Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Макарова И.Д. - заместитель руководителя, председатель Комиссии,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенностям:
от Заявителя - Индивидуальный предприниматель Казаков Дмитрий Валерьевич:
в отсутствие представителей от Заказчика, от Уполномоченного органа, извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13442-ИП/23 от 13.11.2023) на действия комиссии при проведении электронного аукциона "Поставка бытовой техники для нужд "МОБУ "СОШ "Янинский ЦО"".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 947 202,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников закупки в части признания заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, а также считает, что заявка победителя содержит сведения, которые не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки.
Рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.11.2023 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Заявка участника закупки признается не соответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ) Участник закупки предоставил предложение относительно объекта закупки с нарушениями положений извещения о закупке: Указанные показатели не отвечают требованиям заказчика: По пункту 2 Машина посудомоечная. Требовалось "Цвет серый, черный". Участник указал "Цвет серый, черный", при этом согласно инструкции "В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор.". Таким образом Участник обязан был сделать выбор и указать одно значение, соответственно заявка не соответствует требованиям извещения. По пункту 6 Весы электронные тип 2. Требовалось "Время работы должно быть: до 300 часов магниевая батарея или до 600 часов алкалиновая батарея". Участник указал "Время работы должно быть: до 300 часов магниевая батарея или до 600 часов алкалиновая батарея", при этом согласно инструкции "Неизменными (неизменяемыми) показателями являются показатели, значение которых должно указываться участником в неизменном виде, включая уточняющие слова, символы, знаки и их комбинации за исключением случаев, когда необходимо осуществить выбор между вариантами значений показателей." "В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор", "Если неизменяемые значения показателей указаны через " или ", " \ ", то участник размещения заказа должен выбрать одну конкретную из приведенных неизменяемых характеристик." Таким образом Участник обязан был указать один вариант на выбор, соответственно заявка не соответствует требованиям извещения. По пункту 7 Магнитола. Требовалось "Стандарт USB 3.0 и/или 2.0". Участник указал "Стандарт USB 2.0", при этом согласно инструкции "Обозначение "и\или", "и/или" означает, что значение показателя может содержать либо один выбранный вариант, либо множество из предлагаемых, например "а и\или б и\или в" в данном случае участник может выбрать как одно из предложенных значений, так и несколько (или все) включая первое.". Таким образом Участник обязан был первое значение или первое и второе значение, соответственно заявка не соответствует требованиям извещения".
По мнению Заявителя, такое отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим, несоответствующим нормам Закона о контрактной системе, ссылаясь на то, что, подавая свою заявку, ИП Казаков Д.В. согласился на поставку товара, соответствующего техническим характеристикам, указанным в извещении, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Заказчик, в пояснениях, представленных в адрес Ленинградского УФАС России указывает: "Помимо согласия, в документации установлены требования к поставляемым товарам, по которым Участник должен был предоставить конкретные показатели".
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Комиссия, изучив положения описания объекта закупки, требования к значениям показателей товаров, установила, что в отношении товаров "Весы электронные тип 2", "Машина посудомоечная", "Магнитола" Заказчиком установлены следующие требования к значениям характеристик: в отношении товара "Весы электронные тип 2" - "Цвет серый, черный", в отношении товара "Машина посудомоечная" - "Время работы должно быть: до 300 часов магниевая батарея или до 600 часов алкалиновая батарея", в отношении товара "Магнитола" - "Стандарт USB 3.0 и/или 2.0".
Проанализировав информацию, представленную в заявке подателя жалобы, Комиссия установила, что представленные участником сведения в отношении указанных выше характеристик имеют следующий вид: "Стандарт USB 2.0", "Время работы должно быть: до 300 часов магниевая батарея или до 600 часов алкалиновая батарея", "Цвет серый, черный".
Вместе с тем, изучив положения инструкции по заполнению заявок, содержащейся в Приложении N1 к Описанию объекта закупки, Комиссия установила, что участник предоставил сведения в заявке не в соответствии с требованиями извещения, а именно:
- в отношении характеристики "Цвет серый, черный" участнику следовало указать одно значение показателя, руководствуясь следующим положением инструкции: "В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор".
- в отношении характеристики "Время работы должно быть: до 300 часов магниевая батарея или до 600 часов алкалиновая батарея" участнику следовало указать один вариант на выбор, руководствуясь следующими положениями инструкции:
"Неизменными (неизменяемыми) показателями являются показатели, значение которых должно указываться участником в неизменном виде, включая уточняющие слова, символы, знаки и их комбинации за исключением случаев, когда необходимо осуществить выбор между вариантами значений показателей";
"В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор";
"Если неизменяемые значения показателей указаны через " или ", " \ ", то участник размещения заказа должен выбрать одну конкретную из приведенных неизменяемых характеристик".
