Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 марта 2023 г. по заявке N 2021742119/33
Заявка: |
2021742119/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
29.09.2022 |
Дата коллегии: |
23.01.2023 |
Дата утверждения: |
15.03.2023 |
Заявитель: |
Губарев Сергей Анатольевич |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020, рассмотрела поступившее 29.09.2022 возражение Губарева Сергея Анатольевича, г. Пушкино Московской области (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021742119, при этом установила следующее.
Регистрация комбинированного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2021742119 с датой поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от 06.07.2021 испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 29-32 и услуг 35 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Решение Роспатента от 29.06.2022 об отказе в государственной регистрации товарного знака принято на основании его несоответствия требованиям пунктов 1, 3, 6 и 7 статьи 1483 Кодекса.
Указанное несоответствие обосновывается в заключении по результатам экспертизы тем, что словесные элементы "ПРОДУКТЫ КУБАНИ" (где "продукты" - предметы питания, съестные припасы, см. dic.academic.ru/; "Кубани" - производное от Кубань - наименование части Северного Кавказа, прилегающей к реке Кубань, см. dic.academic.ru/), которые входят в состав заявленного обозначения, являются неохраняемыми элементами обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, так как характеризуют заявленные товары и услуги, указывают на местонахождение заявителя, место изготовления товаров и услуг.
Кроме того, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается, в том числе, в отношении товаров 32 класса МКТУ (аперитивы безалкогольные; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; вода газированная; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые). Ввиду того, что словесный элемент "КУБАНИ" воспринимается как указание на географический объект, в котором осуществляется добыча/производство природной минеральной/питьевой воды, а также на природное происхождение указанных товаров, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака/знака обслуживания для части товаров 32 класса МКТУ (аперитивы безалкогольные; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; вода газированная; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые) на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса как вводящее потребителя в заблуждение относительно природного происхождения таких товаров. Вместе с тем, при производстве другой части заявленных товаров 32 класса МКТУ, в состав которых входит природная минеральная/питьевая вода, словесный элемент "КУБАНИ" также способен восприниматься как указание на географический объект, в рамках которого осуществляется добыча/производство природной минеральной/питьевой воды, что также способно восприниматься как вводящее потребителя в заблуждение относительно природного происхождения таких товаров.
При этом в материалах заявки отсутствуют документы, подтверждающие природное происхождение заявленных товаров в рамках указанного географического объекта.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками "КУБАНЬ" по свидетельствам NN 539934, 618767, 698171, 700525, 700527 [1-5], зарегистрированными на имя Общества с ограниченной ответственностью "Кубань Продукт", 352631, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Бригадная, д. 1Б, в отношении однородных товаров 29, 30 классов МКТУ и имеющих более ранний приоритет.
В данном случае товары и услуги 29, 30, 35 классов МКТУ признаны однородными товарам, указанным в перечнях противопоставленных регистраций, поскольку они соотносятся как род-вид товаров и услуг, могут иметь одинаковые условия сбыта, круг потребителей.
Также заявленное обозначение сходно до степени смешения с географическим указанием "КУБАНЬ" под N 260 [6] (приоритет от 10.09.20), право пользования которым принадлежит:
- Ассоциации "Саморегулируемая организация "Виноградари и виноделы", 353925, Краснодарский край, г. Новороссийск, пр-т Дзержинского, 156 б, оф. 204 на основании свидетельства N 260/1 (приоритет от 10.09.2020);
- Саморегулируемой организации Ассоциация "Винодельческий Союз", 350901, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 39 на основании свидетельства N 260/2 (приоритет от 10.09.2020);
- Ассоциации виноделов "Честно" 353905, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Свердлова, 42, оф. 5 на основании свидетельства N 260/3 (приоритет от 10.09.2020);
- с обозначением "КУБАНЬ. КРЫМСК", заявленным на регистрацию в качестве географического указания, поданным от имени Общества с ограниченной ответственностью "Мистраль Вайн", 140073, Московская обл., г.о. Люберцы, р.п. Томилино, территория Логистический центр, Рязанское ш., корп. 44, пом. XI, заявка N 2020748895 [7] (приоритет от 07.09.2020, делопроизводство по заявке не завершено, принято решение о регистрации);
- с обозначением "КУБАНЬ. ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ", заявленным на регистрацию в качестве географического указания, поданным от имени Общества с ограниченной ответственностью "ПОМЕСТЬЕ ГОЛУБИЦКОЕ", 353521, Краснодарский край, Темрюкский р-н, Станица Голубицкая, ул. Красная, 299, заявка N 2020739874 [8] (приоритет от 28.07.2020, принято решение о регистрации 27.09.2021);
- с наименованием места происхождения товаров "Кубанский ранний картофель", зарегистрированным под N 207 [9] (приоритет от 22.04.2019), право пользования которым принадлежит Тронь Сергею Александровичу, 353793, Краснодарский край, Калининский р-н, станица Старовеличковская, пер. Шевченко, 2 корп. А на основании свидетельства N 207/1 (приоритет от 22.04.2019);
- с наименованием места происхождения товаров "Кубанские яблоки", зарегистрированным под N 197 [10] (приоритет от 13.03.2019), право пользования которым принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью "Гамма Плюс", 352192, Краснодарский край, Гулькевичский р-н, г. Гулькевичи, пер. Тенистый, 5 на основании свидетельства N 197/1 (приоритет от 13.03.2019);
- с наименованием места происхождения товаров "Кубанское подсолнечное масло", зарегистрированным под N 164 [11] (приоритет от 11.12.2015), право пользования которым принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное производственное предприятие "ЮГ", 352902, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Железнодорожная, 63/1 на основании свидетельства N 164/1 (приоритет от 11.12.2015). См. открытые реестры, www.1fips.ru.
