Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 24 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СТИМ", в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя МБУ "Спортивный комплекс "Лидер" города Челябинска Алексеева Н.А., действующего на основании доверенности N 10 от 20.11.2023,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Антроповой С.Н., действующего на основании доверенности от 30.01.2023,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Красиной Н.А., действующего на основании доверенности от 22.12.2022,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Зинохиной Е.С., действующего на основании доверенности от 22.12.2022,
- представителя ООО "СТИМ" Фоменко В.В., действующей на основании доверенности от 13.11.2023;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 14.11.2023 поступила жалоба ООО "СТИМ" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене искусственного покрытия футбольного поля по адресу: г. Челябинск, ул. Копейское шоссе, 43-а (извещение N 0169300000123001628) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам 02.11.2023 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило МБУ "Спортивный комплекс "Лидер" города Челябинска. Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 3 691 610, 96 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.11.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СТИМ" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, так как указанный вид работ не относится к предмету закупки.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа против доводов жалобы возражали, предоставили письменные пояснения и указали, что предметом закупки является в том числе транспортирование отходов от демонтажа футбольного поля, которые относятся к 4 классу опасности, что требует наличие лицензии на осуществление деятельность по транспортированию отходов указанного класса опасности в силу требований лицензионного законодательства.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых вида деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
Таким образом, лицензированию подлежит деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности, в том числе по транспортированию отходов IV класса опасности (пункт 8 Приложения к Постановлению N 2290).
В пункте 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" указано, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, включает в себя следующий вид отходов, а также соответствующий им класс опасности: 89000001724 - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.
Таким образом, одиннадцатая цифра подкода 89000001724 - "4" свидетельствует об отнесении указанного вида отходов к 4 классу опасности.
В пунктах 4, 5 ведомости объемов работ, являющейся приложением N 1 к техническому заданию, указано, что в объем работ входит в том числе:
- погрузка группы грузов: мусор строительный с погрузкой вручную;
- перевозка: грузов 1 класса по дорогам, на расстояние до 30 км.
Выполнение указанных работ также предусмотрено локальным сметным расчётом (сметой) N 02-01-02, проектом сметы контракта.
В пункте 3.1.10 проекта контракта предусмотрено обязательство подрядчика обеспечить выполнение работ на объекте лично или лицом, имеющим лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с видом работ: транспортирование отходов IV класса опасности (код по ФККО: 89000001724).
Таким образом, отходы, образующиеся в ходе осуществления демонтажа имеющегося покрытия футбольного поля, относятся к отходам 4 класса опасности, услуги по транспортированию которых являются неотъемлемым этапом осуществления работ по замене покрытия футбольного поля в силу положений ведомости объемов и стоимости работ, локального сметного расчета.
Доводы заявителя, согласно которым транспортирование отходов не является самостоятельным объектом закупки, не находят своего подтверждения, так как услуга по транспортированию отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ определена как одна из услуг, которую необходимо оказывать в рамках замены покрытия футбольного поля, при этом указанная услуга подлежит приемке и оплате в ходе исполнения контракта, в связи с чем транспортирование указанных отходов является самостоятельным обязательством, которое должен выполнить исполнитель в рамках заключенного контракта.
При этом участник закупки вправе подтвердить свое соответствие единым требованиям путем предоставления как собственной выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности или копии акта лицензирующего органа, так и выписки, выданной хозяйствующему субъекту, с которым участником закупки заключен договор субподряда на выполнение соответствующих работ, оказанных услуг (с приложением указанного договора в составе заявки участника закупки).
С учетом изложенного, установление в требованиях к участнику закупки и к составу заявки условия о наличии лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности, код по ФККО: 89000001724), что подтверждается соответствующей выпиской, обусловлено необходимостью транспортирования отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ, которые относятся к IV классу опасности, что соответствует объекту закупки с учетом пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "СТИМ" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 ноября 2023 г. N 074/06/106-2683/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023