Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
<_____.>
<_____.>
<_____.>
проведена внеплановая проверка соблюдения комиссией по осуществлению закупок требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, начальная (максимальная) цена контракта - 119 748 362,40 рублей (извещение N 0190200000323011572).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Место проведения внеплановой проверки: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23.
Уведомлением Ямало-Ненецкого УФАС России определена дата и время проведения внеплановой проверки: 17.11.2023, а также направлен запрос Заказчику, о предоставлении мотивированных возражений на обращение Заявителя, иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
На уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России Заказчиком представлены письменные пояснения и информация по проводимой внеплановой проверке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужила жалоба Заявителя (вхд. 7343-ЭП/23 от 07.11.2023), в которой указывается на признаки нарушения Заказчиком законодательства о контрактной системе.
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0190200000323011572 было размещено 01.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:
1) Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2) Требования в соответствии с позицией 33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
3) Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
4) Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Из жалобы Заявителя следует, что описание объекта закупки отсутствует, в извещении не содержатся показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также в извещении отсутствует информация об объеме оказываемых услуг, количестве койко-дней, в т.ч. в разрезе отделений, в которые Исполнителю будет необходимо осуществлять доставку питания.
Заявитель полагает, что в данной ситуации не представляется возможным, в частности, определить необходимое количество индивидуальных термоподносов, оборотной тары, используемой для оказания услуг, что не позволяет объективно сформировать ценовое предложение.
В результате проведения, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 1 статьи 1 Закон о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Закон о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Закон о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Постановлению Правительства от 31.10.2022 N 1946 пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, дополняется требованием о формировании характеристик описания объекта закупки, предусмотренных п.1 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, посредством интерфейса единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки.
Комиссия установила, что объектом закупки N 0190200000323011572 является оказание услуг по организации лечебного питания пациентов.
Также комиссией определено, что в Извещении установлены требования к характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе в Извещении, отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В Техническом задании Заказчик установил требования к закупке, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
Комиссия установила, что в приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком указано максимальное значение цены контракта: начальная сумма цен единиц 2 963, 05; цена контракта 119 748 362,40.
Согласно ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе заказчики имеют возможность осуществлять закупки с так называемым неопределенным объемом. Это закупки на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ, при которых заказчик не имеет возможность определить конкретное количество поставляемого товара, объем оказываемой услуги или выполненной работы. При такой закупке заказчик вместо начальной (максимальной) цены контракта определяет и обосновывает начальную цену единицы товара, работы, услуги, определяет сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены, в рамках которой будет заключаться контракт, и которая ограничивается объемом денежных средств, выделенным для данной закупки.
Изучив материалы дела, Комиссия установила, что Заявитель направлял в адрес Заказчика посредством электронной почты коммерческое предложение (N 26 от 21.09.2023), которое учитывалось Заказчиком при формировании начальной цены единицы услуги. Следовательно, Заявитель должен был знать, что закупка будет осуществляться с неопределенным объемом.
Также комиссия отмечает, в силу ч. 5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения (далее - запрос). Однако, Заявитель данным правом не воспользовался.
Кроме того, в силу части 4 статьи 106 Закон о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Однако таких документов Заявителем комиссии представлено не было. Кроме того, Заявитель на заседании комиссии явку не обеспечил.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в обращении, являются необоснованными.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, начальная (максимальная) цена контракта - 119 748 362,40 рублей (извещение N 0190200000323011572) в действиях заказчика не установлено нарушений требований Закона о контрактной системе.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 ноября 2023 г. N 089/10/99-865/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023