Согласно положениям, предусмотренным пунктом 7 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием или наименованием места происхождения товара, охраняемыми в соответствии с настоящим Кодексом, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое географическое указание или такое наименование места происхождения товаров либо сходное с ними до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования такого географического указания или такого наименования, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров наименования места происхождения товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано такое географическое указание или такое наименование места происхождения товара.
Таким образом, заявленное обозначение не соответствует пунктам 6 и 7 статьи 1483 Кодекса для всех заявленных товаров и услуг.
Заявитель выразил свое несогласие с данным решением в поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) возражении, доводы которого сводятся к следующему:
- решение экспертизы оспаривается только в отношении услуг 35 класса МКТУ. Измененный перечень см. в Приложении 1;
- в связи с полным исключением из перечня заявленных товаров и услуг всех товаров 32 класса МКТУ полностью отсутствует возможность введения потребителя в заблуждение относительно природного происхождения таких товаров как "аперитивы безалкогольные; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; вода газированная; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые). Следовательно, регистрация заявленного обозначения не нарушает положений пункта 3 статьи 1483 Кодекса РФ;
- в связи с исключением из перечня заявленных товаров и услуг всех товаров 29, 30 и 31 классов МКТУ также полностью исключается пересечение с товарными знаками "КУБАНЬ" [1-5], зарегистрированными на имя Общества с ограниченной ответственностью "Кубань Продукт", 352631, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Бригадная, д. 1Б, в отношении товаров 29, 30 классов МКТУ;
- в перечнях товаров и услуг противопоставленных товарных знаков отсутствует 35 класс МКТУ, а в перечне услуг 35 класса МКТУ по заявке N 2021742119, как и в самом заявленном обозначении отсутствует какое-либо указание на товары 29, 30, 31 классов МКТУ, в связи с чем товары, в отношении которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки, и услуги 35 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается правовая охрана заявленного обозначения, не являются и не могут быть признаны однородными по всем критериям, поскольку относятся к различным родовым и видовым группам, имеют различное назначение, состав, свойства и прочие характеристики, не являются взаимозаменяемыми, а сферы деятельности заявителя и правообладателя не пересекаются, что также исключает угрозу смешения изготовителей под указанными выше обозначениями в глазах потребителя;
- более того, сходство сравниваемых обозначений имеет место только по словесному элементу ("ПРОДУКТЫ КУБАНИ"), который является неохраняемым в силу своего описательного характера. Описательные обозначения не способны выполнять функцию товарного знака, поскольку в силу своей специфики относятся к области публичного права и должны быть свободны для использования всеми хозяйствующими субъектами;
- при визуальном, фонетическом и семантическом сравнении заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков надлежит сравнивать не часть заявленного обозначения (словесный элемент "ПРОДУКТЫ КУБАНИ"), а все обозначение в целом;
- само по себе наличие в сравниваемых товарных знаках сходных элементов не свидетельствует о том, что знаки ассоциируются друг с другом. Необходимо оценивать во взаимосвязи значимость и положение всех составляющих товарный знак элементов, что влияет на восприятие знака в сознании потребителей и на общее впечатление о товарном знаке в целом;
- сравниваемые знаки в целом, так и их элементы производят разное общее визуальное впечатление. А входящий в заявленное обозначение неохраняемый словесный элемент "ПРОДУКТЫ КУБАНИ" не способен обуславливать сходство с другими обозначениями, угрожать смешению таких знаков потребителями, в связи с чем нарушение требований пункта 6 статьи 1483 Кодекса отсутствует;
- в связи с исключением из перечня товаров и услуг по заявке всех товаров исключается нарушение требований пункта 7 статьи 1483 Кодекса. Географические указания (ГУ) и Наименования места происхождения товаров (НМПТ) представляют собой обозначения, используемые исключительно для товаров и на товарах. Все перечисленные в заключении экспертизы ГУ и НМПТ зарегистрированы только в отношении товаров;
- так как регистрация товарного знака испрашивается только для услуг, нарушение требований пункта 7 статьи 1483 Кодекса отсутствует.
