Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______..>
Членов Комиссии:
<______..>
<______..>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Подрядчика - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Администрация города Ноябрьска по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 02.05.2023 на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) мкр. Н муниципального образования город Ноябрьск, цена контракта - 720 000,00 рублей, (извещение N 0190300003723000213), с ООО "ГЕОСЕРВИС-ЮГРА" (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N89-178-1/104-02/1709 от 26.10.2023 следует, что 02.05.2023 между Администрацией города Ноябрьска (далее - Администрация) и обществом с ограниченной ответственностью "Геосервис -Югра" (далее - Исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 216/23-р на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) мкр. Н муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальный контракт).
В соответствии с условиями муниципального контракта Исполнитель обязуется выполнить следующие виды работ до 31.07.2023 года:
- осуществление сбора исходных данных для выполнения работ по подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) мкр. Н муниципального образования город Ноябрьск (далее - документация по планировке территории);
- выполнение работ по подготовке документации по планировке территории;
- представление проекта документации по планировке территории Заказчику для осуществления проверки;
- доработка проекта документации по планировке территории по результатам замечаний и предложений, полученных в ходе согласования документации по планировке территории;
- предоставление проекта документации по планировке территории на общественные обсуждения.
В установленный срок выполнения первого этапа работ - 31.07.2023 проект документации по планировке территории в адрес Администрации представлен не был, в связи с чем, Администрацией была начата претензионная работа.
29.09.2023 Администрацией в адрес контрагента посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была направлена претензия N 89-178-1/104-02/1508 о необходимости выполнения Исполнителем обязательств по муниципальному контакту и предоставлении информации о ходе его выполнения, в том числе о сложностях, возникающих при его выполнении, о начислении штрафных санкций.
Был предоставлен срок для предоставления результата первого этапа работ, предусмотренный муниципальным контрактом, - до 10.10.2023, в установленный срок обязательства Исполнителем выполнены не были.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрацией принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 17.11.2023 N ЕГ/3485/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-879/2023.
Из пояснения следует, что Исполнителем были предприняты все необходимые и достаточные меры для исполнения заключенного Контракта. Сразу после заключения Контракта, Исполнитель приступил к его исполнению
Действуя разумно и добросовестно, Исполнитель направил на согласование Заказчику предварительный проект планировки (концепция проекта).
На схеме развития имеется только один внутриквартальный проезд, ул. Шевченко имеет перспективу выезда в сторону объездной дороги.
Кроме того, на разрезах имеются планируемые проектные решения в отношении ул. Шевченко, ул. Изыскателей, пр. Мира, которые учтены в первой концепции.
Заказчик при встрече изъявил желание о расположении на территории микрорайона только одной территории общего пользования (схема прилагается) и только во второй правке (23.08.2023) концепции они решили, что требуются еще территории общего пользования.
От Заказчика мы получили замечания.
Замечания были учтены, исправлены согласно пожеланиям Заказчика и 7 августа 2023 года направлен на согласование исправленный предварительный проект планировки (концепцию проекта).
В каждом последующем редактировании концепции Заказчик направлял замечания и предложения которые ранее отсутствовали.
Последнюю концепцию от 09.09.2023 Исполнитель полностью отредактировал в соответствии с пожеланиями Заказчика от 23.08.2023, надеясь приступить к разработке ПП и ПМ по данной концепции.
Заказчик ответ направил только 26.10.2023 с желанием расторгнуть контракт.
Формирование проекта планировки, проекта межевание невозможно без согласования предварительной концепции проекта, так как она является неотъемлемой частью проекта планировки и дальнейшего формирования полного пакета документация по планировке территории.
Вопреки возложенным на Заказчика обязательствам согласование исходных данных до настоящего времени не получено.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся случаев, определенных в данной статье.
В рассматриваемой ситуации решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято по инициативе Заказчика.
Исполнитель утверждает, что из переписки сторон и в ходе исполнения работ Исполнителем, исходные данные предоставленные Заказчикам не являются актуальными, уточняются в ходе исполнения работ и не могут быть использованы в работе.
В рамках исполнения Контракта Исполнитель направил исправленный проект межевания и проект планировки с учетом замечаний Заказчика, однако мотивированного отказа от Заказчика не получили, отказ от приемки документов не содержит в себе конструктивных замечаний.
31.10.2023 Исполнитель направил Заказчику документацию по планировке территории.
07.11.2023 от Заказчика поступил отказ в приемке с ответом: материалы не соответствуют содержанию и составу документации по планировке территории и требованиям к качеству и оформлению материалов, установленных техническим заданием.
Исполнитель обращает внимание, что вопреки п. 2.2.2. Контракта, экспертиза выполненных работ в части их соответствия условиям Контракта Заказчиком не проводилась. Таким образом, обязанностям Исполнителя качественно и в сроки выполнить работы, предшествует обязанность Заказчика предоставить исходные данные, оказать содействие и участвовать в согласовании документации. Заказчик был уведомлен о необходимости принять решение в части проведения экспертизы выполненных работ на соответствие Контракту, необходимости уточнить исходные данные и направить их в адрес Исполнителя для исполнения Контракта.
Исполнитель утверждает, что в настоящий момент Исполнителем выполнены свои обязательства по Контракту в объёме, который возможно выполнить. Исполнитель обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия Заказчика. Таким образом, основания для расторжения контракта по вине Исполнителя со стороны Заказчика отсутствуют.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.3 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
02.05.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 216/23-р (далее - Контракт).
26.10.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.10.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 10.11.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что муниципальный контракт N 216/23-р на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) мкр. Н муниципального образования город Ноябрьск, заключен 27.06.2022.
Согласно п.1.1. Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется выполнить работы по подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) мкр. Н муниципального образования город Ноябрьск (далее - документация по планировке территории, работы) в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) мкр. Н муниципального образования город Ноябрьск (Приложение N 1, являющееся неотъемлемой частью контракта, далее - Приложение N 1), согласно Схемы размещения проектируемой территории в планировочной структуре города Ноябрьска (Приложение N 2, являющееся неотъемлемой частью контракта, далее - Приложение N 2), в соответствии со сроками, указанными в графике выполнения работ (Приложение N 3, являющееся неотъемлемой частью контракта, далее - Приложение N 3), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями контракта.
Согласно п.1.6 Контракта срок выполнения работ: с даты подписания муниципального контракта обеими Сторонами по 30.11.2023. Работа должна быть выполнена в два этапа в соответствии с Приложением N 3: 1 этап - с даты подписания муниципального контракта обеими Сторонами по 31.07.2023; 2 этап - с 01.08.2023 по 30.11.2023.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Исполнителем сроков исполнения работ и существенными нарушениями условий контракта.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Подрядчика.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России полагает, что нарушение сроков выполнения работ могло быть следствием ненадлежащего взаимодействия сторон, при реализации муниципального контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "ГЕОСЕРВИС-ЮГРА" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ГЕОСЕРВИС-ЮГРА", представленную Администрация города Ноябрьска по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 02.05.2023 на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) мкр. Н муниципального образования город Ноябрьск, цена контракта - 720 000,00 рублей, (извещение N 0190300003723000213), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 ноября 2023 г. N 089/10/104-879/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023