Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение Филиала "Тюменьрегионводхоз" ФГБВУ "Центррегионводхоз" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО ПСК "ССК" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.09.2022 на осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию "Расчистка русла реки Тобол в районе Омского моста в г. Кургане",
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение Филиала "Тюменьрегионводхоз" ФГБВУ "Центррегионводхоз" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ПСК "ССК".
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 22.11.2023 г. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 26.09.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела Филиал "Тюменьрегионводхоз" ФГБВУ "Центррегионводхоз" (далее также-Заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0367400001622000017) на осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию "Расчистка русла реки Тобол в районе Омского моста в г. Кургане" с победителем указанной закупки - ООО ПСК "ССК" заключен государственный контракт от 26.09.2022 на сумму 287 228,20 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта- 2 051 630,00 рублей.
Согласно п. 2.1 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением мероприятия по объекту: "Расчистка русла на расчистку русла реки Тобол в районе Омского моста в г. Кургане", работы по которому осуществляется в рамках контракта на расчистку русла реки Тобол в районе Омского моста в г. Кургане.
Исполнитель оказывает услуги строительного контроля в соответствии с заключенным с Заказчиком настоящим контрактом и приложениями к нему, проектной документации в отношении объекта, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов (строительных норм и правил), технических условий, действующих законодательных актов и нормативных документов (п.2.2 контракта).
Исполнитель осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, в том числе органами надзора и контроля, связанными с работами на Объекте, в том числе осуществляет контроль за исполнением предписаний органов государственного надзора (п.2.3 контракта).
Исполнитель участвует в приемке работ и сдаче объекта от Подрядчика Заказчику, в том числе приемке выполненных работ по законченным этапам, освидетельствовании скрытых работ, приемке Рабочей и Приемочной комиссиями (п.2.4 контракта).
Пунктом 9.1 контракта определен срок оказания услуг - с 26.09.2022 по 30.12.2023.
Приложением N 1 к контракту (Техническое задание) определен объем услуг, а также документы, подлежащие постоянному контролю при оказании услуг, место оказания услуг.
Согласно п. 4 Приложениея N 1 к контракту оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту в целях проверки соответствия выполняемых Подрядчиком работ и их соответствия Проектной документации, условиям контракта, заключенного между Заказчиком и Подрядчиком, требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Пунктом 5 Приложениея N 1 к контракту определены документы, подлежащие постоянному контролю при оказании услуг:
1. Документы, подлежащие постоянному контролю при оказании услуг:
- исполнительные схемы, исполнительные чертежи с внесенными изменениями и документы согласований этих изменений с Проектировщиком (авторским надзором) и Заказчиком;
- паспорта (сертификаты качества), сертификаты соответствия на привозимые на объект строительные материалы, изделия и конструкции;
- результаты лабораторных испытаний материалов, выполненных испытательной лабораторией Подрядчика;
- Акты освидетельствования скрытых работ;
- Акты о приемке выполненных работ;
- акты испытаний конструкций (если испытания предусмотрены проектом);
- исполнительные геодезические схемы;
- журналы работ (Журнал производства работ и специальные журналы);
- Календарный график.
2. Содержание Ежемесячного отчета:
Раздел. 1. Краткое описание Работ, выполненных в Отчетный период Подрядчиком.
Раздел 2. Мероприятия по контролю качества.
В разделе должна быть дана оценка качества Работ Подрядчика в отчетный период:
- отмечены серьезные Дефекты (недостатки), если таковые имели место;
- определены причины возникновения выявленных Дефектов (недостатков) и предложены пути и сроки их устранения;
- приведены результаты испытаний Исполнителя и дана оценка достоверности испытаний Подрядчика;
В разделе должны быть отражены основные мероприятия по контролю качества (входной, текущий, приемочный и др.), проведенные в Отчетный период.
Раздел 3. Соблюдение Календарного графика производства Работ Подрядчиком.
В разделе должен быть проанализирован ход выполнения основных видов работ и частей работ, включенных в действующий Календарный график.