На основании изложенного в возражении выражена просьба о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2021742119 в отношении всех заявленных услуг 35 класса МКТУ с указанием в качестве неохраняемого элемента словесного обозначения "ПРОДУКТЫ КУБАНИ".
На заседании коллегии, состоявшемся 23.12.2022, были введены дополнительные основания для отказа в регистрации товарного знака, а именно заявителю было указано на несоответствие заявленного обозначения требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса ввиду способности вводить потребителя в заблуждение относительно местонахождения заявителя и места оказания услуг.
Заявителем были представлены дополнительные пояснения от 17.01.2023 следующего содержания.
Бизнес-идея данного проекта (магазина Продукты Кубани) состоит именно в том, чтобы у покупателей Москвы и Московской области появилась возможность находить и покупать продукты, произведенные на Кубани и юге России. Именно поэтому и заявитель, и место оказания услуг находятся не на Кубани, а в Московской области. Для этого такие продукты, произведенные разными кубанскими производителями и предприятиями, должны быть собраны вместе и сконцентрированы на одной площадке под общей вывеской. Логичнее название, чем "Продукты Кубани", придумать было невозможно. Людям из московского региона после возвращения с отдыха на "курортах Кубани и/или Краснодарского края" не хочется расставаться с теми высококачественными продуктами, которыми они питались, находясь на отдыхе. Именно для них мы и продвигаем данную идею. Справедливости ради следует заметить, что эта идея сама по себе не будет работать, если магазин "Продукты Кубани" будет наполнен не кубанскими товарами. Для этого сознательно была выбрана достаточно узкая ниша, в связи с чем придется выполнять то, что заявитель декларирует в наименовании испрашиваемого товарного знака. Вводить покупателя в заблуждение не получится априори.
Так же прилагаются ветеринарные сопроводительные документы по одной из закупок продуктов, которые свидетельствуют о производителе продуктов и их получателе (в данном случае о заявителе). Документы сформированы и находятся в системе Россельхознадзора (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору), в Государственной информационной системе в области ветеринарии (ВетИС https://vetrf.ru/) в личном кабинете хозяйствующего субъекта (Ветис-Меркурий-Хозяйствующий субъект).
В связи с вышеизложенным заявитель существенно сокращает и конкретизирует перечень услуг в Приложении 1. В частности, основные оказываемые услуги: услуги по розничной, оптовой продаже товаров и продуктов питания; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров и продуктов питания; услуги розничной продажи товаров и продуктов питания с использованием телемагазинов или интернет-сайтов; демонстрация товаров; маркетинг; маркетинг целевой; оформление витрин; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи, а также вспомогательные услуги: изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; продвижение продаж для третьих лиц; публикация рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь].
Изучив материалы дела и выслушав участвующих в рассмотрении возражения, коллегия сочла изложенные в нем доводы неубедительными.
С учетом даты (06.07.2021) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Минюсте РФ 18.08.2015, регистрационный N 38572, с датой начала действия 31 августа 2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса (пункт 34 Правил). К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся сведения, характеризующие товар, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пункте 34 настоящих Правил элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся способными ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием или наименованием места происхождения товара, охраняемыми в соответствии с настоящим Кодексом, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое географическое указание или такое наименование либо сходное с ними до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования такого географического указания или такого наименования, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано такое географическое указание или такое наименование места происхождения товара.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого обозначения как элементы.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 42, 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) признакам, изложенным в подпунктах (1), (2), (3) пункта 42 Правил.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение является комбинированным, представляет собой стилизованное изображение головы быка (коровы) и словосочетание "ПРОДУКТЫ КУБАНИ", выполненное стандартным шрифтом.
Согласно возражению государственная регистрация товарного знака испрашивается для сокращенного и уточненного следующим образом перечня услуг 35 класса МКТУ, а именно услуги по розничной, оптовой продаже товаров и продуктов питания; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров и продуктов питания; услуги розничной продажи товаров и продуктов питания с использованием телемагазинов или интернет-сайтов; демонстрация товаров; маркетинг; маркетинг целевой; оформление витрин; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; продвижение продаж для третьих лиц; публикация рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь].
Анализ заявленного обозначения на соответствие его требованиям законодательства показал следующее.
Входящее в состав заявленного обозначения словесное обозначение "ПРОДУКТЫ КУБАНИ" является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, так как не обладает различительной способностью и характеризует заявленные услуги 35 класса МКТУ, указывая на их назначение, что заявителем не оспаривается в возражении.
Что касается оснований для отказа в в государственной регистрации товарного знака по пункту 3 статьи 1483 Кодекса, касающихся способности восприниматься как вводящее потребителя в заблуждение относительно природного происхождения товаров 32 класса МКТУ, а также как способное вводить потребителя в заблуждение относительно местонахождения заявителя и места происхождения услуг, то указанные основания снимаются коллегией, поскольку заявителем исключены все товары, в том числе 32 класса МКТУ, и представлено подтверждение происхождения реализуемых товаров из региона Краснодарского края.
Также в качестве основания для отказа в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021742119 в заключении по результатам экспертизы указано на его несоответствие требованиям, изложенным в пунктах 6 и 7 статьи 1483 Кодекса, ввиду сходства до степени смешения заявленного обозначения с товарными знаками и обозначениями [1-11], зарегистрированными и заявленными в качестве наименования места происхождения товара и географического указания на имя других лиц.
По пункту 6 статьи 1483 Кодекса заявленному обозначению противопоставлена серия товарных знаков [1-5], в которых слово "Продукт" является неохраняемым, и зарегистрированных для различных продуктов питания 29 и 30 классов МКТУ.
Анализ заявленного обозначения на соответствие его требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса показал, что обозначение может ассоциироваться с серией товарных знаков [1-5] за счет общего зрительного впечатления, создаваемого словесными элементами "ПРОДУКТЫ КУБАНИ" и "КУБАНЬ ПРОДУКТ", выполненными буквами одного алфавита и занимающими большую часть обозначений, несмотря на то, что часть словесных элементов отнесена к неохраняемым. При этом следует отметить, что оценка сходства сравниваемых комбинированных обозначений в целом осуществляется с учетом общего зрительного впечатления, формируемого, в том числе указанными выше неохраняемыми элементами. Также сопоставляемые обозначения вызывают одинаковые смысловые ассоциации с кубанскими продуктами. В связи с указанным сравниваемые знаки признаны сходными в целом, несмотря на отдельные отличия в их графическом исполнении.
Товары 29, 30 классов МКТУ, в отношении которых зарегистрированы товарные знаки [1-5], представляют собой различные продовольственные продукты и корреспондируют услугам 35 класса МКТУ по продаже и продвижению продуктов питания, для которых испрашивается регистрация товарного знака. Следовательно, имеются основания для признания заявленного обозначения не соответствующим требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В рамках несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 7 статьи 1483 Кодекса ему были противопоставлены ГУ "КУБАНЬ" [6], обозначения, заявленные в качестве ГУ "КУБАНЬ. КРЫМСК" [7], "КУБАНЬ. ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ" [8], НМПТ "КУБАНСКИЙ РАННИЙ КАРТОФЕЛЬ" [9], НМПТ "КУБАНСКИЕ ЯБЛОКИ" [10], НМПТ "КУБАНСКОЕ ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО" [11], право пользования которыми предоставлено на имя иных лиц.
Противопоставленное географическое указание "КУБАНЬ" [6], выполненное стандартным шрифтом, зарегистрировано с указанием товара "вина, вина игристые (шампанские) и местом производства товара в границах виноградо-винодельческой зоны "Кубань" (Краснодарский край).
Противопоставленное географическое указание "Кубань. Крымск" [7], выполненное стандартным шрифтом, зарегистрировано с указанием товара "вино" и местом происхождения (производства) товара (Границы географического объекта): Российская Федерация, Краснодарский край, Крымский район.
