Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение территориального фода обязательного медицинского страхования Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мир сервиса" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.09.2022 на оказание услуг по уборке Тобольского регионального филиала ТФОМС Тюменской области в 2023 году,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение территориального фода обязательного медицинского страхования Тюменской области о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мир сервиса".
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 21.11.2023 г. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 19.09.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела ТФОМС Тюменской области (заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0267100000722000023 ) на оказание услуг по уборке Тобольского регионального филиала ТФОМС Тюменской области в 2023 году с победителем указанной закупки - ООО "Мир сервиса" заключен контракт от 19.09. 2022 на сумму 208 493,48 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта- 488 311,20 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта Исполнитель обязался оказать услуги по уборке Тобольского регионального филиала ТФОМС Тюменской области в 2023 году (далее по тексту - услуги), в соответствии с условиями контракта и Технического задания (Приложение N 1), а Заказчик принять и оплатить фактически оказанные услуги.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) ежедневная основная уборка включает в себя следующие услуги:
- Влажная уборка полов с твердыми покрытиями с использованием ручного инвентаря;
- Очистка полотен дверей и дверных коробок, включая доводчики;
- Удаление пыли со всех горизонтальных и вертикальных поверхностей на высоте не более 2-м (без применения специальных приспособлений);
- Удаление спонтанных загрязнений со стен и дверей на высоте до 2 м от пола;
- Очистка подоконников;
- Очистка и дезинфекция дверных ручек;
- Удаление мусора из мусорных корзин, замена полиэтиленовых пакетов;
- Очистка и дезинфекция мусорных корзин (при необходимости);
- Транспортировка отходов к местам накопления и загрузка в контейнеры;
- Сухая уборка ковровых покрытий пола с использованием пылесоса;
- Удаление спонтанных загрязнений с ковровых покрытий;
- Очистка письменных столов, включая выкатные тумбочки, без перемещения документов;
- Удаление пятен с остекления интерьера (зеркала, дверцы шкафов, внутренние поверхности окон);
- Уборка санузла: очистка сантехнических устройств (унитаз, раковина),с использованием специальных химических средств; очистка и дезинфекция сидений унитаза с использованием специальных химических средств; очистка пола с использованием ручного инвентаря и с использованием специальных химических средств; очистка стен, дверей туалетной комнаты на высоту до 2-м от пола;очистка и дезинфекция дверных ручек;сбор мусора из урны, очистка, дезинфекция и замена полиэтиленового пакета;
- Уборка входной группы (крыльцо с пандусом), очистка дверей, стен, подметание, уборка снега, вынос мусора из урны;
Чистка грязезащитных покрытий (ковриков) входной группы.
Интенсивная уборка включает в себя следующие услуги (1 раз в неделю):
-Влажная протирка плинтусов;
- Мокрая уборка пола с твердым покрытием с использованием ручного инвентаря;
- Удаление пыли и локальных загрязнений с электробытовой техники и оргтехники, настольных ламп, кабель - каналов;
- Очистка письменных столов, включая выкатные тумбочки, с перемещением документов и возвращением их на место;
- Очистка наружных поверхностей шкафов, стульев и кресел, кожаной обивки мебели, картинных рам;
- Удаление отходов из уничтожителей бумаг (шредеров) замена полиэтиленовых пакетов;
- Очистка остекления интерьера (зеркала, дверцы шкафов, внутренние поверхности окон) с использованием ручного инвентаря;
Пунктами 1 и 2.1 Технического задания (Приложение N 1) установлено, что Исполнитель осуществляет ежедневную основную уборку. Периодичность уборки-все дни, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней.
Период оказания услуг с 01.01.2023 по 31.12.2023..
Как пояснили представитель Заказчика Исполнитель своевременно приступил к оказанию услуг по уборке с 01.01.2023 и осуществлял надлежащим образом уборку по 03.10.2023, фактически заказчиком за оказанные услуги было оплачено обществу 156 391,56 рублей.
С 04.10.2023 Исполнитель без сообщения каких -либо причин прекратил оказывать услуги по уборке помещения Заказчика, на письма Заказчика, телефонные звонки не отвечал.
С 04.10.2023 по 30.10.2023 Заказчиком составлены Акты об отсутствии на объекте, подлежащем уборке персонала Исполнителя для оказания ежедневной уборки помещений офиса Заказчика.
09.10.2023, 18.10.2023 в адрес Исполнителя направлены письма о нарушении условий контракта и необходимости обеспечения надлежащего исполнения условий контракта, которые оставлены обществом без ответа.
Также в адрес Исполнителя 19.10.2023, 31.10.2023 направлены требования об уплате штрафа по государственному контракту в связи с неоказанием услуг, предусмотренных контрактов, которые оставлены обществом без ответа.
31.10.2023 ТФОМС Тюменской области принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 13.11.2023.
Комиссия отмечает, что на основании статьи 783 Гражданского кодекса общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы (оказании услуг) является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 8.2 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 31.10. 2023 года и получено им в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 31.10.2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 13.11. 2023 года.
Так, с 13 ноября 2023 контракт на оказание услуг по уборке помещения расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что с 04.10.2023 Исполнителем услуг по уборке Тобольского регионального филиала ТФОМС Тюменской области, предусмотренные контрактом от 19.09.2022 не оказываются, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны ООО "Мир сервиса".
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, указывающие на обстоятельства приепятствующие надлежащему исполнению взятых на себя обязательств по контракту ООО "Мир сервиса", равно как и самим обществолм таких доказательств в антимонопольный орган не предоставлено.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении Исполнителя в рамках исполнения контракта по уборке Тобольского регионального филиала ТФОМС Тюменской области. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения услуг (работ), предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
В ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях общества установлена недобросовестность при исполнении контракта от 19.09.2022.
Кроме того, Комиссией установлено, что ООО "Мир сервиса" включен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с 21.07.2023.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ТФОМС Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Мир сервиса" (ИНН 4100040879, КПП 410001001, генерального директора Чеботаревой Екатерины Андреевны, ИНН 410116884109) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 ноября 2023 г. N РНП-72-186/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023