Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "Ренессанс-мед" на действия заказчика в лице ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: расходный материал медицинского назначения для оперблока (реестровый номер закупки 0167200003423008054),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Ренессанс-мед" на действия заказчика в лице ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: расходный материал медицинского назначения для оперблока.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС в сфере закупок.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно жалобе, заявителем обжалуются действия заказчика, который включил в описание объекта закупки позиции для которых возможна поставка единственного производителя, исходя из установленного требования о совместимости с имеющимся у заказчика в наличии товаром, а также включил позиции, позволяющие поставку товара нескольких производителей, что приводит к ограничению количества участников закупки. По мнению заявителя, позиции которые соответствуют единственному производителю (пункты 1, 2, 3, 7 описания объекта закупки) необходимо выделить в отдельный лот.
Уполномоченным органом и заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: расходный материал медицинского назначения для оперблока, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 215 675,30 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1".
Информация о закупке размещена 09.11.2023 в ЕИС в сфере закупок с реестровым номером закупки 0167200003423008054.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Потребность заказчика в необходимых медицинских изделиях формировалась исходя из имеющегося у заказчика в наличии медицинского оборудования (для которого требуется совместимость и возможна поставка медицинского изделия одного производителя), требований предъявляемым к лечебным процессам, уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований).
Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения государственного заказа.
Описание объекта закупки (приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) содержит 10 позиций закупаемых товаров:
N п/п |
Наименование товара |
Описание |
11 |
Клипса для лигирования, из синтетического полимера, нерассасывающаяся |
Клипсы лигирующие для клипатора WeckHem-o-lock L (имеющегося у заказчика). |
22 |
Корпус с электропитанием |
Корпус с электропитанием и функцией управления, разработан как часть степлера Signia (имеющегося у заказчика), |
33 |
Клипса для лигирования, из синтетического полимера, нерассасывающаяся |
Клипсы лигирующие для клипатора WeckHem-o-lock L (имеющегося у заказчика). |
44 |
Устройство фиксации хирургическое с рассасывающимися скобами |
Устройство фиксации хирургическое с рассасывающимися скобками, для обеспечения равномерной фиксации и минимизации влияния со стороны пользователя использован пружинный механизм подачи скоб |
55 |
Клипса для лигирования, из синтетического полимера, нерассасывающаяся |
Клипсы рентгенпрозрачны, МРТ-совместимы, при проведении МРТ не вызывает искажения изображения. |
66 |
Лента хирургическая стерильная |
Лента хирургическая стерильная, синтетическая, полифиламентная, изготовлена из нейлона |
77 |
Фиксатор титановый для герниостеплера |
Фиксаторы изготовлены из титана, двухзаходные в виде штопора в кассете из полиэтилена с фиксирующей скрепкой для позиционирования для закрепления сетчатого эндопротеза при операциях лапароскопической герниопластики при помощи герниостеплера "ППП" (используется заказчиком). |
88 |
Петля хирургическая для сосудов |
Стерильный не имплантируемый шнур, изготовлен из синтетического полимера, окрашен в красный цвет для облегчения визуализации |
99 |
Клипса для лигирования, из синтетического полимера, нерассасывающаяся |
Клипсы рентгенпрозрачны, МРТ-совместимы, при проведении МРТ не вызывает искажения изображения |
10 |
Степлер кожный |
Одноразовый стерильный степлер из полимерного материала с индикаторной линией на корпусе, определяющей середину скобы при наложении |
Объект закупки отнесен заказчиком к позициям КТРУ:
1) 32.50.13.190-00007226 "Степлер кожный";
2) 32.50.13.190-00007477 "Клипса для лигирования, из синтетического полимера, нерассасывающаяся";
3) 32.50.13.190-00007401 "Петля хирургическая для сосудов".
Также объект закупки отнесен к коду ОКПД 2: 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки"
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что основными критериями для определения взаимосвязи медицинских изделий в целях формирования лота являются их единое целевое назначение, сходная специфика и методы работы при организации лечебного процесса.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения закупок принимается заказчиком.
Вместе с тем, применительно к закупкам медицинских изделий заказчику надлежит учитывать требования соответствующих подзаконных актов.
Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 предусмотрено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не применяется:
при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;
при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В данном случае заказчик наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
Объединение в один лот различных товаров, работ, услуг, когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, работ, услуг их целевым назначением, достижением единой цели, характеризующимися следующими критериями:
- необходимостью использования поставляемых медицинских изделий в их технологической и функциональной взаимосвязи;
- единое целевое назначение - в сфере оказания медицинской помощи пациентам;
- поставляемые медицинские изделия служат достижению одной цели, лучшего и оперативного результата оказания медицинской помощи.
Медицинские изделия объединенные в один лот в рамках рассматриваемой закупки обусловлены единой медицинской сферой применения закупаемых изделий, их целевым назначением, сходной спецификой и методами работы и фактически направлены на обеспечение качественного оказания медицинской помощи пациентам.
Комиссия Тюменского УФАС России по результатам изучения описания объекта закупки полагает, что подобное описание соответствует требованиям Закона о контрактной системе и не приводит к ограничению количества участников закупки.
При этом, выделение той или иной позиции описания объекта закупки в отдельный монолот по мнению Комиссии Тюменского УФАС России применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, является необоснованным, поскольку фактически заказчик закупает не только кожный степлер, но также клипсы, петлю, ленту, фиксатор (то есть, медицинское изделие и расходные материалы к нему), служащие целям обеспечения их технологической и функциональной взаимосвязи в целях оказания лучшей оперативной медицинской помощи пациентам, что допускается требованиями Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620.
Комиссия Тюменского УФАС России в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществила внеплановую проверку всей без исключения информации и документов размещенных в ЕИС в сфере закупок по рассматриваемой закупке, а также изучила все без исключения представленные в материалы дела документы, не ограничиваясь доводами изложенными в жалобе заявителя. Какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе Комиссией Тюменского УФАС России в ходе внеплановой проверки проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе не установлены.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-мед" на действия заказчика в лице ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий: расходный материал медицинского назначения для оперблока (реестровый номер закупки 0167200003423008054) необоснованной.
В соответствии частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 ноября 2023 г. N 072/06/44/212/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023