Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 февраля 2023 г. по заявке N 2021723969/33
Заявка: |
2021723969/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
30.11.2022 |
Дата коллегии: |
16.01.2023 |
Дата утверждения: |
14.02.2023 |
Заявитель: |
ООО "Глорус Норд" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 30.11.2022, поданное ООО "Глорус Норд", Россия (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021723969 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2021723969, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 20.04.2021, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 03 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 31.07.2022 об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров 03 класса МКТУ (далее - решение Роспатента). Указанное решение Роспатента было основано на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса. Так, согласно решению Роспатента заявленное обозначение сходно до степени смешения:
- с товарным знаком со словесными элементами "АРОМ МАКС" по свидетельству N 569045, с конвенционным приоритетом от 15.05.2007, зарегистрированным на имя Беловал Ю.А., Россия, в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ;
- со знаком "OURONYX" по международной регистрации N 1577992 с приоритетом от 14.04.2020, правая охрана которому предоставлена на имя "GRIT International AG", Швейцария, в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ;
- со знаком "АRONYX" по международной регистрации N 1482258, с приоритетом от 11.07.2019, правовая охрана которому предоставлена на имя компании "MEDIFLOWER CO., LTD.", Республика Корея, в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ.
В поступившем возражении, а также дополнениях к возражению, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы сводятся к следующему:
- заявленное обозначение несходно с противопоставленным ему товарным знаком по свидетельству N 569045. Сравниваемые обозначения производят несходное общее зрительное впечатление за счет различного цветового исполнения, а также различного вида обозначений. Различается фонетическое произношение сравниваемых знаков. Словесный элемент "AROMIX" заявленного обозначения и словесные элементы "АРОМ МАКС" товарного знака по свидетельству N 569045 включают разные слоги, разное количество слогов, ударение падает на разные слоги. В сравниваемые обозначения заложены различные идеи. Так, часть "mix" заявленного обозначения (от англ. "смесь") широко известна российскому потребителю. Слово "Макс" противопоставленного знака используется как сокращение от имени Максим. Следовательно, можно говорить о смысловом различии сравниваемых обозначений;
- заявленное обозначение и знаки "ARONYX", "OURONYX" по международным регистрациям N 1482258, N 1577992 несходны, поскольку имеют фонетические различия, различное общее зрительное впечатление. Товары 03 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных знаков (2-3) неоднородны, поскольку относятся к разному роду продукции, которые имеют различные потребительские свойства, функциональное назначение, при их изготовлении используются различные виды материалов, сравниваемые товары не являются взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. Различны условия и каналы их реализации, круг потребителей;
- Роспатент при принятии решения не принял во внимание судебную практику, согласно которой изобразительный элемент может играть существенную роль в индивидуализации товара наряду со словесным элементом, степень важности изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, каковы его размеры и пространственное положение относительно словесного элемента; перечисленные факторы могут учитываться как каждый в отдельности, так и в совокупности. Оценка сходства обозначений производится на основе общего зрительного впечатления, формируемого, в том числе, с учетом неохраняемых элементов. Семантическое значение комбинированного значения не может формироваться исключительно на выявлении смысла словесных элементов, изобразительные элементы также могут оказывать влияние на осмысление потребителем идей, которые заложены при создании обозначения.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров 03 класса МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, коллегия установила следующее.
С учетом даты (20.04.2021) поступления заявки N 2021723969 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с положениями пункта 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является комбинированным и состоит из словесного элемента "AROMIX" выполненного стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита, под словесным элементом помещена плавно изогнутая линия. Анализ словарей основных европейских языков (www.slovari.yandex.ru), а также словарно-справочных источников информации (см. www.dic.academic.ru) показал отсутствие лексических значений у словесного элемента "aromix". Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров 03 класса МКТУ.
