Резолютивная часть решения оглашена 20.11.2023
В полном объеме решение изготовлено 23.11.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Радецкой Н.С., действующего на основании доверенности от 15.01.2023,
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Дмитриевской Е.С., действующего на основании доверенности от 15.01.2023,
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Антонова И.В., действующего на основании Распоряжения N 22-р от 20.01.2020,
- представителя МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" Шагеевой О.А., действующего на основании доверенности N 4 от 01.02.2023,
в отсутствие ООО "ГСК", надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.11.2023 поступила жалоба ООО "ГСК" на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - котировочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по сносу ветхих и аварийных домов (извещение N 0869600056223000542) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам 31.10.2023 МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" объявило о проведении запроса котировок.
Заказчиком выступило Муниципальное учреждение Копейского городского округа "Городская служба заказчика".
Начальная (максимальная) цена контракта по запросу котировок - 2 388 659, 61 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 08.11.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ГСК" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы комиссия по осуществлению закупок неправомерно отстранила заявку заявителя, так как в составе заявки представлена выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности, а также договор с субподрядчиком, в связи с чем участником закупки подтверждено соответствие единым требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что также соответствует положениям гражданского законодательства.
Представители заказчика и уполномоченного органа против доводов жалобы возражали, представили письменные пояснения и документы и указали, что участником закупки представлена выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса на лицо, которое не является участником закупки, в связи с чем заявителем не подтверждено соответствие единому требованию к участнику закупки о наличии у него документов, подтверждающих право осуществлять лицензируемый вид деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения запроса котировок в электронной форме определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика от 09.11.2023 (далее - протокол) заявка заявителя (номер заявки 3) признана несоответствующей требованиям документации о закупке со ссылкой на пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе ввиду непредставления участником закупки собственной выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по транспортированию, отходов IV класса опасности.
Согласно пункту 2 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке (Приложение N 5 к извещению о закупке), пункту 19 извещения о закупке установлены следующие требования к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности или копия акта лицензирующего органа;
- подтверждением членства СРО будет являться наличие участника закупки в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций.
Как следует из положений проекта контракта заказчик отнес предмет обязательств к договору на выполнение работ, что свидетельствует о планировании заключения заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, согласно ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, локальной смете N 02-01-01 в объект закупки включены в том числе следующие виды работ:
- погрузка в автотранспортное средство: мусор строительный с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3;
- перевозка грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 20т по дорогам с усовершенствованным (асфальтобетонным, цементобетонным, железобетонным, обработанным органическим вяжущим) дорожным покрытием на расстоянии до 17 км;
- утилизация строительного мусора на полигоне.
Более того, в пункте 3.4.8 проекта контракта указано, что подрядчик обязан устранять за свой счет выявленные в ходе приемки выполненных работ и (или) обнаруженные в пределах предусмотренных контрактом гарантийных сроков на результат работ недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ.
В пункте 3.2 технического задания указано, что категория и классы опасности мусора вывозимого с места выполнения работ определены согласно п.9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" и Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), и относится к IV классу опасности к группе 81000000000 - "отходы коммунальные" подгруппы: - 81290101724 - мусор от сноса и разборки зданий несортированный.
Таким образом, требование к участнику закупки и к составу заявки о наличии выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности или копии акта лицензирующего органа обусловлено спецификой объекта закупки, а также положениями подпункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Вместе с тем, с учетом положений проекта контракта следует, что подрядчик в ходе исполнения обязательств вправе привлекать субподрядные организации, при этом прямое указание, что подрядчик обязан осуществлять вывоз и транспортирование отходов лично в проекте контракта также отсутствует.
Более того, если оказание услуг по транспортированию отходов IV класса опасности расценивать в качестве договора, имеющего признаки договора возмездного оказания услуг, то предусмотренная в проекте контракта возможность привлечения соисполнителей исключают обязанность исполнителя оказать услуги лично (статья 780 ГК РФ).
Таким образом, с учетом положений проекта контракта, положений гражданского законодательства, единых требований к участнику закупки и к составу заявки следует, что участник закупки вправе подтвердить свое соответствие единым требованиям путем предоставления как собственной выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности или копии акта лицензирующего органа, так и выписки, выданной хозяйствующему субъекту, с которым участником закупки заключен договор субподряда на выполнение соответствующих работу, оказанных услуг (с приложением указанного договора в составе заявки участника закупки).
Как следует из документов, представленных заказчиком, в составе заявки ООО "ГСК" содержатся следующие документы во исполнение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- выписка из реестра лицензий N 53058 от 16.11.2022, выданная ООО ПКФ "Экотранс" в том числе на транспортирование отходов IV класса опасности;
- договор на оказание услуг по транспортированию отходов N 13/11/22 от 01.11.2022, заключенный между ООО "ГСК" и ООО ПКФ "Экотранс" (далее - договор).
Таким образом, участником закупки предоставлены документы, которые подтверждают его соответствие единым требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части возможности оказания услуг, подлежащих лицензированию, посредством привлечения соисполнителя для транспортирования отходов, образовавшихся в результате сноса ветхих и аварийных домов.
C учетом изложенного, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе действия котировочной комиссии по признанию заявки заявителя не соответствующей требованиям извещения о закупке являются необоснованными, так как в составе заявки заявителя представлены документы, необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ГСК" на действия котировочной комиссии обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях котировочной комиссии нарушения подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 ноября 2023 г. N 074/06/106-2645/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023