Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - МКУ "Единое управление муниципальными заказами" муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области:
в отсутствии представителя Заказчика и Заявителя, уведомленных надлежащим образом (через ЕИС),
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13393-ИП/23 от 10.11.2023) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание и механизированную уборку автомобильных дорог г. Выборга (извещение N 0845300015023000763).
Извещение размещено Заказчиком 27.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 155 786 775,44 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения Извещения, в частности установленные Заказчиком требования к сроку приемки в проекте контракта.
Представитель Уполномоченного органа возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В доводах жалобы, Заявитель ссылается на то, что п. 6.6.4. и 2.3.-2.4. проекта контракта не соответствует нормам Закона о контрактной системе поскольку не согласуются между собой.
Комиссия Ленинградского УФАС признает необоснованность довода по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что Заказчиком в проекте контракта установлено следующее:
- "6.6.4. в срок, не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п. 6.6.3 Контракта, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа";
- "2.3 Порядок расчетов: Заказчик осуществляет оплату оказанных услуг в течение не более чем 7 (семь) рабочих дней с даты подписания сторонами документа о приемке, сформированного с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система) и подписанного усиленными электронными подписями сторон).
2.4. Оплата оказанных услуг по настоящему Контракту производится Заказчиком безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
Оплата оказанных услуг за период с 01.12.2023 г. по 31.12.2023 г. включительно производится в следующем месяце за отчётным".
Заявитель считает, что Заказчиком неверно указаны сроки оплаты оказанных услуг в п. 2.3 проекта контракта, так как в январе 2024 года для предоставления отчетного периода с 01.12.2023 по 31.12.2023 всего 17 рабочих дней, что делает невозможным оплату услуг в 7 рабочих дней.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В соответствии со ст. 94 Закона о контрактной системе:
1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Комиссия провела анализ и выявила, что пункт 6.6.4. проекта контракта регламентирует обязанности Заказчика, а именно срок (не позднее 20 рабочих дней) для организации приемки.
При этом, анализ пунктов 2.3 и 2.4. проекта контракта регламентирует обязанности Заказчика, по оплате работ (7 рабочих дней) и также устанавливает требование о закрытии предыдущего периода в последующем месяце.
То есть, Заказчик, зная об особенности сокращенного количества дней в январе 2024 года, может организовать приемку в более короткие сроки (что предусмотрено в проекте контракта конструкцией "не позднее") и последующая оплата будет произведена Заказчиком в следующем месяце за отчётным.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что, в данном случае как организация приемки, так и оплата выполнима Заказчиком по пунктам Контракта, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что в Извещении имеется ряд несоответствии, а также противоречий, а именно.
I) В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В рассматриваемом деле к экранной форме Извещения прикреплены следующие файлы (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok20/view/documents.html?regNumb er=0845300015023000763):
Adobe Acrobat Document ЧАСТЬ IV. НМЦК__ОК_ВРЛО_Содарж.дорог_155_скан.pdf
Microsoft Excel Document ЧАСТЬ IV. НМЦК__ОК_ВРЛО_Содарж.дорог_155.xls
Adobe Acrobat Document ЧАСТЬ III. ПК_ОК_Адм.ВРЛО_содерж.дорог_155_скан.pdf
Microsoft Word Document ЧАСТЬ III. ПК_ОК_Адм.ВРЛО_содерж.дорог_155.doc
Microsoft Excel Document ПриложениеN2 к ООЗ_тротуары.xls
Microsoft Excel Document Приложение N1 к ООЗ_проезды,3-я категория.xlsx
Microsoft Word Document ПриложениеN3 к ООЗ_Перечень мостов на территории МО (1).doc
Microsoft Excel Document Приложение N1 к ООЗ_2-ая категория.xls
Microsoft Excel Document Приложение N1 к ООЗ_1-ая категория.xls
Adobe Acrobat Document ЧАСТЬ II. ООЗ_ОК_Адм.ВРЛО_содерж.дорог_155.pdf
Microsoft Word Document ЧАСТЬ II. ООЗ_ОК_Адм.ВРЛО_содерж.дорог_155.doc
Microsoft Word Document ЧАСТЬ I. Требов.к содерж.,составу заявки_ОК_АдмВРЛО_содерж. дорог_155.docx
Adobe Acrobat Document ЧАСТЬ I. Требов.к содерж.,составу заявки_ОК_АдмВРЛО_содерж. дорог_155_скан.pdf
Microsoft Word Document ЧАСТЬ V. Порядок рассмот. и оценки заявок_ВРЛО_содерж. дорог_155.doc
Adobe Acrobat Document ЧАСТЬ V. Порядок рассмот. и оценки заявок_ВРЛО_содерж. дорог_155_скан.pdf
Согласно разделу 2 Постановления Правительства N 60 формирование и размещение информации и документов в единой информационной системе может осуществляться следующими способами:
- документы путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы (пункт 3);
- документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом:
а) если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы;
б) такие электронные документы и образы должны иметь открытые форматы, обеспечивающие возможность просмотра всего документа либо его фрагмента средствами общедоступного программного обеспечения, и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержимым без дополнительного программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы (пункт 4);
- документы во взаимодействии с иными информационными системами (пункт 5);
- документы сформированных в соответствии с Федеральным законом на электронной площадке, специализированной электронной площадке электронных документов, в том числе протоколов (пункт 6).
Комиссией установлено, что требования к содержанию и составу заявок определены у Заказчика в файлах "Microsoft Word Document ЧАСТЬ I. Требов.к содерж.,составу заявки_ОК_АдмВРЛО_содерж. дорог_155.docx", а также в "Adobe Acrobat Document ЧАСТЬ I. Требов.к содерж.,составу заявки_ОК_АдмВРЛО_содерж. дорог_155_скан.pdf".
Вместе с тем, несмотря на то, что эти файлы должны совпадать друг с другом (один образ документа, а второй электронный документ) но у файла "Adobe Acrobat Document ЧАСТЬ I. Требов.к содерж.,составу заявки_ОК_АдмВРЛО_содерж. дорог_155_скан.pdf" отсутствует часть страниц (имеется только 1 страница), хотя их должно быть 4.
Все файлы загружены в одно время и не имеют приоритетности друг над другом, при этом согласно законодательству о контрактной системе Заказчик обязан приобщить в состав извещения документы, которые позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками закупки в составе первой части заявки на участие в конкурсе.
Участники не обязаны устанавливать приоритетность одного пункта Извещения над другим пунктом, как и приоритетность одного файла над другим.
II) В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В Правилах использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в абзац первый пункта 7 дополнить предложением следующего содержания: "При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно".
Положения пп. "б" п. 8 Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 применяются к закупкам, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) с 01.10.2023.
Исходя из того, что настоящее Извещение размещено в ЕИС 27.10.2023, то Заказчик должен использовать структурированную форму.
Комиссией установлено, что объект закупки установлен: "Содержание и механизированная уборка автомобильных дорог г. Выборга", выбран код ОКПД2 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог".
В структурированной версии указано:
Несмотря на то, что объект закупки определяется через "оказание услуг", Заказчиком не указаны какие именно "значения характеристик" нужно указывать участникам и оставить их неименными (на что указывает инструкция).
Отсылка Заказчика в структурированной форме "ЧАСТЬИ II ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" не может являться надлежащим установлением "значения характеристики" и не направлена на то, для чего она была введена законодателем.
В файлах Adobe Acrobat Document ЧАСТЬ II. ООЗ_ОК_Адм.ВРЛО_содерж.дорог_155.pdf и Microsoft Word Document ЧАСТЬ II. ООЗ_ОК_Адм.ВРЛО_содерж.дорог_155.doc вообще нет таких обозначений и разъяснений, что является в конечном счете "значением характеристики" и каким образом их не нужно изменять.
Согласно письму Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944 "О размещении описания объекта закупки в единой информационной системе в сфере закупок": "Извещение, формируемое с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), должно содержать информацию, предусмотренную Правилами (пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Пунктом 7 Правил установлено, что при проведении электронных процедур в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
При этом извещение об осуществлении закупки должно также содержать составленное в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования ЕИС (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 2 формы, являющейся приложением к Положению о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60)
На основании изложенного при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 г.:
описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения;
описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС".
Таким образом, описание объекта закупки настоящего Извещения не приведено с требованиями действующего законодательства.
III) В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее - Постановление Правительства N 1005) предусмотрены типовые формы независимых гарантий, предъявляемых в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях.
Так, Постановлением Правительства N 1005 предусмотрена типовая форма независимой гарантии для обеспечения контракта.
В типовой форме независимой гарантии (в качестве обеспечения контракта), утвержденной Постановлением Правительства N 1005 имеется требование о включении пункта:
"14. Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде ________ <8> Указывается наименование арбитражного суда".
Вместе с тем, анализ Извещения свидетельствует о том, что ни в одной его части не указано информации о том какой Арбитражный суд следует указать в гарантии, если будет выбрана такая форма обеспечения (пункт 10.4. проекта контракта не относится к такому требованию, поскольку говорит о рассмотрении спора между сторонами контракта).
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в Извещении Заказчика не включена информация необходимая участникам для заполнения типовой формы независимой гарантии, что может являться основанием для отказа в принятии гарантии, если гаранты (банки) укажут суд по месту своего нахождения, что нуждается в уточнении.
IV) Комиссия выявила, что Заказчик установил в проекте контракта следующее требование:
"5.2. Исполнитель обязан:
5.2.10. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Контракта представить Заказчику калькуляцию стоимости оказания услуг".
Что представляет собой такая калькуляция и для чего она нужна в проекте контракта не раскрыто.
Анализ статей 34, 42, 43, 48, 51 Закона о контрактной системе, произведенный Комиссией, свидетельствует, что они не устанавливают какой-либо обязанности калькуляции предложенной цены участника, более того, законодательство разрешает заключать контракты за право заключения контракта (когда участник платит деньги за исполнения обязательств по контракту).
По мнению Комиссии такое дополнительное требование не определено Закону N44-ФЗ.
В настоящем деле, сама по себе закупка, организована в виде конкурса в электронной форме, то есть имеется ценовой и неценовой критерии.
При формировании Извещения, по ценовому критерию существует исключительно верхняя цена контракта (начальная максимальная цена контракта - НМЦК), участникам позволено право соперничать и предлагать лучшие условия по ценовому критерию, путем снижения цены, в том числе за право заключения контракта.
Вся необходимая калькуляция по стоимости оказания услуг уже проведена самим Заказчиком и определена в Извещении, следовательно, обязывать исполнителя осуществлять некие просчеты является обременением и трактуется антимонопольным органом как ограничение конкуренции.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что Извещение нарушает Закон о контрактной системе, Комиссия Ленинградского УФАС России считает выдачу предписания целесообразной.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Коваленко Михаил Сергеевич необоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 5 ч. 2 ст. 42, ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 ноября 2023 г. N 047/06/42-3726/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023