
18.Устройство вентилируемых фасадов с облицовкой панелями из композитных материалов: без теплоизоляционного слоя (декоративные элементы)
19.Установка и разборка наружных инвентарных лесов
20. Погрузка и вывоз строительного мусора
Согласно пояснений заказчика, ООО "Фортуна" выполнены только следующие виды работ: Демонтаж светильников с лампами накаливания; Разборка элементов облицовки потолков с разборкой каркаса: пластиковых панелей; Разборка покрытий полов из керамических плиток (требуемая площадь 15 м2 , фактически выполнено 11 м2); Устройство гидроизоляции обмазочной в один слой праймером; Устройство вентилируемых фасадов с облицовкой плитами из керамогранита: без теплоизоляционного слоя; Снятие и установка поручней металлических; Погрузка и вывоз строительного мусора.
Однако, акт выполненных работ не подписан. Подрядчику был выплачен аванс, который впоследствии был возвращён заказчику по независимой гарантии.
Кроме того, подрядчиком ООО "Фортуна" в течение 10 дней (для вступления в силу решения об одностороннем отказе исполнения контракта) не предпринято действий по устранению нарушений условий муниципального контракта.
Доказательств возникновения у ООО "Фортуна" каких-либо объективных обстоятельств, а также обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия муниципального контракта, в Брянское УФАС России не представлено.
В адрес Брянского УФАС Росси 22.11.2023 в 09:22 нарочно поступило обращении ООО "Фортуна" о невозможности предоставить письменные пояснения в установленный Брянским УФАС России срок и просьбой отложить рассмотрение дела. На данное обращение Брянским УФАС России был дан мотивированный ответ (исх. N СВ/7057/23 от 22.11.2023).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является в том числе такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ООО "Фортуна" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, и не предприняло должных действий по выполнению работ согласно условиям контракта.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России усматривает признаки недобросовестного поведения ООО "Фортуна", направленного на ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по рассматриваемому государственному контракту.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующие о его намерениях неисполнения Контракта, заключенного с Заказчиком.
Недобросовестное поведение ООО "Фортуна" в части ненадлежащего исполнения контракта выразилось в следующем: ООО "Фортуна" в установленный срок не выполнило работы по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни; ООО "Фортуна" после получения решения об одностороннем расторжении контракта заказчиком, не предприняло мер по надлежащему исполнению контракта; ООО "Фортуна" не представило в адрес Брянского УФАС России пояснений о невозможности исполнить вышеуказанный контракт, на заседание рассмотрения не явилось, посредством видеоконференцсвязи не подключилось.
Таким образом, учитывая, в том числе, что:
1) ООО "Фортуна" существенно нарушены условия контракта, что выразилось в невыполнении работ по текущему ремонту входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни, предусмотренных контрактом, тем самым не достигнут результат контракта.
2) ООО "Фортуна" не совершено действий по признанию в судебном порядке решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, что также свидетельствует о согласии ООО "Фортуна" с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3) ООО "Фортуна" не представлено пояснений о невозможности исполнить вышеуказанный контракт, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
4) ООО "Фортуна" не совершено никаких действий по устранению допущенных нарушений условий контракта в срок, установленный ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, следовательно, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения в отношении ООО "Фортуна" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
В рассматриваемом случае ООО "Фортуна" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок исполнения государственного контракта и не проявило необходимой осторожности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности в целях надлежащего исполнения принятых на себя перед заказчиком обязательств по контракту.
Учитывая, что ООО "Фортуна" не представлено доказательств, подтверждающих объективное препятствование исполнения Контракта в течении всего срока исполнения контракта, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях Общества, связанных с неисполнением обязательств по Контракту.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив представленные документы, руководствуясь п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч. 13 Постановления N 1078, инспекция Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
2.1 Заказчиком Брянская таможня при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 16, п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона),
поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, а также требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее- Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, требование к обеспечению исполнения контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
Частью 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Так, независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы, по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявок, обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке и исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, а также к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе.
2.2 Заказчиком Брянская таможня при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку:
- во- первых, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки, а так же перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571).
Предметом осуществляемой закупки является текущий ремонт входной группы служебно-производственного здания Брянской таможни.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 320 137,58 руб.
Заказчиком при осуществлении закупки правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией, а именно установлены требования, в соответствии с п. 15 "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений" Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, однако:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при осуществлении закупки предметом которой являются работы по текущему ремонту зданий, сооружений, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Вместе с тем, заказчиком не установлено, в частности, что опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", а также опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа).
Также заказчиком не указано, что договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при подтверждении соответствия участника закупки дополнительным требованиям при осуществлении закупки предметом которой являются работы по текущему ремонту зданий, сооружений, являются следующие документы:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ
Вместе с тем, заказчиком не установлено, что предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Тем самым заказчиком допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе т.к. установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающий соответствие участникам закупки дополнительным требованиям с нарушением требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации N 2571 от 29.12.2021 г.
- во-вторых, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация: "Требования к участникам - Единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ", однако Закон о контрактной системе указывает на то, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, а именно требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а не отсылку на статью Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.3 Заказчиком Брянская таможня при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, согласно которым заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку заказчиком направлено такое обращение в Брянское УФАС России позднее установленного срока.
Так, 13.11.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, таким образом, срок направления обращение о включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков определён не позднее 15.11.2023, однако заказчиком такая информация направлена в адрес Брянского УФАС России только 16.11.2023.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "Фортуна" "____.", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: "____." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ООО "Фортуна" "____.", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: "____." в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
3. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Брянская таможня нарушение требований п.16, п.17 ч.1 ст. 42, п. 12 ч.1 ст. 42, ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе
4. Предписание по устранению выявленных нарушений заказчику не выдавать, поскольку контракт заключён и расторгнут.
5. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы внеплановой проверки для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Резолютивная часть решения объявлена 22.11.2022 года, текст решения изготовлен 24.11.2022 года.
Руководитель инспекции "____."
Члены инспекции
"____."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 22 ноября 2022 г. N РНП-32-814
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023