Противопоставленный знак "" (1) является комбинированным и состоит из словесных элементов "Аром", "Макс", выполненных на двух строках стандартным шрифтом строчными буквами русского алфавита, начальные буквы "А", "М" - заглавные. Композиция из словесных элементов помещена на фоне квадрата черного цвета. В квадрат вписана рамка белого цвета и хаотично расположенные изобразительные элементы в виде неправильных фигур. Анализ словарно-справочных источников информации (www.slovari.yandex.ru) показал отсутствие лексических значений у словесного элемента "аром", словесный элемент "Макс" - это уменьшительная форма имени Максим. Правовая охрана знаку (1) предоставлена в отношении товаров 03 класса МКТУ.
Противопоставленный знак "OURONYX" (2) является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Анализ словарей основных европейских языков (www.slovari.yandex.ru) показал отсутствие лексических значений у словесного элемента "OURONYX". Правовая охрана знаку (2) предоставлена в отношении товаров 03 класса МКТУ.
Противопоставленный знак "ARONYX" (3) является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Анализ словарей основных европейских языков (www.slovari.yandex.ru) показал отсутствие лексических значений у словесного элемента "OURONYX". Правовая охрана знаку (2) предоставлена в отношении товаров 03 класса МКТУ.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных знаков (1-3) показал, что они ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на имеющиеся отличия, ввиду нижеследующего.
В заявленном обозначении и противопоставленных знаках (1-3) основную индивидуализирующую функцию выполняют словесные элементы "AROMIX", "Аром Макс", "OURONYX", "ARONYX", поскольку именно эти словесные элементы являются сильными элементами знаков и в первую очередь акцентируют на себе внимание потребителя при восприятии сравниваемых обозначений.
Словесные элементы "AROMIX", "Аром Макс" (1), "ARONYX" (3) характеризуются совпадением большинства звуков, расположенных в одинаковой последовательности, что свидетельствует об их звуковом сходстве. Коллегия усматривает и высокую вероятность близкого прочтения словесного элемента "OURONYX" знака (2) и "AROMIX" заявленного обозначения. Так, словесный элемент "OURONYX" может быть прочитан "ауроникс", следовательно, в рассматриваемом случае данный словесный элемент отличается от словесного элемента "AROMIX" заявленного обозначения только лишь двумя звуками "у" и "м/н". Мнение заявителя о том, что ударение в сравниваемых словесных элементах, падает на разные слоги, неубедительно, поскольку данные слова являются фантазийными, постановка ударения в данных словах не фиксирована.
Как указано выше, заявленное обозначение не имеет определенного семантического значения, в связи с чем провести его сравнение по семантическому критерию сходства с противопоставленными знаками не представляется возможным, что снижает значение семантического фактора восприятия сравниваемых обозначений.
Заявленное обозначение и противопоставленные знаки (2-3) обладают высокой степенью графического сходства, обусловленного исполнением их словесных элементов заглавными буквами латинского алфавита, начертание части графем совпадает. Плавная изогнутая линия в составе заявленного обозначения является лишь его декоративным элементом, несущим вторичную индивидуализирующую функцию в комбинированном обозначении.
Следует согласиться с заявителем в том, что заявленное обозначение и знак (1) имеют визуальные отличия, заключающиеся в наличии графических элементов в составе сравниваемых обозначений, исполнении словесных элементов "AROMIX", "Аром Макс" буквами различных алфавитов и т.д. Вместе с тем, следует отметить, что роль визуального критерия в рассматриваемом случае не может быть признана определяющей, поскольку превалирует, в данном случае, фактор фонетического сходства, который и обеспечивает ассоциирование сравниваемых обозначений друг с другом.
Таким образом, коллегия пришла к выводу, что заявленное обозначение и знаки (1-3) ассоциируются между собой в целом за счет высокой степени их фонетического сходства, при сниженном значении семантического фактора восприятия, а также несмотря на некоторые отличия.
Следует отметить, что для констатации сходства обозначений наличие сходства по всем критериям (визуальный, звуковой, смысловой) не обязательно, так как соответствующие признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункты 42 и 43 Правил).
Анализ однородности товаров 03 класса МКТУ заявленного обозначения и знаков (1-3) показал следующее.
Товары 03 класса МКТУ "красители для воды в туалете" заявленного обозначения и знака (1) совпадают.