- в отношении характеристики "Стандарт USB 3.0 и/или 2.0" участнику следовало указать первое значение или первое и второе значение, руководствуясь следующим положением инструкции: Обозначение "и\или", "и/или" означает, что значение показателя может содержать либо один выбранный вариант, либо множество из предлагаемых, например "а и\или б и\или в" в данном случае участник может выбрать как одно из предложенных значений, так и несколько (или все) включая первое".
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что ИП Казаков Д.В., подавая заявку на поставку товара, согласился с условиями, предусмотренными извещением, характеристиками товара, указанными в описании объекта закупки, однако подал заявку, указав в ней характеристики, противоречащие требованиям извещения, в нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия установила, что довод Заявителя о том, что заявка подателя жалобы неправомерно признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки не нашел своего подтверждения. Заявка Заявителя правомерно отклонена аукционной комиссией Заказчика в соответствии с положениями извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе. В указанных действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
В отношении довода жалобы о том, что аукционной комиссией неправомерно было принято решение о признании заявки победителя соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, Комиссия, изучив представленные сторонами доказательства, не признает правомерность действий аукционной комиссии, исходя из следующих обстоятельств.
Согласно Описанию объекта закупки Заказчику требуется:
- товар "Швейная машина" установлены, в том числе, следующие требования: "Нижний транспортер четырехполосный, пятисегментный";
- товар "Дрель", в том числе, указаны следующие сведения: "Мощность 800-100 Вт";
- товар "Весы электронные тип 2" установлены, в том числе, следующие требования: "Дискретность, гр: 0.5/1";
- Товар "Бензиновый триммер" установлены, в том числе, следующие требования: "Количество тактов двигателя 2 или 4", "Перед заправкой бензин смешивается с маслом или заливается чистым", "Система смазки двигателя должна быть: из масляного насоса, фильтра, клапанов, трубопроводной магистрали".
В заявке, признанной соответствующей требованиям извещения (заявка победителя), представлены следующие сведения в отношении указанных выше показателей товаров:
-"Нижний транспортер четырехполосный, пятисегментный";
- "Мощность 850 Вт";
- "Дискретность, гр: 1";
- "Количество тактов двигателя 2", "Перед заправкой бензин заливается чистым", "Система смазки двигателя должна быть: из масляного насоса, фильтра, клапанов, трубопроводной магистрали".
Вместе с тем, Комиссия, руководствуясь положениями инструкции, установила, что в отношении показателя (характеристики) "Нижний транспортер" товара "Швейная машина", участнику следовало указать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара), руководствуясь следующим положением инструкции: "В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор".
В отношении показателя (характеристики) "Мощность" товара "Дрель", участнику следовало указать одно конкретное значение из указанного Заказчиком диапазона (800-100 Вт), руководствуясь следующим положением инструкции: "Если указаны значения показателей, разделенные "тире", "дефисом" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. должно быть указано одно конкретное значение".
В отношении показателя (характеристики) "Дискретность, гр:" товара "Весы электронные тип 2", участнику следовало предоставить значение без изменения, руководствуясь следующим положением инструкции: "Если единица измерения установлена в наименовании показателя, то считать, что значение показателя неизменяемое (данное правило имеет приоритет над остальными)".
В отношении показателей (характеристик) "Количество тактов двигателя", "Перед заправкой бензин", "Система смазки двигателя должна быть:" товара "Бензиновый триммер", участник предоставил недостоверные сведения указав, что Бензиновый триммер двухтактный и что перед заправкой бензин заливается чистым. Для двухтактных двигателей бензин смешивается с бензином, так как у них нет отдельной системы смазки.
Заказчиком в пояснениях на доводы жалобы не представлено доказательств обратного. В связи с чем, проанализировав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что участник закупки, признанный комиссией по осуществлению закупки победителем предоставил недостоверные сведения, что влечет за собой, согласно требованиям извещения, отказ в допуске. Согласно инструкции: "Если участник закупки выбирает один из предложенных типов (марок, видов) материала (товара), то необходимо указывать показатели конкретно для выбранного типа, по показателям, которые не относятся к выбранному типу (марке, виду) материала (товара) участник должен указать (в свободной форме), что данные показатели не используется для выбранного типа (марки, вида) материала (товара), в случае указания участником показателей, не относящихся к выбранному типу, т.е. относящихся к другим (не выбранным участником закупки), комиссией будет принято решение о предоставление недостоверных сведений и повлечен отказ в допуске".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что сведения о представленных товарах, указанные в составе заявки победителя, не соответствуют требованиям Инструкции об осуществлении закупки, ввиду чего, в действиях аукционной комиссии усматривается нарушение пп. а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Более того, в рамках внеплановой проверки, проводимой в соответствии с требованиями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия, проанализировав требования к товарам и Инструкцию в своей совокупности применительно ко всем товарам и выявляет, что она составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Целью включения в Извещение Инструкции является установление объективного порядка для заполнения участником закупки заявки, отвечающей потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с указанным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчику необходимо устанавливать требования к составу заявки и инструкцию по ее заполнению для каждого извещения исходя из своих потребностей.
То есть в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в составе извещения инструкцию по заполнению заявок на участие в данной закупке.
Извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы, отражающие конкретные значения показателей, требуемые Заказчику в рамках данной закупки.
Кроме того, извещение об осуществлении закупки должно содержать инструкцию по заполнению участником конкретных значений показателей в заявке на участие в закупке. Для заполнения сведений по каждому показателю участнику необходимо руководствоваться инструкцией, предусматривающей положения для заполнения значений показателей, установленных Заказчиком в рамках данной закупки.
В инструкции по заполнению заявки необходимо подробно описать, как нужно указывать параметры и как заполнить графы заявки. При составлении заявки участник должен понимать, соответствует ли продукция, которую он предлагает, требованиям Заказчика.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, также не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки приводит к возникновению у участников ее непонимание, что приводит к ошибкам (в том числе технического характера) при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Например, Инструкция содержит, в том числе следующие положения:
"В предлагаемых участником конкретных показателях не должно применяться слов, знаков и словосочетаний (со всеми словоформами, а так же с частицей "не" и без неё), знаков: "или ", " не более ", " не менее ", " более ", " не шире ", " не уже ", " уже ", " ниже ", " позднее ", " свыше ", "от", " до", " ~ ", " выше ", " ранее ", " не ранее ", " шире ", " не ниже ", " не выше ", "нужен", "лучше", " хуже ", "должен", "нужно" " не шире ", "", "следует предоставить", "требуется", "больше", "меньше", "светлее", "темнее", "глубже", " не уже ", " не свыше ", "максимум", "минимум", "
", " ниже ", " позднее ", " выше ", " ранее ", " не ранее ", " шире ", " не ниже ", " не выше ", " не позднее " " менее ", "
", " > ", " < ", кроме случаев, если показатель является неизменяемым. В случае установления в техническом задании требований к товару с использованием слов/словосочетаний "не", "допускается", "менее" или "не", "допускается", "более" одновременно в пределах одного показателя товара, наименование и значение данного показателя установлено в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям к конкретным показателям товаров".
Вместе с тем, анализ показателей к товарам указывает, что ни для одного случая не используется требований как, например, слова/словосочетания "не уже", "уже", "ранее", "не ранее", из чего следует, что данные положения Инструкции не должны включаться в инструкцию по заполнению заявки, поскольку не существует характеристики, описываемой подобным образом.
Исходя из вышеизложенного, потенциальному участнику закупки не представляется возможным определить, каким образом заполнять вышеуказанные показатели.
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке": "Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям".
Таким образом, Инструкция вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, и увеличивает объем текста инструкции, что приводит фактически к затруднению заполнения заявки, провоцирует ошибки при заполнении заявки, необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, что свидетельствует не о стремлении заказчика довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
Заказчик не представил пояснений причины указания неиспользуемых положений Инструкции.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно быть выполнено таким образом, чтобы не только не ограничивать количество участников закупки, но и повысить шансы на приобретение именно такого товара, какой необходим.
В данном случае неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, установленных в извещении об осуществлении закупки, создают препятствия для потенциальных участников аукциона. Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Исходя из вышеизложенного, такая инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку установлено требование, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
Неиспользуемые положения инструкции по заполнению значений конкретных показателей товаров влекут за собой ограничение общего числа участников закупки, поскольку вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, увеличивает объем текста инструкции, что приводит фактически к затруднению заполнения заявки.
Фактически из большого объема неиспользуемых положений инструкции участнику необходимо найти используемые.
В связи с чем, подобная Инструкция не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению аукционной заявки.
Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой, например Арбитражный суд Московского округа в решении по делу А40-185244/2021
Указанная правовая позиция поддержана Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в решении по делу N А56-105421/2022.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Казакова Д.В. частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе;
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 ноября 2023 г. N 047/06/49-3739/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023