Раздел 4. Основные проблемы, возникающие в ходе реализации проекта. В разделе должны быть:
- отражены перечень и описание проблем и ситуаций, возникающих по ходу выполнения проекта и ведущих к ухудшению качества Работ и срыву сроков завершения Работ на Объекте, предложены возможные способы устранения этих проблем;
-проанализирован результат устранения проблем, возникших за предыдущие периоды (приведенных в отчете за предыдущий Отчетный период).
Раздел 5. Сведения о проводимых на объекте проверках.
В разделе должны содержаться:
- копии актов проверок органов государственного надзора, переданных Исполнителю Заказчиком;
- копии приказов и планов мероприятий по устранению недостатков, изданных Заказчиком.
Раздел 6. Сведения об изменениях на Объекте.
В разделе должны содержаться:
- перечень измененных технических решений проекта с приложением копий обосновывающих материалов;
- перечень дополнительных (непредвиденных) Работ, возникший в процессе реализации проекта, с копиями обосновывающих материалов;
- сведения об изменениях Календарного графика, ведомостей и т.д.
Раздел 7. Происшествия на объекте.
Раздел 8. Заключение по отчету.
Согласно п. 3 Приложения N 1 к контракту местом оказания услуг является -г. Курган, Кетовский район, акватория реки Тобол в районе Омского моста.
Согласно п. 5.3.2 клонтракта Исполнитель обязан постоянно и круглосуточно (в случае круглосуточного выполнения работ на Объекте) обеспечивать контроль за ходом выполнения работ на каждом участке производства работ, организовать проведение собственных измерений и испытаний в соответствии с Техническим заданием.
С даты начала работ по контракту на выполнение работ по расчистке русла реки Тобол в районе Омского моста в г. Кургане, Исполнитель обязан обеспечить присутствие своих специалистов на объекте с обеспечением их всеми необходимыми контрольно-измерительными приборами и оборудованием (п. 5.3.4); Обеспечить присутствие на Объекте не менее 2-х (двух) компетентных работников (экспертов) (п. 5.3.5)
Исполнитель обязан вести записи в отдельном журнале (прошнурованном, пронумерованном, заверенным печатью и подписью Исполнителя), форма которого установлена Приложением N 3 к контракту, и предъявлять их по требованию ответственным специалистам Заказчика (п. 5.3.6);
Организовать собственными силами техническое, приборное, метрологическое и транспортное обеспечение оказываемых услуг, включая размещение стационарного лабораторного пункта непосредственно на объекте, в специально оборудованном и оснащенном отдельном помещении (п.5.3.8);
В срок не позднее 30-ти (тридцати) дней с момента заключения контракта представить на утверждение Заказчику Схему организации строительного контроля на объекте, содержащую расчёт потребности в персонале для оказания услуг по строительному контролю, с указанием конкретных специалистов (с приложением документов, подтверждающих квалификацию), их количества, границы ответственности за участками производственного процесса, режим и порядок работы (п.5.3.9).
Как пояснил представитель заказчика ООО ПСК "ССК" обеспечил присутствие на объекте лишь одного человека с июля 2023 года, тогда как оказывать услуги было необходимо уже с сенября 2022;
В нарушение п. 5.3.2 контракта обществом не было организовано проведение собственных измерений и испытаний. Специалист общества присутствующий на объекте в нарушение п. 5.3.4 не был обеспечен контрольно-измерительными приборами и оборудованием.
Записи в журнале (Приложение N 3 к контракту) не осуществлялась надлежащим образом, а предоставленные записи в журнале велись недобросовестно, так обществом было указано в журнале, что работы осуществляются в соответствии с графиком, хотя Подрядная организация выполняющая работы отклонилась от установленного графика выполнения работ, о чем было сообщено заказчику.
Также техническое, приборное, метрологическое и транскпортное обеспечение оказываемых услуг, включая размещение стационарного лабораторного пункта непосредственно на объекте ООО ПСК "ССК" не осуществлено.
Схема организации строительного контроля на объекте, содержащая расчет потребности в персонале для оказания услуг по строительному контролю, с указанием конкретных специалистов ООО ПСК "ССК" в нарушение п. 5.3.9 контракта заказчику не предоставлена.