Товары 03 класса МКТУ "ароматизаторы воздуха, в том числе ароматизаторы, не использующие нагрев" заявленного обозначения являются однородными товарам 03 класса МКТУ "масло бергамотовое; миндальное масло; древесина ароматическая; эфирные масла из кедра; вода ароматическая; эфирные масла из лимона; лавандовая вода; масло жасминное; экстракты цветочные; эссенции эфирные; эфирные масла; лавандовое масло; ароматизаторы (эфирные масла); эссенция мятная; составы для окуривания ароматическими веществами (парфюмерные изделия), относящиеся к 03 классу; смеси ароматические из цветов и трав" знака (1). Так, сравниваемые товары имеют одинаковое назначение (ароматизация воздуха) и круг потребителей, могут реализовываться совместно (например, в отделах магазинов, где реализуются ароматизаторы воздуха).
Товары 03 класса МКТУ "препараты для чистки, в том числе в виде таблеток для удаления накипи" заявленного обозначения и товары 03 класса МКТУ "препараты для сухой чистки" знака (1) являются однородными ввиду отнесения их к одной родовой группе - средства для чистки. Сравниваемые товары могут исходить из единого источника происхождения, реализовываться совместно.
Товары 03 класса МКТУ "средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей, в том числе моющие средства для пола и других поверхностей" заявленного обозначения и товары 03 класса МКТУ "моющие средства, за исключением промышленных и лекарственных" знака (1) также являются однородными, поскольку относятся к средствам моющим, которые могут быть произведены одним лицом и иметь одинаковые каналы реализации Товары 03 класса МКТУ "препараты для удаления ржавчины, в том числе в виде таблеток для сливных бачков в туалете" заявленного обозначения и товары 03 класса МКТУ "продукты для наведения блеска (для полировки); пасты; масла, используемые как очищающие средства; моющие средства, за исключением промышленных и лекарственных; пемза" знака (1) могут имеют одинаковое назначение (предназначены для удаления ржавчины), в связи с чем могут использоваться совместно, быть взаимодополняемыми, взаимозаменяемыми.
Товары 03 класса МКТУ заявленного обозначения "ароматизаторы воздуха, в том числе ароматизаторы, не использующие нагрев" и товары 03 класса МКТУ "ароматические эфирные масла" знака (2) имеют одинаковое назначение - предназначены для ароматизации помещения. Так, эфирные масла часто используются в ароматерапии, при которой аромамасло распыляется в помещении и насыщает его определенным запахом. Одинаковые назначение, условия реализации и круг потребителей сравниваемых товаров свидетельствуют об их однородности.
Вместе с тем, иные товары 03 класса МКТУ "anti-aging skin care preparations; aromatic essential oils; bath and shower gels and salts, other than for medical use; balms other than for medical use; creams, oils, lotions, sprays, pencils, balms for cosmetic use; creams for removing make-up; emulsions, gels and lotions for skin care; moisturizing creams, lotions and gels; skin moisturizing masks; moisturizing preparations (cosmetics); facial creams for cosmetic use; facial lotions for cosmetic use; facial masks for cosmetic use; facial preparations for cosmetic use; beauty care preparations for hair; hair shampoos; hair conditioners; skin care preparations; skin lotions for cosmetic use; skin exfoliants; body creams for cosmetic use; sanitary preparations as toiletry products; cosmetic and beauty preparations; cosmetics; cosmetic oils; lip care preparations; cosmetics for use on the skin; perfumery products; perfumes; exfoliants; shampoos" ("антивозрастные средства по уходу за кожей; ароматические эфирные масла; гели и соли для ванн и душа, не предназначенные для медицинского применения; бальзамы, не предназначенные для медицинского применения; кремы, масла, лосьоны, спреи, карандаши, бальзамы для косметического применения; кремы для снятия макияжа; эмульсии, гели и лосьоны для кожи уход; увлажняющие кремы, лосьоны и гели; маски для увлажнения кожи; увлажняющие препараты (косметика); кремы для лица для косметического использования; лосьоны для лица для косметического использования; маски для лица для косметического использования; средства для ухода за лицом для косметического использования; средства по уходу за волосами; шампуни для волос; кондиционеры для волос; средства по уходу за кожей; лосьоны для кожи косметического назначения; отшелушивающие средства для кожи; кремы для тела косметического назначения; гигиенические средства в качестве туалетных принадлежностей; косметические и бьюти-препараты; косметика; косметические масла; средства по уходу за губами; косметика для использования на коже; парфюмерная продукция; духи; отшелушивающие средства; шампуни") знака (2) не являются однородными товарам 03 класса МКТУ "красители для воды в туалете; препараты для удаления ржавчины, в том числе в виде таблеток для сливных бачков в туалете; препараты для чистки, в том числе в виде таблеток для удаления накипи; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей, в том числе моющие средства для пола и других поверхностей", поскольку относятся к различным родовым и видовым группам и не пересекаются в гражданском обороте.
