Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 марта 2023 г. по заявке N 2021779028/33
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2021779028/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
15.12.2022 |
Дата коллегии: |
27.01.2023 |
Дата утверждения: |
15.03.2023 |
Заявитель: |
Шундеева Наталия Антоновна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) 15.12.2022, поданное ИП Шундеевой Н.А., Санкт-Петербург (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021779028, при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2021779028, поданной 30.11.2021, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 03, 04, 05, 16 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 28.11.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021779028. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 1 (3) и 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано следующим.
Входящий в состав заявленного обозначения, словесный элемент "CHAMBERY" ("Chambery" - Шамбери (фр.) - Главный город французского департамента Савойя в южных Альпах./см. Интернет-Источники http://visitefrance.ru/france/shamberi-chambery.html, https://ohfrance.ru/shamberi/shamberi-gorodok-vo-francuzskikh-alpakh, https://tonkosti.ru/Шамбери, https://www.france-voyage.com/франция-туризм/шамбери--685.htm, http://www.awaytravel.ru/content/города-франции-шамбери и др.) не обладает различительной способностью на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, является неохраняемым элементом, поскольку может быть воспринят, как указание на место производства товаров, местонахождения производителя.
Вместе с тем, поскольку заявитель по заявке находится в г. Санкт-Петербург, заявленное обозначение, включающее словесный элемент " CHAMBERY" будет вводить потребителя в заблуждение относительно места производства товаров, местонахождения производителя, в связи с чем заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров 03, 04, 05, 16 классов МКТУ на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В Роспатент 15.12.2022 поступило возражение, основные доводы которого сводятся к следующему:
- выбирая словесное обозначение "CHAMBERY" (Шамбери - город в Альпах) для регистрации в качестве товарного знака, заявитель отталкивался от интересного факта о происхождении шоколадного трюфеля в этом городе;
- заявитель продает косметические средства с необычными запахами фруктов и десертов, шоколадный трюфель является одним из них, таким образом, выпуск данных товаров привязан к памяти и истории города Шамбери;
- город Шамбери не связан с производством косметической продукции, соответственно по отношению к товарам 03, 04, 05, 16 классов МКТУ заявленное обозначение будет являться фантазийным;
- в общедоступных источниках информации, в том числе, в сети Интернет отсутствует сведения о каких-либо косметических производствах на территории данного населенного пункта;
- город Шамбери не славится производством заявленных товаров 03, 04, 05, 16 классов МКТУ и этот вид промышленности не развит;
- таким образом, у потенциального потребителя нет разумных оснований предполагать, что именно в этом городе производятся косметические товары;
- французский город Шамбери является небольшим населенным пунктом, малоизвестным, в нем проживает около 60 тыс. человек, в этой связи заявленное словесное обозначение не способно вызывать ассоциативных связей с местом производства товаров, нахождением производителя, а следовательно, не способно и ввести потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя;
- при введении в поисковую строку в Интернете слова "CHAMBERY" выдаются ссылки на сайты связанные с заявителем: официальный сайт, сайт OZON, где можно приобрести товар, сайты с отзывами о товарах;
- заявитель на первой странице своего сайта (https://chambery-shop.ru/) прямо указывает на то, что бренд создан и располагается в Санкт-Петербурге, поэтому не прослеживается намерения у заявителя ввести потребителя в заблуждение в отношении его местонахождения или места производства товаров;
- рассматриваемое обозначение"CHAMBERY sweets for your body" воспринимается в качестве единой конструкции, следовательно, необходимо рассматривать не только отдельные элементы обозначения на наличие различительной способности, но и то, какое впечатление создает логотип в целом;
- словесный элемент "Sweets for your body" в переводе с английского языка означающий "сладости для твоего тела", символизирует широкий выбор косметических средств для лица, тела и сопутствующих товаров (в том числе включающих сладкие ароматы);
- в заявленном обозначении словесный элемент "CHAMBERY" в сочетании с другими элементами "sweets for your body" не воспринимается как географическое указание, в связи с чем для товаров 03, 04, 05, 16 классов МКТУ он является фантазийным и не может вводить потребителей в заблуждение в отношении места производства товаров;
- таким образом, при восприятии данного знака у потребителя возникает ассоциативная связь с косметическими товарами заявителя, имеющими необычные сладкие запахи фруктов и десертов;
- начиная с 2017 года заявитель использует обозначение "CHAMBERY sweets for your body", что подтверждается сведениями из Интернет (https://chambery-shop.ru/), в социальных сетях с аудиторией в Вконтакте - 5992 человека, в Инстаграм - 6640 человек, на сайтах с отзывами;
- у заявителя значительные объемы продаж по всей России товаров, так оборот составил около 4,8 млн. руб. за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г.;
- представленные данные свидетельствуют о различительной способности у обозначения, ассоциировании его с заявителем и продаваемыми им товарами.
С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 28.11.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021779028 в отношении всего заявленного перечня товаров.
К возражению заявителем были приложены следующие материалы: - результаты поискового запроса "Chambery" (1);
- главная страница сайта "CHAMBERY sweets for your body" (https://chamberyshop.ru/)(2);
- первое использование заявленного обозначения в 2017 году (https://www.instagram.com/p/BcDe-e3gWyI/) (3);
- страница группы Вконтакте (https://vk.com/chambery) (4);
- страница Инстаграм (https://instagram.com/chambery_shop) (5);
- сайты с отзывами о товарах "CHAMBERY sweets for your body" (https://irecommend.ru/catalog/reviews/877-1043379, https://www.100sp.ru/feedbacks/megapurchase/99899?ysclid=l88vsdmbum822440 523) (6);
- выписка по расчетному счету за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г. (7).
Изучив материалы дела и заслушав участников возражения, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (30.11.2021) подачи заявки N 2021779028 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 за N 38572, введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
Согласно требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
1.1. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Исходя из пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение "", которое включает в свой состав словесный элемент "CHAMBERY", выполненный заглавными буквами латинского алфавита стандартным шрифтом, и словесные элементы "sweets for your body", выполненные более мелким шрифтом по сравнению со словесным элементом "CHAMBERY" буквами латинского алфавита стандартным шрифтом. Между указанными словесными элементами изображена прямая линия. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 03, 04, 05, 16классов МКТУ.
Анализ заявленного обозначения показал, что основным индивидуализирующим элементом в нем является словесный элемент "CHAMBERY", поскольку он в силу своего графического выполнения более крупным шрифтом в первую очередь обращает на себя внимание потребителей. Словесные элементы "sweets for your body" в переводе с английского языка на русский язык означают "сладости для твоего тела", в силу чего в отношении заявленных товаров, связанных с косметической и гигиенической продукцией, являются слабыми элементами обозначения.
Коллегия отмечает, что включенный в состав заявленного обозначения словесный элемент "CHAMBERY" означает "Шамбери (фр. Chambery) - главный город французского департамента Савойя в южных Альпах с населением 61 тысяча жителей (2005); в 9 км к югу от озера Бурже, в живописной, окружённой горами долине; университетский город; имеет собственный аэропорт; расположен на высоте 270 м над уровнем моря. Недалеко от Шамбери находятся региональные парки природы "Массиф де Бож" и "Шартрёз" (https://ru.wikipedia.org/).
Таким образом, в силу своего семантического значения обозначение "CHAMBERY" может быть воспринято в сознании российского потребителя как указание на место производства заявленных товаров 03, 04, 05, 16 классов МКТУ, следовательно, является описательным элементом обозначения. В этой связи целесообразно обратить внимание, что обозначения, характеризующие товары (услуги), должны быть свободными для использования всеми производителями в гражданском обороте в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая, что заявитель является российский индивидуальный предприниматель с местом нахождения в Санкт-Петербурге, заявленное обозначение, содержащее словесный элемент "CHAMBERY", подпадает под действие пункта 3 статьи 1483 Кодекса как способное ввести потребителя в заблуждение относительно места изготовителя товаров, места их производства, поскольку глядя на заявленное обозначение потребитель будет думать, что данные товары произведены на территории Франции.
Кроме того, коллегией было принято во внимание, что Франция известна производством парфюмерно-косметических, гигиенических товаров и сувенирной продукции. Следовательно, при восприятии заявленного обозначения "CHAMBERY" для товаров 03, 04, 05, 16 классов МКТУ у среднего российского потребителя могут создаться представления о принадлежности этой продукции к французскому происхождению, что приведет к дезориентации на рынке товаров.
Сведений о том, что заявитель использует заявленное обозначение при маркировке товаров (1-7), не исключает представления о нем как о географическом наименовании, которое может быть воспринято как указывающее на место производства товаров. Необходимых и достаточных материалов, подтверждающих восприятие средним российским потребителем заявленного обозначения в качестве средства индивидуализации продуктов заявителя, а не географического объекта в возражении не представлено.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что предоставление правовой охраны заявленному обозначению противоречит требованиям пунктов 1 (3), 3 (1) статьи 1483 Кодекса, что подтверждает обоснованность доводов экспертизы, приведенных в решении Роспатента от 28.11.2022.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 15.12.2022, оставить в силе решение Роспатента от 28.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 марта 2023 г. по заявке N 2021779028/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru