Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 13.11.2023 N 268/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ЛАТРЕК" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (по доверенности от 22.03.2023 N 37), уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок": (по доверенности от 09.11.2023 N ЦЗ 1-06-756), (по доверенности от 07.02.2023 N ЦЗ 1-06-86), заявителя - ООО "ЛАТРЕК": (по доверенности от 09.10.2023, без номера), (по доверенности от 10.07.2023, без номера), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-758/2023 по жалобе ООО "ЛАТРЕК" на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство на 2024 г" (N закупки 0826500000923007998) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛАТРЕК" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что характеристики, изложенные в описании объекта закупки, а именно позиции N 3, 4, 6, 9, 10, 11, 13, 41, 42 технического задания сформированы под товар единственного производителя - Стенты коронарные PUT NIY с лекарственным покрытием Сиролимус - ООО "РК Групп" (РЗН 2020/12264).
Кроме того, заявитель полагает, что позиции N 23-31 технического задания также сформированы под товар единственного производителя - Стент-система коронарная XIENCE Alpine, выделяющая лекарственный препарат эверолимус (Everolimus) - "Эбботт Медикал" (РЗН 2019/8132).
Также ООО "ЛАТРЕК" в своей жалобе указало, что позиции N 61-63 технического задания сформированы под товар единственного производителя - Стент коронарный FirehawkTM с рассасывающимся лекарственным покрытием рапамицин, Firehawk Liberty - "Шанхай МайкроПорт Медикал (Груп) Ко., Лтд." (РЗН 2020/10918).
Таким образом, заявитель считает, что вследствие описания указанных позиций технического задания под товар единственного производителя в действиях ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" присутствует нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" представил возражения на жалобу ООО "ЛАТРЕК", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя отозвал доводы жалобы, содержащиеся в жалобе в части установления ограничивающих параметров по позициям N 3, 4, 6, 9, 10, 11, 13, 41, 42 технического задания, которые сформированы, по мнению ООО "ЛАТРЕК", под товар единственного производителя. В части остальных оспариваемых позиций технического задания заявитель поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "ЛАТРЕК", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ЛАТРЕК", возражения заказчика, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.11.2023 размещено извещение о проведении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме. Изменения извещения о проведении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме размещены на официальном сайте ЕИС - 08.11.2023.
Объект закупки - поставка медицинских изделий Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство на 2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта 78 528 881,46 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЛАТРЕК" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В ходе заседания Комиссии, представитель заказчика указал, что показатели, в том числе спорные позиции технического задания сформированы на основании потребностей Заказчика в соответствующих товарах с учетом анализа рынка медицинских изделий, которые удовлетворяют требованиям качества и безопасности запрашиваемой продукции, предъявляемым к клинической деятельности Заказчика для оказания медицинской помощи, в строгом соответствии с действующим законодательством в сфере закупок. Кроме того, формирование описание объекта закупки осуществлялось заказчиком в целях достижения максимального результата при его эксплуатации и достижения при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий, с соблюдением принципов, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Также при формировании закупки принималось во внимание значимость федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", входящего в национальный проект "Здравоохранение" и Постановление Правительства Белгородской области N 245-пп от 28 июня 2021 года "Об утверждении программы Белгородской области "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Белгородской области на 2021 - 2024 годы"", в части выполнения показателей национального проекта. Использование данного вида медицинского изделия влияет на показатель национального проекта "смертность от болезней системы кровообращения", что значимо для выполнения показателей национального проекта "Здравоохранение".
Вместе с тем, заявитель полагает, что Заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями других производителей. Так, ограничивающими параметрами при описании Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство, являются следующие установленные характеристики "Номинальное давление 10 атм", "Рабочая длина катетера 145 см". "Лекарственное покрытие - сиролимус и (или) паклитаксель" и "Материал стента - кобальт-хром". В качестве доказательства, представитель заявителя представил в материалы дела Руководство пользователя медицинского изделия "Стенты коронарные кобальт-хромовые на системе доставки с лекарственным покрытием и без" (далее Руководство), опубликованного на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Так, на странице 6 Руководства указано, что "номинальное значение давления: 6 атм.".
На заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что все характеристики, установленные в Спецификации описание объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона), являются значимыми для медицинского учреждения. Требования к медицинским изделиям составлены с учетом потребностей медицинских специалистов при оказания помощи пациентам с острой сердечной недостаточностью и обоснованы анатомическими особенностями поступающих в лечебное учреждение пациентов и спецификой проводимой терапии.
Также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что более высокие значения по показателю "Номинальное давление" позволяют с большей вероятностью раскрыть стент до заявленного диаметра и позиционировать его в пораженном участке сосуда с выраженным атеросклеротическим поражением и кальценозом, кроме того показатель определяет давление, при котором стент достигает номинального размера, и чем выше номинальное давление, тем больше вероятность полного раскрытия стента в месте окклюзии; "Давление разрыва" - данное значение давления разрыва позволяет оптимизировать предварительную подготовку сложных поражений или последующую дилатацию стента без риска приложения высокой радиальной силы на стенку сосуда; "Рабочая длина катетера" - показатель определяет рабочую длину катетера, совместимость с другими инструментами, применяемых при чрескожном коронарном вмешательстве.
Следует отметить, что действующее законодательство предоставляет Заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
При этом в силу части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.
Из пояснений заказчика следует, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик применил метод, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, то есть метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и установил начальную (максимальную) цену контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупке.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик использовал общедоступную информацию о рыночных ценах товаров.
Так, в результате направления запроса цен товаров в адрес заказчика поступили 3 ценовых предложения на поставку идентичных товаров, планируемых к закупке, согласно которым к поставке представлено оборудование не менее двух производителей (копии запросов, доказательства их направления и коммерческих предложений представлены в материалы дела).
В соответствии с коммерческими предложениями по позициям N 23-31 Спецификации (описание объекта закупки Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) соответствует товар следующих производителей: Inspiron Скитек Продутос Медикос, Бразилия и Xience, Abbot, Ирландия; Коста-Рика; США. Также, по позициям N 61-63 Спецификации (описание объекта закупки Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) соответствует товар следующих производителей: Inspiron Скитек Продутос Медикос, Бразилия, Firehawk, Шанхай МайкроПорт Медикал, КНР.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что на участие в электронном аукционе подано 2 (две) заявки (1 участник закупки идентификационный N 115299721, 2 участник закупки идентификационный N 115296273), предложившие товар двух производителей (копии заявок участников закупки представлены в материалы дела).
В соответствии с заявками участников закупки по позициям N 23-31 Спецификации (описание объекта закупки Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) соответствует товар следующих двух товаропроизводителей: Inspiron Скитек Продутос Медикос, Бразилия (РЗН 2014/2237 от 03 августа 2022 года) и Xience, Abbot, Ирландия; Коста-Рика; США (РЗН 2019/8132 от 21 ИЮНЯ 2023 года). Кроме того, по позициям N 61-63 Спецификации (описание объекта закупки Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) также соответствует товар двух производителей: Inspiron Скитек Продутос Медикос, Бразилия (РЗН 2014/2237 от 03 августа 2022 года), Firehawk, Шанхай МайкроПорт Медикал, КНР (РЗН 2020/10918 от 25 июня 2020 года).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826500000923007998 от 15.11.2023 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что министерство здравоохранения Белгородской области направляло запрос уполномоченному представителю производителя (изготовителя) медицинских изделий по спорным параметрам Спецификации (описание объекта закупки Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) с целью установления достоверности значений представленных характеристик товарам производителей (копии запросов и скриншоты из личного почтового ящика, подтверждающие отправку писем представлены в материалы дела).
Так, на вышеуказанный запрос от уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинских изделий был получен ответ следующего содержания:
- по позициям N 3, 4, 6, 10, 11, 13, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 41, 42, 61, 62, 63 и регистрационному удостоверению РЗН 2014/2237 от 3 августа 2022 года, ООО "РАЙМЕД ТГ ПВТ" соответствие характеристик подтверждает. Вывод о соответствии вышеуказанных характеристик основан на официальной информации и документах производителя (изготовителя) медицинского изделия - "САЙТЕК ПРОДУТОС МЕДИКОС СА" (копия ответа с приложениями представлена в материалы дела).
В качестве приложения к ответу на запрос были представлены фотографические изображения и макет маркировки медицинского изделия "Стенты коронарные кобальт-хромовые на системе доставки с лекарственным покрытием и без" по РУ РЗН 2014/2237 от 03.08.2022, которые опубликованы на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. В указанных фотографических изображениях и макета маркировки присутствует таблица, в которой установлены показатели номинального давления и расчетное давление разрыва, из которой видно, что "Номинальное давление 10 атм" допускается, что соответствует установленной потребности Заказчика по данному показателю.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что как минимум два производителя медицинских изделий выпускают оборудование, соответствующее установленным Заказчиком требованиям.
Следует отметить, что предметом электронного аукциона является поставка изделий, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении Электронного аукциона и удовлетворяющий потребностям Заказчика
Вместе с тем, отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком его прав и законных интересов, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, доводы жалобы заявителя о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛАТРЕК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 ноября 2023 г. N 031/06/106-758/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023