Кроме того, коллегия соглашается с доводами заявителя о том, что в перечне товаров 03 класса МКТУ "cosmetics; mascara; make-up powder; face powders; lip glosses; lip balm; blemish balm creams; eye liner; eye make-up removers; eye shadow; liquid foundation; mask pack for cosmetic purposes; body cleanser; facial cleansing milk; facial cream; lotions for cosmetic purposes; cosmetic skin care lotions; oils for cosmetic purposes; perfume oils for the manufacture of cosmetic preparations; shampoos" ("косметика; тушь для ресниц; пудра для макияжа; пудры для лица; блески для губ; бальзам для губ; кремы-бальзамы от пятен; подводка для глаз; средства для снятия макияжа с глаз; тени для век; жидкая основа; набор масок для косметических целей; очищающее средство для тела; молочко для очищения лица; крем для лица; лосьоны для косметических целей; косметическая кожа лосьоны для ухода; масла для косметических целей; парфюмерные масла для изготовления косметических препаратов; шампуни") знака (3) отсутствуют товары, которые могли бы признаваться однородными по отношению к товарам 03 класса МКТУ "ароматизаторы воздуха, в том числе ароматизаторы, не использующие нагрев; красители для воды в туалете; препараты для удаления ржавчины, в том числе в виде таблеток для сливных бачков в туалете; препараты для чистки, в том числе в в виде таблеток для удаления накипи; средства моющие, за исключением используемых для промышленных и медицинских целей, в том числе моющие средства для пола и других поверхностей". Так, правовая охрана знака (3) распространяется на товары, относящиеся к косметике уходовой и декоративной, косметики и декоративным средствам, маслам для косметических целей, изделиям для косметического ухода, средствам для ухода за лицом и телом, средствам для ухода за волосами. Тогда как правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в отношении ароматизаторов воздуха, красителям для воды в туалете, средствам и препаратам для чистки, средствам моющим. Таким образом, сравниваемые товары относятся к различным видам продукции, которые изготавливаются различными лицами и имеют различные цели применения.
В отношении анализа однородности товаров, для которых испрашивается предоставление правовой охраны знаку заявленному обозначению и в отношении которых предоставлена правовая охрана противопоставленным знакам (1-3), коллегия учитывала, что вероятность смешения заявленного обозначения и знаков (1-3) определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров. При этом, смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда). В рассматриваемом случае была установлена высокая степень сходства заявленного обозначения и знаков (1-2), а также высокая степень однородности вышеупомянутых товаров 03 класса МКТУ, что может привести к высокой вероятности смешения данных товаров, маркированных сравниваемыми обозначениями, в гражданском обороте. Вместе с тем, установленное сходство заявленного обозначения и знака (3) при отсутствии однородности товаров 03 класса МКТУ, приводит к выводу об отсутствии возможности смешения сравниваемых товаров, маркированных заявленным обозначением и знаком (3), в гражданском обороте.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 30.11.2022, оставить в силе решение Роспатента от 31.07.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 февраля 2023 г. по заявке N 2021723969/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru