Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Макарова И.Д. - заместителя руководителя, председателя Комиссии,
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области :
от Заявителя - ИП Левин Д.А. :
от ИП Дмитриева К.С. :
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13381-ИП/23 от 09.11.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по монтажу и установке постов оповещения муниципальных систем оповещения населения на территории сельских поселений муниципального образования Тосненский район Ленинградской области".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 02.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 430 334,17 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания жалобы следует, что извещение составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
- установлен неисполнимый срок для выполнения работ;
- заказчик описал объект закупки таким образом, что потенциальным участникам закупки непонятно, каким образом будет происходить проверка работоспособности оборудования, а также невозможно выполнить и сдать результат работ без пусконаладочных работ по подключения постов оповещения к пультам управления и выполнению работ по сопряжению с РАСЦО Ленинградской области;
- по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно указано требование о возможности информационного обмена с элементами комплексной системы экстренного оповещения населения Ленинградской области на территории сельских поселений Тосненского района Ленинградской области;
- по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о необходимости информационного взаимодействия вновь устанавливаемого оборудования с уже имеющимся у Заказчиком программным обеспечение "Марс-Арсенал Exchange", а также не предоставлена в Описании объекта закупки версия данного ПО;
- заказчиком установлено неисполнимое требование в части установки оборудования в охраняемых помещениях.
Относительно Довода N1.
Заказчиком были представлены письменные пояснения, из которых следует, что в случае своевременного прохождения ряда согласований по земляным работам, а также правильного подхода к установке столбовых опор, сроки выполнения работ по монтажу столбовых опор следующие:
N |
Наименование выполнения работ |
Регламентированный срок выполнения работ |
Примечания |
1 |
Получение согласования на проведение земляных работ в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Предоставление разрешения (ордера) на осуществление земляных работ" |
Не более 5 рабочих дней
|
Работы выполняются параллельно |
2 |
Срок осуществления технологического присоединения объектов к сети электропитания |
Не более 15 рабочих дней |
|
3 |
Проведение работ по бетонированию посредством добавления в смесь бетона противоморозных добавок и прогрева бетона с установкой столбовых опор |
Не более 15 календарных дней после получения разрешения |
|
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что выполнение монтажа столбовых опор с учетом получения разрешения и подключению к сети электропитания возможно осуществить за 22 календарных.
Исходя из чего, довод Заявителя о неисполнимом сроке выполнения работ не находит своего подтверждения. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Относительно Довода N2.
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что объектом закупки является: "Выполнение работ по монтажу и установке постов оповещения муниципальных систем оповещения населения на территории сельских поселений муниципального образования Тосненский район Ленинградской области".
Комиссия установила, что результатом работ являются смонтированные и установленные посты оповещения муниципальных систем оповещения населения в соответствии с адресным планом п.1.3 Муниципального контракта и п. 1.6 Описания объекта закупка.
Комиссия отмечает, что Заказчиком указан весь необходимый перечень работ в Описании объекта закупки:
"4. Состав работ:
- выполнение работ по монтажу и установке постов оповещения;
- проведение сдачи-приемки работ;
- разработка исполнительной документации".
Кроме того, в соответствии с Локальными сметными расчетами работы выполняются исключительно монтажные, что подтверждается территориальными расценками сметной стоимости (ТЕРм). В Локальных сметных расчетах отсутствуют территориальные сметные расценки по проведению пусконаладочных работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что объем работ, описанный в извещении, является исчерпывающим и не находит разночтений в исполнении обязательств обоих сторон муниципального контракта, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения.
Относительно Довода N3.
Комиссия, проанализировав нормы действующего законодательства, установила, что в соответствии с Распоряжением Правительства Ленинградской области от 17 января 2014 года N36-р "Об утверждении перечня территорий Ленинградской области, на которых необходимо создать комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" Тосненский район попадает в зону экстренного оповещения населения, в связи с чем, в соответствии с положениями совместного Приказа МЧС России и Минкомсвязи России N578/365 от 31.07.2020 г. "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" комплексная система создается на региональном и муниципальном уровнях.
Более того, в силу требований п. 5 Приложения N1 к вышеуказанному Приказу все системы оповещения должны между собой сопрягаться.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указание требований о возможности информационного обмена с элементами КСЭОН Ленинградской области является правомерным, так как балансодержатель РАСЦО/КСЭОН и координатор муниципальных, локальных и объектовых систем оповещения населения ежегодно создает на территории Ленинградской области посты оповещения из состава КСЭОН.
Относительно Довода N4.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Заказчик вправе включать в извещение об осуществлении закупки требования, которые в полной мере отвечают его потребностям, а также вправе детализировать характеристики закупаемых товаров, работ, услуг с целью определения наиболее опытного и добросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия отмечает, что не может прийти к выводу о наличии ограничения конкуренции, поскольку Заказчиком в силу обеспечения ценовой и неценовой конкуренции была указана возможность применения эквивалентного оборудования, ввиду чего, участвовать в закупке имеет права любой участник, зарегистрированный на портале государственных закупок и прошедший аккредитацию.
Относительно Довода N5.
Комиссия, проанализировав извещение об осуществлении закупки, установила наличие, в том числе, следующего требования:
"6. Требования к защите информации:
Необходимые требования к защите информации от несанкционированного доступа и сохранности информации при авариях:
- размещение объектов МСО в охраняемых помещениях;
- установка охранной сигнализации в шкафах постов оповещения; ограниченный перечень лиц, имеющих доступ к аппаратуре постов оповещения".
Комиссия отмечает, что Заказчиком указано корректное требование к размещению оборудования, устанавливаемого в зданиях исключительно в охраняемых помещениях, а к размещению оборудования на столбовых опорах - должно иметь охранную сигнализации в шкафах постов оповещения для мониторинга несанкционированного доступа к аппаратуру постов оповещения.
Таким образом, довод жалобы также не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лёвина Д.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 ноября 2023 г. N 047/06/42-3713/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023