Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России, Комиссия) в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Квант" (далее - ЗАО "Квант", заявитель): ..., ... (представители по доверенностям);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРОД", заказчик): ... (представитель по доверенности, на оглашение резолютивной части не подключилась), ... (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Сибмер" (далее - ООО "Сибмер", заинтересованное лицо): ... (представитель по доверенности);
при отсутствии:
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ЗАО "Квант" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по замене комплектующих изделий медицинского оборудования (извещение N 0816500000623019224), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ЗАО "Квант" на действия заказчика.
В ходе рассмотрения дела представители ЗАО "Квант" пояснили, что:
1. Заказчиком неправомерно не установлено требование к наличию лицензии на эксплуатацию радиационного источника, которая необходима для приобретения источника ионизирующего излучения в собственность;
2. Заказчиком неправомерно не установлено требование к типу транспортно-перезарядного контейнера;
3. Заказчиком неправомерно установлено, требованием о том, что новый источник должен быть не старше августа 2022, а также требования к характеристике диаметра источника;
4. Заказчиком неправомерно не установлено требование о государственной регистрации источника как медицинского изделия и предоставления участником закупки регистрационного удостоверения на источник;
5. Заказчиком не урегулирован в документации и проекте контракта вопрос о переходе права собственности на новый источник и о моменте перехода к заказчику услуг рисков и ответственности за возмещение вреда от радиационного воздействия;
6. Заказчиком неправомерно установлен неисполнимый срок выполнения обязательства по контракту.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений заказчика следует, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623019224 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 30.10.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 700 000,00 рублей;
4. На момент рассмотрения жалобы процедура закупки находится на этапе подачи заявок.
В целях полного и всестороннего изучения дела, а также для возможности предоставления сторонами дополнительных доказательств по делу, заседание Комиссии, назначенное на 15 ноября 2023 года в 10 часов 00 минут отложено на 15 ноября 2023 года 16 часов 30 минут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ЗАО "Квант" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно не установлено требование к наличию лицензии на эксплуатацию радиационного источника, которая необходима для приобретения источника ионизирующего излучения в собственность, признан частично обоснованным на основании следующего.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае объектом закупки N 0816500000623019224 является замена комплектующих изделий медицинского оборудования.
Гамма-терапевтическогий аппарат "Theratron Equinox" является аппаратом в котором содержатся радиоактивные вещества.
Так, Описанием объекта закупки установлено, что Исполнителю необходимо выполнить комплекс организационных мероприятий, для определения возможности разрядки (зарядки) ГТА "Theratron" и транспортирования закрытого радионуклидного источника (ЗРИ) на основе радионуклида Со-60, технических решений по подготовке к перезарядке ГТА "Theratron".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" обращение с радиоактивными веществами и эксплуатацию радиационных источников, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, осуществляют организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или зарегистрированные в порядке и случаях, предусмотренных статьей 36.1 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" указано, что разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.
В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
Порядок лицензирования, в том числе порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", регулирующее порядок лицензирования.
Таким образом, на основании статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Постановлением правительства РФ от 29.03.2013 N 280 "Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" для выполнения работ по замене комплектующих изделий гамма-терапевтического аппарата "Theratron Equinox" исполнителю требуются следующие лицензии:
- Лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии.
- Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на техническое обслуживание медицинской техники.
В Информационной карте закупки заказчиком установлены следующие требования:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
1. Участник закупки в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), которое включает следующие работы (услуги): Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения: - радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии). Соответствие требованиям подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копию такого документа) Достоверность сведений, вышеуказанных документов, проверяется в реестре лицензий (за исключением случаев невозможности доступа членов комиссии к указанным реестрам).
2. Участник закупки в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 N170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 г. N 280 должен иметь действующую лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) с разрешенными видами деятельности: - зарядка, разрядка, дозиметрическая аттестация, пуско-наладочные работы, ремонтные работы, радиационный контроль, размещение систем и элементов обеспечения радиационной безопасности, локализация и ликвидация последствий радиационных аварий и происшествий для медицинских гамма - терапевтических аппаратов типа "Theratron" и их модификаций. Объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: - радиоактивные источники (не относящиеся к ядерным установкам аппараты и установки, в которых содержатся радиоактивные вещества). Соответствие требованиям подтверждается предоставлением лицензии или копии такого документа или выписки из реестра лицензий или копии такого документа.
3. Участник закупки в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 N170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 г. N 280 должен иметь действующую лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) с разрешенными видами деятельности: - Поставка, возврат РВ: подготовка, загрузка, отправка грузов с РВ, временное (транзитное) хранение грузов с РВ, разгрузка и передача в конечном пункте назначения грузов с РВ; транспортирование упаковок собственным специально оборудованным транспортом; проведение радиационного контроля при транспортировании. Объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: - радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Соответствие требованиям подтверждается предоставлением лицензии или копии такого документа или выписки из реестра лицензий или копии такого документа.
4. Участник закупки в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 11.07.2011 N190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 г. N 280 должен иметь действующую лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) с разрешенными видами деятельности: - Транспортирование упаковок собственным специально оборудованным транспортом; - Проведение радиационного контроля. Указанные перечни работ должны быть предусмотрены в отношении радиационных источников, перечисленных в приложении N1 к настоящему описанию объекта закупки (техническому заданию). Объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: - радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленные Правительством Российской Федерации. Соответствие требованиям подтверждается предоставлением лицензии или копии такого документа или выписки из реестра лицензий или копии такого документа. |
Таким образом, поскольку в Извещении аукциона отсутствует требование о наличии лицензии на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При этом Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что заявителем не доказано нарушение его законных прав и интересов установлением требований к разрешенным видам деятельности в лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в связи с чем довод жалобы признан частично обоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно не установлено требование к типу транспортно-перезарядного контейнера, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Предметом закупки является на оказание услуг по замене комплектующих изделий медицинского оборудования. Так, Описанием объекта закупки установлено, что Исполнителю необходимо выполнить комплекс организационных мероприятий, для определения возможности разрядки (зарядки) ГТА "Theratron" и транспортирования закрытого радионуклидного источника (ЗРИ) на основе радионуклида Со-60, технических решений по подготовке к перезарядке ГТА "Theratron", в который входит, в том числе, следующее:
"Перезарядка закрытого радионуклидного источника (ЗРИ) на основе радионуклида Со-60 выполняется с помощью перезарядного контейнера, состыковку с которым можно обеспечить только при наличии всех работающих электроприводов установки.
Доставка до объекта Заказчика специализированного транспортного упаковочного комплекта, совместимого с ГТА "Theratron" согласно технологической документации разработчика на комплект; предназначенного для зарядки/разрядки гамма-аппарата "Theratron" и транспортирования закрытого радионуклидного источника (ЗРИ) на основе радионуклида Со-60; имеющего действующий сертификат-разрешение."
Заявитель указывает на то, что в настоящее время единственным транспортно-перезарядным контейнером, пригодность и безопасность которого для выполнения перезарядки ГТА Тератрон признана и изготовителем ГТА Тератрон (канадской фирмой Best Theratronics), и Ростехнадзором является канадский контейнер типа F-147.
Согласно статье 6 Федеральною закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" требования безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Согласно пунктам 28, 100, 108 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" НП-038-16, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 28.09.2016 N 405 все организационные мероприятия и технические решения по обеспечению безопасности РИ должны быть обоснованы в проектной и (или) технической (эксплуатационной) документации на РИ и представлены в ООБ РИ. В проектной и (или) технической (эксплуатационной) документации на РИ должны быть установлены мероприятия по обеспечению безопасности и предотвращению радиационных аварий во время зарядки (перезарядки) ЗРИ. Выгрузка всех ЗРИ должна проводиться в соответствии с проектной и (или) технической (эксплуатационной) документацией на РИ.
Комиссия Якутского УФАС России установила, что в соответствии с письмом Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока от 13.09.2021 N 450-1940 для проведения работ по зарядке, разрядке и демонтажу гамма-терапевтических аппаратов Theratron необходимо использовать исключительно транспортный контейнер F-147, который имеет сертификат-разрешение RUS/5495/B(U)-96T (Rev.4) и недопустимо использовать другие контейнеры.
Кроме того, контейнер F147 является специализированной тарой, которая была разработана непосредственно предприятием-изготовителем гамма-терапевтических аппаратов Theratron для безопасного проведения радиационно-опасных работ, связанных с заменой источников. Во избежание радиационных аварий при проведении работ по разрядке источника типа С-146 (1 категория по потенциальной радиационной опасности) и в соответствии с письмом предприятия-изготовителя от 20.06.2019 не рекомендуется использовать любой другой контейнер несертифицированный предприятием-изготовителем (копия письма, в материалах дела).
Таким образом, а территории Российской Федерации сертификат-разрешение на перевозку источника кобальт-60 с капсулой типа С-146 имеет только контейнер типа F147 (сертификат-разрешение RUS/5495/B(U)-96T(Rev.4), в материалах дела), использование иных типов контейнеров для разрядки указанного источника противоречило бы требованиям радиационной безопасности, установленным Федеральным законом N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".
На основании вышеизложенного комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что использование аналога (эквивалента) транспортного контейнера F-147 в данном случае не представляется возможным.
При этом заказчиком на заседание не представлено сведений об наличии иного типа транспортного контейнера, разрешенного проектной и (или) технической (эксплуатационной) документацией на радиационный источник, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, позволяющего осуществить транспортировку отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, обеспечивающего радиационную безопасность населения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены положения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлено, требованием о том, что новый источник должен быть не старше августа 2022, а также требования к характеристике диаметра источника, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно Описанию объекта закупки в ПЕРЕЧЕНЬ запасных частей, поставляемых при оказании услуг входит Закрытый радио-нуклидный источник (ЗРИ) на основе радионуклида Со-60.
При этом, требование к году выпуска источника (месяц, год) заказчиком установлено - не старше августа 2022.
К диаметру капсулы заказчиком установлено следующее требование:
6 |
Диаметр капсулы, мм. |
|
не более 24 |
7 |
Высота капсулы, мм. |
|
не более 37 |
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установленные сроки и диаметр капсулы обусловлены потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что представленные в материалы дела паспорта и сертификаты не свидетельствуют о несоответствии Описания объекта закупки заказчика требованиям законодательства Российской Федерации, а также о невозможности поставки товара с установленными к источнику (ЗРИ) характеристиками.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно не установлено требование о государственной регистрации источника как медицинского изделия и предоставления участником закупки регистрационного удостоверения на источник, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N1416, медицинское изделие подлежит государственной регистрации, подтверждением которого является документ - регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
При этом согласно пункту 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Из пояснений представителей заказчика следует, что регистрация радионуклидного источника в качестве отдельного медицинского изделия не легитимна, поскольку данные радионуклидные источники имеют высокую активность, отнесены к первой категории по радиационной опасности, не могут эксплуатироваться отдельно в качестве медицинского изделия, а только в составе радиотерапевтического комплекса. Кроме того, данные типы радионуклидных источников могут применяться также в промышленных облучательных установках. Имеется широкая линейка радионуклидных источников: ГИК-8-4, ГИК-8-5, ГК60М22, ГСОО.061, ГИТ-К-10 и др., которые не имеют регистрации в качестве медицинского изделия, однако эксплуатируются в составе медицинских изделий.
В связи с изложенным, Комиссия Якутского УФАС России полагает, что источник ионизирующего излучения входит в состав гамма-терапевтического аппарата и, следовательно, регистрационное удостоверение на сам аппарат включает этот источник, в связи с чем, требование о наличии отдельного регистрационного удостоверения на источник ионизирующего излучения не требуется.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России установила, что в Описании объекта закупки, которое является неотъемлемым Приложением к проекту контракта заказчиком установлено, в том числе, следующее:
"Доставка до объекта Заказчика специализированного транспортного упаковочного комплекта, совместимого с ГТА "Theratron" согласно технологической документации разработчика на комплект; предназначенного для зарядки/разрядки гамма-аппарата "Theratron" и транспортирования закрытого радионуклидного источника (ЗРИ) на основе радионуклида Со-60; имеющего действующий сертификат-разрешение."
Кроме того, из Описания объекта закупки следует, что в ПЕРЕЧЕНЬ запасных частей, поставляемых при оказании услуг входит Закрытый радио-нуклидный источник (ЗРИ) на основе радионуклида Со-60, который предоставляется с действующим сертификат-разрешение на радиоактивный материал особого вида кобальт-60.
Таким образом, заказчиком в соответствии с законодательством РФ установлено требование о наличии сертификата-разрешения на источник ионизирующего излучения, который в соответствии с условиями контракта передается вместе с товаром, и соответственно, проверяется при приемке товара заказчиком.
Следовательно, довод жалобы признан необоснованным.
5. Довод жалобы в части того, что заказчиком не урегулирован в документации и проекте контракта вопрос о переходе права собственности на новый источник и о моменте перехода к заказчику услуг рисков и ответственности за возмещение вреда от радиационного воздействия, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Так, статьей 34 Закона о контрактной системе установлены условия, которые подлежат обязательному включению в контракт (часть 4, 13, 17, 27, 30 статьи 34 Закона о контрактной системе), а также условия которые могут быть включены в контракт (часть 14 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 статье 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника о права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности в иных случаях. Право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора или иной сделки об отчуждении (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Проект контракта не содержит в себе существенных условий, которые можно идентифицировать как сделку отчуждения с переходом права собственности на источник к исполнителю. Регулирование отношений собственности находится исключительно в ведении законодателя.
Заявитель жалобы в обоснование своего довода ссылается норма на статью 53 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" N 170-ФЗ от 21.11.1995 г., которая содержит положения об ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан. Вместе с тем, в данной норме закона не содержится отличных от ГК РФ правил перехода права собственности на радиационный источник.
Комиссия Якутского УФАС отмечает, что статья 34 Закона о контрактной системе не предусматривает обязательность внесения в контракт условия о переходе права собственности.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлен неисполнимый срок выполнения обязательства по контракту, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Пунктами 1.6. проекта контракта установлено что, Исполнитель обязуется оказать Услуги по Контракту в полном объеме течение 20 (двадцати) рабочих дней после заключения Контракта.
В ходе рассмотрения дела представители заявителя пояснили, что заказчиком установлен неисполнимый срок оказания услуг по контракту, так как в соответствии с Извещением об осуществлении закупки, поставляемый источник должен быть новым (пункт 1.7 Описания объекта закупки), а согласно типовому договору ФГУП "ПО "Маяк" срок изготовления источника ионизирующего излучения Co-60 типа M60K56 составляет до трех месяцев, что связано в том числе с запуском реактора на предприятии - изготовителе ФГУП "ПО "Маяк", а также с требованиями каждого конкретного конечного пользователя к активности источника, устанавливаемые в зависимости от оборудования, в котором источник будет использоваться.
Таким образом, сроки, установленные извещением N 0816500000623019224 (дата окончания исполнения контракта - 29.02.2024), а также срок оказания услуг - 20 рабочих дней после заключения Контракта (п. 1.6 проекта Контракта) предполагают наличие готового источника у участника закупки на момент опубликования Извещения: в связи с особенностью источников ионизирующего излучения, как товара (ограниченная сфера применения, ограничение в обороте, естественные свойства (полураспад), источники изготавливаются под заказ, складские запасы не создаются.
Представители заказчика в ходе рассмотрения дела сослались на пункт 4.4.1. проекта контракта, согласно которому Исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по Контракту третьих лиц.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Проанализировав установленный заказчиком срок оказания услуг, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заявителем не доказана неисполнимость срока оказания услуг, поскольку типовой договор ФГУП "ПО "Маяк", доказывает лишь невозможность изготовления источника у данного производителя, но не у всех возможных.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители заявителя пояснили, что ЗАО "Квант" подало на участие в электронном аукционе N 0816500000623019224.
При этом, согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Таким образом, ЗАО "Квант", подав заявку на участие в закупке, и став участником закупки, фактически подтвердил тем самым возможность исполнения контракта в установленные заказчиком сроки, в связи с чем, довод жалобы признан необоснованным.
Таким образом, жалоба ЗАО "Квант" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ЗАО "Квант" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по замене комплектующих изделий медицинского оборудования (извещение N 0816500000623019224) частично обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРОД" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по замене комплектующих изделий медицинского оборудования (извещение N 0816500000623019224) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 12 части 1, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному учреждению, заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 г. N 014/06/49-1661/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023