Представитель Заказчика также отметил, что на направленные в адрес ООО ПСК "ССК" письма о нарушении условий контракта, ответа от общества не поступило; общество практически не выходило на контакт с Заказчиком.
При подаче цены контракта общество снизило цену на 86% от начальной (максимальной) цены контракта, что по мнению заказчика и привело к отказу общества от оказания услуг, предусмотренных контрактом.
Материалами дела установлено, что 24.10.2022 Заказчиком в адрес бщества направлено письмо о нарушении условий контракта в части отсутствия постоянного контроля за ходом выполнения работ; отсутствия на объекте не менее 2-х компетентных раьотников; не осуществления записи в отдельном журнале, предусмотреннном Приложением N 3 к контракту; не предоставления схемы организации строительного контроля на объекте.
10.03.2023 Заказчик направил в адрес ООО ПСК "ССК" письмо N ЕК-119/03 о предоставлении копии журнала, а также ежемесячного отчета за октябрь 2022, ноябрь 2022, декабрь 2022, январь 2023, февраль 2023, однако ответ не получен.
26.04.2023 Заказчиком в адрес общества направлен Проект производства работ "Расчистка русла реки Тобол в районе Омского моста в городе Кургане" для подготовки заключения и согласования, однако какого-либо ответа не получено.
25.05.2023 Заказчико направлено обществу письмо N ЕК-228/03 о предоставлении отчета о проведенном строительном контроле за 2022 год, однако ответ не направлен.
14.07.2023 Заказчик направил в адрес ООО ПСК "ССК" письмо N ЕК-315/03 о предоставлении копии журнала, а также ежемесячного отчета за январь- июнь 2023, однако ответ не получен.
01.11.2023 Филиалом "Тюменьрегионводхоз" ФГБВУ "Центррегионводхоз" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.09.2022 на осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию "Расчистка русла реки Тобол в районе Омского моста в г. Кургане, которое вступило в силу 14.11.2023.
Комиссия отмечает, что на основании статьи 783 Гражданского кодекса общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы (оказании услуг) является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 11.4 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 01 ноября 2023 года и получено им в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 01 ноября 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 14 ноября 2023 года.
Так, с 14 ноября 2023 контракт на осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по мероприятию "Расчистка русла реки Тобол в районе Омского моста в г. Кургане" расторгнут.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что ООО ПСК "ССК" услуги по осуществлению строительного контроля за ведением работ по расчистки реки Тобол в районе Омского моста в городе Кургане надлежащим образом не осуществлялись, а именно общество не обеспечило в соответствии с п. 5.3.5 контракта постоянное присутствие на объекте не менее двух коммпетентных работников; записи в отдельном журнале, предусмотренном Приложением N 3 к контракту надлежащим образом не осуществляло; схему организации строительного контроля на объекте в нарушение п. 5.3.9 контракта заказчику не направило; не организовало техническое, приборное, метрологическое и транспортное обеспечение оказываемых по контракту услуг, включая размещение стационарного лабораторного пункта непосредственно на объекте (п.5.3.8 контракта), что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны общества.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, указывающие на обстоятельства приепятствующие надлежащему исполнению взятых на себя обязательств по контракту ООО ПСК "ССК", равно как и самим обществом таких доказательств в антимонопольный орган не предоставлено.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении общества в рамках исполнения контракта по осуществлению строительного контроля за ведением работ по расчистки реки Тобол в районе Омского моста в городе Кургане. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
В ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях индивидуального предпринимателя установлена недобросовестность при исполнении муниципального контракта.
Кроме того, Комиссией установлено, что ООО ПСК "ССК" неоднократно включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с 10.05.2023.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Филиалом "Тюменьрегионводхоз" ФГБВУ "Центррегионводхоз" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ПСК "ССК" (ИНН3827053188, директора Томшина Иннокентия Сергеевича, ИНН381205124520) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 ноября 2023 г. N РНП-72-187/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023