Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Уралуправтодор"),
- заявителя в лице ООО "Подразделение транспортной безопасности "Рубикон",
рассмотрев жалобу ООО "Подразделение транспортной безопасности "Рубикон" (вх. N 24894-ЭП/23 от 14.11.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице ФКУ "Уралуправтодор" при осуществлении процедуры путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Мост через реку Вьюшка км 939+415 на автомобильной дороге Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск (извещение N 0362100008223000052) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Подразделение транспортной безопасности "Рубикон" (вх. N 24894-ЭП/23 от 14.11.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице ФКУ "Уралуправтодор" при осуществлении процедуры путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Мост через реку Вьюшка км 939+415 на автомобильной дороге Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск (извещение N 0362100008223000052) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства при подготовке извещения о проведении закупки, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.10.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение N 0362100008223000052 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Мост через реку Вьюшка км 939+415 на автомобильной дороге Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 36 597 725,00 рублей.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии, в том числе:
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки определен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - порядок, утвержденный постановлением Правительства N 2604).
Пунктом 3 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании п. 28 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Приложением 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению открытого конкурса в электронной форме установлены критерии, детализирующие показатели и порядок оценки заявок, в том числе оправлено, что для оценки по детализирующему показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" принимаются документы:
исполненный договор (договоры),
акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам),
платежные поручения с отметкой кредитной организации (банка), подтверждающие оплату и исполнение договора (договоров).
Комиссия отмечает, что в силу пп. в п. 28 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, не является исчерпывающим, что также отражено в позиции Министерства финансов Российской Федерации в письме от 6 мая 2022 г. N 24-06-07/41956, что позволяет заказчику, наряду с исполненным договором (договоры), актом (актами) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленным при исполнении такого договора (договоров), требовать предоставления иных документов (например, платежных документов, подтверждающих исполнение представленных контрактов в полном объеме, включая оплату выполненных работ, поставленного товара, оказанных услуг).
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ. применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В этой связи, исполнение государственных и муниципальных контрактов и договоров подразумевает исполнение сторонами своих обязательств в полном объеме, включая приемку и оплату выполненных работ, поставленного товара или оказанных услуг Заказчиком.
Пунктом 1 статьи 408 ГК РФ установлено, что надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Таким образом, обязательства всех сторон по договору (контракту) будут считаться исполненными только при условии оплаты товаров, работ, услуг, принятых заказчиком, в соответствии с условиями договора (контракта).
С учетом указанных норм, при отсутствии в законодательстве о контрактной системе исчерпывающего перечня документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, положения извещения об осуществлении закупки, предусматривающие в качестве таких документов, в том числе, платежные поручения с отметкой кредитной организации об оплате таких актов или иные документы, подтверждающие оплату предоставленных актов приемки, не противоречат требованиям действующего законодательства.
Также, Комиссия отмечает, что согласно ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Комиссией установлено, что заявителем в лице ООО "Подразделение транспортной безопасности "Рубикон" подана заявка на участие в рассматриваемой закупке, заявка признана соответствующей требованиям извещения.
Таким образом, заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия извещения в момент подачи им заявки на участие в закупке.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что порядок, утвержденный постановлением Правительства N 2604, содержит императивное требование о том, что договоры (контракты), предоставляемые в составе заявки для оценки по показателю "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", должны быть исполнены.
Установлено, что заявителем в составе заявки для оценки по детализирующему показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" представлены контракты, заключенные в рамках Закона о контрактной системе, ввиду чего исходя из требований ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, указанные контракты будут считаться исполненными при реализации мер, перечисленных ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, в том числе оплаты контракта.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений, влекущих за собой ограничение числа участников закупки.
Доказательств обратного Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Подразделение транспортной безопасности "Рубикон" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ФКУ "Уралуправтодор", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ФКУ "Уралуправтодор" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 ноября 2023 г. N 066/06/106-4071/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023