Противопоставленное географическое указание "КУБАНЬ. ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ" [8], выполненное стандартным шрифтом, зарегистрировано с указанием товара "вина, вина игристые" и местом происхождения (производства) товара (Границы географического объекта): ГРАНИЦЫ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
Противопоставленное наименование места происхождения товара "КУБАНСКИЙ РАННИЙ КАРТОФЕЛЬ" [9], выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами кириллицы, зарегистрировано с указанием товара "ранний картофель" и места происхождения товара - Краснодарский край, являющийся частью исторического района Кубань.
Противопоставленное наименование места происхождения товара "КУБАНСКИЕ ЯБЛОКИ" [10], выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами кириллицы, зарегистрировано с указанием товара "ЯБЛОКИ" и места происхождения товара - Краснодарский край, являющийся частью исторического района Кубань.
Противопоставленное наименование места происхождения товара "КУБАНСКОЕ ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО" [11], выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами кириллицы, зарегистрировано с указанием товара "масло подсолнечное" и места происхождения товара - в пределах границы Краснодарского края, являющегося частью исторического района Кубань.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 7 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Противопоставленные обозначения "КУБАНЬ", "Кубань. Крымск", "КУБАНЬ, ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ", "КУБАНСКОЕ ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО", "КУБАНСКИЕ ЯБЛОКИ", "КУБАНСКИЙ РАННИЙ КАРТОФЕЛЬ" приобрели свою известность в связи с регистрацией этих обозначений в качестве географических указаний и наименований мест происхождения товаров в отношении продуктов питания, выращиваемых на Кубани, а также производящихся на основе продуктов, выращиваемых на Кубани. Указанное является фактором, влияющим на вероятность смешения сопоставляемых обозначений.
Анализ вышеизложенного позволяет заключить, что включенный в состав заявленного обозначения, предназначенного для маркировки услуг 35 класса МКТУ, связанных с продажей и продвижением товаров, в том числе продуктов питания, словесный элемент "ПРОДУКТЫ КУБАНИ" ассоциируются с продуктами питания, происходящими с территории Кубани, что позволяет признать наличие смыслового сходства заявленного обозначения и противопоставленных географических указаний и наименований мест происхождения товара.
Фонетическое сходство заявленного обозначения и противопоставленных географических указаний и наименований мест происхождения товара обусловлено сходством словесных элементов сравниваемых обозначений ("КУБАНИ/КУБАНЬ/КУБАНСКИЕ/КУБАНСКОЕ/КУБАНСКИЙ"), на которые падает логическое ударение в сравниваемых словосочетаниях.
Что касается графического признака сходства словесных элементов, то использование в заявленном обозначении оригинального шрифта не позволяет сделать вывод об отсутствии возможности ассоциирования сравниваемых обозначений друг с другом в целом, поскольку графическое сходство в данном случае имеет второстепенное значение. При этом стилизованное изображение головы быка/коровы, входящее в заявленное обозначение, не имеет настолько оригинального характера, что можно было бы сделать вывод о качественно ином уровне визуального восприятия сравниваемых обозначений потребителем, позволяющим признать невозможность их смешения в гражданском обороте.
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении услуг 35 класса МКТУ, в том числе услуг по продаже продуктов питания. Правовая охрана противопоставленных ГУ и НМПТ [6-11] распространяется на вина, картофель, яблоки, подсолнечное масло, относящиеся к продуктам питания. Вышеизложенное усиливает вероятность смешения заявленного обозначения и противопоставленных географических указаний и наименований мест происхождения товаров в отношении заявленных услуг 35 класса МКТУ, связанных с продажей и продвижением товаров, в том числе продуктов питания.
То обстоятельство, что заявленный перечень услуг включает услуги иных потребительских групп, не связанных с продажей и продвижением товаров, не свидетельствует об отсутствии ассоциаций заявленного обозначения с географическими указаниями и наименованиями мест происхождения товаров [6-11], что соотносится с положениями пункта 7 статьи 1483 Кодекса, которые применяются по отношению к любым товарам (однородность не применяется).
Таким образом, коллегия приходит к выводу о правомерности выводов экспертизы о сходстве заявленного обозначения со словесным элементом "ПРОДУКТЫ КУБАНИ" с обозначениями [6-11], так как они ассоциируются между собой в целом, несмотря на отдельные отличия. При этом заявитель не обладает правами ни на одно из вышеупомянутых географических указаний и наименований мест происхождения товаров.
Таким образом, заявленное обозначение не соответствует пункту 7 статьи 1483 Кодекса, следовательно, у коллегии отсутствуют основания для отмены решения Роспатента по заявке N 2021742119.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 29.09.2022, оставить в силе решение Роспатента от 29.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 марта 2023 г. по заявке N 2021742119/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru