Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 февраля 2023 г. по заявке N 2021784759/33
Заявка: |
2021784759/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
29.11.2022 |
Дата коллегии: |
10.01.2023 |
Дата утверждения: |
03.02.2023 |
Заявитель: |
ООО "Аквамарин" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 29.11.2022 возражение, поданное ООО "Аквамарин", г. Сочи (далее - заявитель), на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021784759, при этом установила следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2021784759 с датой поступления от 17.12.2021 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 23.08.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021784759. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому знак не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение мотивировано тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированным на имя другого лица товарным знаком "" (по свидетельству N 780658 с приоритетом от 24.04.2020) в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 42 классов МКТУ, однородных и сопутствующих заявленным товарам и услугам 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ [1].
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 29.11.2022, заявитель выражает несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак [1] имеют разное семантическое значение: так, заявленное обозначение может быть воспринято потребителями как "свой клуб", то есть отдельное, личное пространство, принадлежащее конкретному человеку, в то время как противопоставленный товарный знак [1] будет воспринят потребителями как "своиклуб", является фантазийным обозначением;
- заявленное обозначение предназначено для индивидуализации IT-продукта (мобильного приложения), и сопутствующей деятельности по продвижению IT-продукта, в том числе лицензированию. Заявленное к регистрации обозначение - это сервис для неограниченного количество пользователей, где они могут воспользоваться программами лояльности партнеров сервиса (приложение N 2). При этом основная деятельность правообладателя противопоставленного товарного знака [1] - это интеграция и автоматизация, а также разработка и внедрение процессинговых центров в сфере топливного рынка, разработка клубных карт для АЗС (https://svoy.club/). Правообладатель сходного товарного знака работает в узкой сфере - топливный рынок и сотрудничает исключительно с АЗС (приложение N 1). Таким образом, деятельность заявителя и деятельность правообладателя противопоставленного товарного знака [1] не смешивается в гражданском обороте;
- заявителю принадлежат товарные знаки "", "
" по свидетельствам N 906281, 906280, зарегистрированные в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 42, 45 классов МКТУ.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 23.08.2022 и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ.
К возражению были приложены следующие материалы:
1. Распечатка страниц с сайта правообладателя противопоставленного товарного знака [1];
2. Распечатка страниц с сайта заявителя.
При подготовке к рассмотрению возражения были выявлены дополнительные обстоятельства, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
К указанным обстоятельствам относится то, что заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, так как является сходным до степени смешения с товарными знаками "", "
" по свидетельствам N 515544 [2], 514715 [3] в отношении однородных товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Коллегия отмечает, что выявление новых обстоятельств, препятствующих регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, предусмотрено пунктом 45 Правил ППС.
Указанные выше дополнительные обстоятельства были оглашены на заседании коллегии 10.01.2023 и занесены в соответствующую графу протокола членами коллегии. Заявителю была предложена возможность предоставить свои письменные пояснения по поводу дополнительных обстоятельств, выявленных коллегией при подготовке к рассмотрению возражения, однако, он отказался от данной возможности, что также было зафиксировано членами коллегии в соответствующей графе в протоколе (заседание коллегии проводилось посредством видео-конференц-связи).
Заявитель на заседании коллегии от 10.01.2023 указывал, что данные обстоятельства были ему указаны в уведомлении о проверке заявленного обозначения требованиям законодательства от 16.05.2022, однако, решением Роспатента от 23.08.2022 данные противопоставления были сняты, так как экспертиза учла доводы заявителя от 18.07.2022.
В возражении от 29.11.2022 заявитель приводил свои доводы в отношении отсутствия сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам N 515544 [2], 514715 [3], суть которых сводилась к следующему:
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [2, 3] не являются сходными до степени смешения, так как различаются по фонетическому, визуальному и семантическому признакам сходства;
- заявленное обозначение прочитывается как [СВОЙКЛУБ], в то время как противопоставленные товарные знаки [2, 3] произносятся как [СВОЙ], то есть сравниваемые обозначения имеют разное количество слогов, различный состав согласных и гласных звуков, что обуславливает их фонетическое различие;
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [2, 3] различаются по визуальному признаку сходства, так как выполнены разными видами и размерами шрифтов, кроме того, в состав противопоставленных товарных знаков [2, 3] входит оригинальный изобразительный элемент в виде окружности с цветами радуги, который отсутствует в заявленном обозначении;
- заявленное обозначение может быть воспринято потребителями как "свой клуб", то есть отдельное, личное пространство, принадлежащее конкретному человеку, в то время как противопоставленные товарные знаки [2, 3] таких ассоциаций не вызывают, что отличает знаки по семантическому критерию сходства;
- в заявленном обозначении словесная часть "CLUB" является охраноспособной и никак не характеризует заявленные товары и услуги 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ, влияет на восприятие заявленного обозначения потребителями.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (17.12.2021) поступления заявки N 2021784759 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года N 482, вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является словесным, выполненным стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита.
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ основано на наличии сходного до степени смешения товарного знака [1].
Вместе с тем, при подготовке к рассмотрению возражения коллегией были выявлены дополнительные обстоятельства, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. К указанным обстоятельствам относится то, что заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, так как является сходным до степени смешения с товарными знаками "", "
" по свидетельствам N 515544 [2], 514715 [3] в отношении однородных товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [1] представляет собой словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 42 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [2] представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из графического элемента в виде четырехугольника, из изобразительного элемента в виде окружности с цветами радуги (который воспринимается как буква "О" в совокупности с буквами "S", "V", "Y"), а также из словесного элемента "SVOY", выполненного стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [3] представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изобразительного элемента в виде окружности с цветами радуги, и из словесного элемента "SVOY", выполненного стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Наиболее значимыми элементами вышеуказанных противопоставленных товарных знаков [2, 3] являются элементы "SVOY", которые выполнены крупным шрифтом в центре знаков и акцентируют на себя внимание потребителя, в связи с чем именно по ним происходит запоминание знаков в целом.
Коллегия отмечает, что противопоставленные товарные знаки [2, 3] принадлежат одному лицу - ООО "Сеть Связной", при этом основным индивидуализирующим элементом данных противопоставлений является словесный элемент "SVOY".
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
При проведении сопоставительного анализа заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] было установлено, что они содержат фонетически сходные словесные элементы "SVOICLUB"/"SVOYCLUB", что приводит к звуковому сходству обозначений в целом.
Фонетически, заявленное обозначение и противопоставленный ему товарный знак [1] характеризуются сходным звучанием. Так, заявленное обозначение прочитывается как [С В О И К Л А Б], а противопоставленный ему товарный знак [1] произносится следующим образом: [С В О Й К Л А Б]. Фонетическое сходство было установлено на основе наличия совпадающих согласных [С, В, К, Л, Б] и гласных звуков [О, А], расположенных в одинаковой последовательности. Фонетическое сходство установлено на совпадающей части [С В О К Л А Б]. Таким образом, 7 букв из 8 имеют тождественное звучание, что обуславливает вывод о высоком фонетическом сходстве сравниваемых обозначений.
Визуально заявленное обозначение сходно с противопоставленным товарным знаком [1], так как и само заявленное обозначение, и указанный противопоставленный товарный знак выполнены буквами латинского алфавита.
Так как в словарно-справочной литературе отсутствуют сведения о семантическом значении заявленного обозначения, анализ по семантическому сходству заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] провести невозможно.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу, что, сравниваемые обозначения производят сходное общее впечатление и, несмотря на отдельные отличия, ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Заявленное обозначение "" выполнено стандартным шрифтом без пробелов, однако, при произношении его в устной речи чётко выделяются части "SVOI" и "CLUB".
Для определения сходства сопоставляемые обозначения должны рассматриваться в целом. При этом в памяти остаются, как правило, отличительные элементы знака.
При этом необходимо принять во внимание правоприменительную судебную практику относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров и услуг, сформулированную в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ), согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров/услуг. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. При установлении сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
Коллегия отмечает, что заявленное обозначение состоит из частей "SVOI", "CLUB", при этом коллегия не располагает сведениями о том, что данное словосочетание указанных словесных элементов является устойчивым, либо существует такое определенное понятие, как "SVOI CLUB", в связи с чем их анализ должен проводиться отдельно. Словесная часть "SVOI" заявленного обозначения не имеет каких-либо словарно-справочных значений, является придуманным словом и никоим образом не характеризует заявленные товары и услуги 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ, то есть представляет собой сильную часть заявленного обозначения. Словесная часть "CLUB" заявленного обозначения является лексической единицей английского языка и переводится на русский язык как "клуб" (https://wooordhunt.ru/word/club) и может восприниматься потребителями в значении "общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов занятий" (https://gufo.me/dict/ozhegov/клуб). Таким образом, в отношении заявленных товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ данная словесная часть может характеризовать их, указывая на видовое наименование организации, следовательно, данная часть будет являться слабой в составе заявленного обозначения.
Анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [2, 3] показал, что основной индивидуализирующий элемент противопоставленных товарных знаков [2, 3] "SVOY" и сильная словесная часть "SVOI" заявленного обозначения фонетически практически тождественны, различаются только конечными буквами "Y" и "I", которые в беглой устной речи могут произноситься потребителями одинаково.
Визуально заявленное обозначение сходно с противопоставленными товарными знаками [2, 3], так как и само заявленное обозначение, и данные противопоставленные товарные знаки выполнены буквами латинского алфавита.
Так как в словарно-справочной литературе отсутствуют сведения о семантическом значении заявленного обозначения, анализ по семантическому сходству заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [2, 3] провести невозможно.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу, что, сравниваемые обозначения производят сходное общее впечатление и, несмотря на отдельные отличия, ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Анализ перечней сравниваемых обозначений показал, что товары 09 класса МКТУ "программы операционные для компьютеров, записанные, программы для эвм, компьютерные программы, мобильное приложение" заявленного обозначения являются однородными товарам 09 класса МКТУ "программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; обеспечение программное для компьютеров; программы компьютерные [загружаемое программное обеспечение]; программы операционные для компьютеров" противопоставленных товарных знаков [1, 2, 3], поскольку сравниваемые товары относятся к продуктам программным, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 35 класса МКТУ "демонстрация товаров; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; реклама, управление бизнесом, бизнес-администрирование" заявленного обозначения являются однородными услугам 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; агентства рекламные; административная деятельность в сфере бизнеса; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; исследования в области бизнеса; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; помощь в управлении бизнесом; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; службы консультативные по управлению бизнесом; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" противопоставленных товарных знаков [1, 2, 3], поскольку сравниваемые услуги относятся к услугам по продвижению товаров, а также к услугам в сфере бизнеса, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 36 класса МКТУ "услуги, связанные с банковскими и финансовыми операциями; услуги по финансовой оценке; деятельность в сфере страхования" заявленного обозначения являются однородными услугам 36 класса МКТУ "агентства кредитные; агентства по взысканию долгов; анализ финансовый; банки сберегательные; выпуск дорожных чеков; выпуск кредитных карточек; исследования финансовые; консультации по вопросам страхования; консультации по вопросам финансов; консультирование по вопросам задолженности; кредитование под залог; маклерство; менеджмент финансовый; обмен денег; обслуживание банковское дистанционное; обслуживание по дебетовым карточкам; обслуживание по кредитным карточкам; операции по обмену виртуальных валют; операции факторные; организация денежных сборов; перевод денежных средств в системе электронных расчетов; посредничество при страховании; предоставление информации по вопросам страхования; предоставление скидок через клубные карты для третьих лиц; предоставление ссуд [финансирование]; предоставление ссуд под залог; предоставление финансовой информации; предоставление финансовой информации через веб-сайты; проверка подлинности чеков; спонсорство финансовое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров; управление жилым фондом; управление недвижимостью; управление финансовое выплатами возмещений для третьих лиц; услуги банковские; услуги платежные через электронный кошелек; услуги по электронному переводу виртуальных валют; услуги попечительские; услуги резервных фондов; услуги сберегательных фондов; услуги финансовые таможенных брокеров; учреждение взаимофондов; финансирование; хранение в сейфах; хранение ценностей" противопоставленных товарных знаков [1, 2, 3], так как сравниваемые услуги относятся к банковским и финансовым услугам, а также к услугам в сфере страхования, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 38 класса МКТУ "телекоммуникационные услуги" заявленного обозначения являются однородными услугам 38 класса МКТУ "телекоммуникации; агентства печати новостей; вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; информация по вопросам дистанционной связи; обеспечение доступа в Интернет; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача телеграмм; передача цифровых файлов; радиовещание; связь волоконно-оптическая; связь радиотелефонная; связь с использованием компьютерных терминалов; связь спутниковая; связь телеграфная; связь телефонная; связь факсимильная; служба пейджинговая [с использованием радио, телефона или других средств электронной связи]; телеконференции; услуги абонентской телеграфной службы; услуги голосовой почты; услуги по маршрутизации и соединению телекоммуникационные; услуги по предоставлению телеграфной связи; услуги по предоставлению телефонной связи; предоставление доступа к медиаконтенту через Интернет и другие средства коммуникации" противопоставленных товарных знаков [2, 3], так как сравниваемые услуги относятся к услугам служб связи, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 41 класса МКТУ "организация образовательных мероприятий; организация культурно-просветительских мероприятий" заявленного обозначения являются однородными услугам 41 класса МКТУ "обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий (в части "организация культурно-просветительных мероприятий"); академии [обучение]; информация по вопросам воспитания и образования; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных] (в части "организация конкурсов [учебных]"); услуги образовательно-воспитательные; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; школы-интернаты" противопоставленных товарных знаков [2, 3], так как сравниваемые услуги относятся к услугам в сфере образования, а также к услугам по организации культурно-просветительских мероприятий, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 42 класса МКТУ "исследования научные; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по защите цифровых данных; обеспечение программное как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения; предоставление программной платформы, готовой к использованию облачных сервисов [PaaS]; разработка программного обеспечения" заявленного обозначения являются однородными услугам 42 класса МКТУ "анализ воды; анализ компьютерных систем; анализ химический; восстановление компьютерных данных; защита информационных систем от вирусов; изыскания в области нефтяных месторождений; изыскания геологические; инсталляция программного обеспечения; испытания клинические; испытания материалов; исследования в области бактериологии; исследования в области биологии; исследования в области геологии; исследования в области защиты окружающей среды; исследования в области механики; исследования в области физики; исследования в области химии; исследования медицинские; исследования научно-технические в области патентного картирования; исследования научно-технические в области стихийных бедствий; исследования научные; исследования подводные; консультации по вопросам Интернет-безопасности; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по защите цифровых данных; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для выявления неисправностей; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; обеспечение программное как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление информации в области компьютерных технологий и программирования через веб-сайты; предоставление научной информации и консультаций, связанных с сокращением выбросов парниковых газов; предоставление поисковых средств для Интернета; предоставление программной платформы готовой к использованию "облачных" сервисов [PaaS]; преобразование данных и информационных программ, за исключением физического преобразования; проведение исследований по техническим проектам; проектирование компьютерных систем; прокат веб-серверов; прокат компьютеров; прокат программного обеспечения; разблокировка мобильных телефонов; разведка геологическая; разведка нефтяных месторождений; размещение компьютерных сайтов [веб-сайтов]; размещение серверов; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров; разработка компьютерных платформ; разработка программного обеспечения; разработка программного обеспечения для издательского дела; сервер хостинг; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; составление программ для компьютеров; составление технической документации; тиражирование компьютерных программ; услуги аутсорсинга в области информационных технологий; услуги дистанционного резервного копирования данных; услуги консультационные в области телекоммуникационных технологий; услуги научных лабораторий; услуги по аутентификации пользователей по технологии единого входа для программных онлайн-приложений; услуги по аутентификации пользователей при сделках в области электронной коммерции; физика [исследования]" противопоставленных товарных знаков [1, 2, 3], так как сравниваемые услуги относятся к услугам научным, а также к услугам в области компьютерных технологий, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Услуги 45 класса МКТУ "лицензирование интеллектуальной собственности; лицензирование программного обеспечения" заявленного обозначения являются тождественными услугам 45 класса МКТУ "лицензирование интеллектуальной собственности; лицензирование программного обеспечения [услуги юридические]" противопоставленных товарных знаков [2, 3], относятся к услугам по лицензированию, имеют одно назначение, сферу применения и круг потребителей.
Заявителем в возражении не оспаривалась однородность товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Таким образом, проведенный анализ показал, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с противопоставленным товарным знаком [1] в отношении однородных товаров и услуг 09, 35, 36, 42 классов МКТУ, и, следовательно, вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса следует признать правомерным.
Кроме того, коллегией было установлено, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам N 515544 [2], 514715 [3] в отношении однородных товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ (подробный анализ приведен по тексту заключения выше).
В отношении довода заявителя о том, что он является правообладателем товарных знаков "", "
" по свидетельствам N 906281, 906280, зарегистрированных в отношении товаров и услуг 09, 35, 36, 42, 45 классов МКТУ, коллегия сообщает, что данные товарные знаки имеют существенные фонетические и визуальные отличия с заявленным обозначением, в силу чего отказ в регистрации заявленного обозначения в отношении заявленных товаров и услуг 09, 35, 36, 38, 41, 42, 45 классов МКТУ не будет нарушать принцип законных ожиданий заявителя о регистрации его товарного знака в заявленном объеме требований.
Что касается комментариев заявителя о том, что его деятельность и деятельность правообладателя противопоставленного товарного знака [1] не смешивается в гражданском обороте, коллегия сообщает, что анализу однородности товаров и услуг подлежат перечни рассматриваемых обозначений, а не деятельность правообладателя противопоставленного товарного знака [1] на рынке товаров и услуг, в связи с чем данный довод не может быть принят коллегией во внимание.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 29.11.2022, изменить решение Роспатента от 23.08.2022 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021784759 с учётом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 февраля 2023 г. по заявке N 2021784759/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru