Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 марта 2023 г. по заявке N 2022703927/33
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2022703927/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
08.12.2022 |
Дата коллегии: |
13.02.2023 |
Дата утверждения: |
23.03.2023 |
Заявитель: |
ИП Поваров Никита Валерьевич |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) 08.12.2022, поданное ИП Поваровым Н.В., Краснодарский край, г. Сочи (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022703927, при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2022703927, поданной 26.01.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 30 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 26.10.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022703927. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 1 (3) и 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано следующим.
Заявленное обозначение представляет собой слитное написание словесных элементов "СОЧИ" и "ЧАЙ" (Сочи - город в России, в Краснодарском крае, центр городского округа "город курорт Сочи". Население 389,9 тыс. человек (2015). Расположен на побережье Черного моря, вытянут почти на 150 км от р. Шепси до р. Псоу, см. https://bigenc.ru/geography/text/4245489; чай - высушенные и особо обработанные листья этого растения, служащие для приготовления напитка, см. https://kartaslov.ru/значение-слова/чай) в связи с чем не может быть зарегистрировано на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку в целом не обладает различительной способностью в отношении части товаров 30 класса МКТУ (а именно: "чай"), указывает на место производства и вид заявленных товаров.
В отношении остальных товаров 30 класса МКТУ (за исключением: "чай"), заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса, поскольку способно ввести потребителя в заблуждение относительно вида заявленных товаров.
В Роспатент 08.12.2022 поступило возражение, основные доводы которого сводятся к следующему:
- в заявленном обозначении отсутствует слово "чай", в связи с чем оно не может воспроизводить название товара;
- словесное обозначение "СоЧиЧаИ" состоит из трёх частей: "Со" - часть слова, указывающая на смысловое объединение его частей, "Чи" - китайская мера длинны, величина которой в разное время колебалась от 22 см до 1 фута (1/3 метра), "Чай" - ароматный напиток, настоянный на листьях чая. Настой на каких-либо листьях, травах и т.п., заменяющий такой напиток, "Чаи"- множественное. Разные сорта чая;
- заявленное обозначение образует оригинальную комбинацию слов, в силу чего обладает различительной способностью;
- слово "чаи", являющееся множественным числом от слова "чай", не обязательно указывает на "чай", под этим словом необходимо понимать различные виды напитка, как содержащие листья чая, так и не содержащие его: травяные чаи, чёрный чай, зелёный чай, масала, фруктовый чай, лекарственные чаи и прочее;
- исходя из этого слово "чаи" не определяет вид товара, за исключением того, что это напиток, а значит пункты 1 и 3 статьи 1483 Кодекса в данном случае неприменимы;
- особенности выполнения обозначения "СоЧиЧаИ" предполагают различные прочтения словесного элемента и его смысловое восприятие;
- наличие название города "Сочи" не может вводить потребителей в заблуждение относительно товара, так как указание на какой-либо конкретный товар или их определённую группу отсутствует в обозначении;
- следует учесть, что товары по всем позициям заявленного перечня товаров и услуг используются, как составляющая для таких настоев, так и самостоятельно для приготовления таких настоев, а значит, заявленное обозначение не может ввести потребителя в заблуждение, относительно данных товаров;
- словесный элемент "Сочи" не вводит потребителей в заблуждение относительно изготовителя товаров, поскольку местом нахождения заявителя является город Сочи;
- кроме того, в связи с характерным исполнением заявленного словесного обозначения, часть "СоЧи" воспринимается как часть словесного элемента, а не отдельное слово, и, соответственно, самостоятельной семантики не имеет и о нём нельзя говорить как об элементе указывающем наместо производства или сбыта товаров.
С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 26.10.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022703927 в отношении заявленного перечня товаров.
Изучив материалы дела и заслушав участников возражения, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (26.01.2022) подачи заявки N 2022703927 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 за N 38572, введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
В соответствии с пунктом 34 Правил в ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса. К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, характеризующие товар.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
В соответствии с пунктом 35 Правил в отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах. Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "", выполненное чередующимися заглавными и строчными буквами русского алфавита в красным цветом. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Анализ заявленного обозначения показал, что, несмотря на присутствие в нем заглавных букв, соединения их путем слитного написания, оно состоит из двух хорошо знакомых потребителю лексических единиц русского языка "Сочи" и "чаи".
Следует отметить, что оригинальное выполнение заявленного обозначения не приводит к новому его восприятию, отличному от восприятия узнаваемых средним российским потребителем указанных выше словесных элементов, в силу чего оно не может восприниматься как фантазийное или вымышленное слово.
Согласно общедоступным словарно-справочным изданиям (https://ru.wikipedia.org/) словесный элемент "Сочи" - город на юге России, расположен на северо-восточном побережье Чёрного моря (Черноморское побережье России) в Краснодарском крае, на расстоянии 1615 км от Москвы. Административный центр муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно сведениям из этих словарных источников словесный элемент "Сочи" является крупным курортным городом России, важным транспортным узлом, а также крупным экономическим и культурным центром черноморского побережья России. В 2012 году журнал Forbes признал Сочи лучшим городом для ведения бизнеса в стране. В 2007 году Сочи избран столицей XXII зимних Олимпийских игр. 15 сентября 2009 года Сочи вступил во Всемирный союз олимпийских городов. В период подготовки к Олимпиаде на развитие города и его инфраструктуры потратили 324,9 млрд рублей, из которых частные инвестиции составили 221 млрд. В 2018 году город принял матчи Чемпионата мира по футболу.
Таким образом, в силу своего семантического значения слово "Сочи", входящее в состав заявленного обозначения, воспринимается в сознании российского потребителя как указание на место производства заявленных товаров 30 классов МКТУ, следовательно, является описательным элементом обозначения и подпадает под положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "чаи", является множественным числом слова "чай". В свою очередь, словесный элемент "чай" - напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. В названиях таких напитков к слову "чай", как правило, добавляется пояснение, характеризующее используемое сырьё ("травяной чай", "ягодный чай", "фруктовый чай" и так далее) (https://ru.wikipedia.org/).
Вышеуказанное смысловое значение словесного элемента "чаи", содержащегося в составе заявленного обозначения, позволяет коллегии прийти к выводу о том, что заявленное обозначение для товаров 30 класса МКТУ "заменители чая, цветы или листья, используемые в качестве заменителей чая; чаи травяные; чай" не обладает различительной способностью, является неохраняемым элементом обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на вид заявленных товаров.
В отношении иных заявленных товаров 30 класса МКТУ "ароматизаторы кофейные; бадьян; гвоздика [пряность]; заменители какао; заменители кофе; заменители кофе растительные; имбирь молотый; какао; корица [пряность]; кофе; крупы пищевые; мята для кондитерских изделий; перец; перец стручковый [специи]; приправы; продукты зерновые; прополис; пряности; релиш [приправа]; рис; семена конопли обработанные [приправы]; семена кунжута [приправы]; семена тыквы обработанные [приправы]; смеси для пикантных блинов; смеси панировочные; соус клюквенный [приправа]; соус томатный; соусы [приправы]; специи; хлеб; цикорий [заменитель кофе]", которые не относятся к чаю и его заменителям, заявленное обозначение, включающее словесный элемент "чаи", будет являться ложным или способно ввести потребителя в заблуждение относительно вида товаров, что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Коллегия также указывает, что исходя из семантических значений обеих входящих в состав заявленного обозначения слов, потребитель может воспринимать заявленное обозначение "СоЧиЧаИ" в значении "чаи из Сочи" или "чаи, выращенные в городе Сочи". В этой связи необходимо отметить, что в экологически чистых зонах в окрестностях города-курорта Сочи имеются чайные плантации, где выращивают чай. Кроме того, необходимо отметить весьма высокую степень насыщенности сети Интернет информацией о чае, произведенном в районах города Сочи, в частности, в местности Мацеста, где производится продукция "Мацеста чай" (см. Интернет-порталы "Яндекс" и "Google"), что обусловливает вывод о широкой известности товаров для потребителей в Российской Федерации.
Исходя из изложенных выше фактических обстоятельств, коллегия пришла к выводу, что входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "СоЧиЧаИ", как было указано выше, не соответствует требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Сведений о том, что заявленное обозначение в силу его интенсивного использования заявителем приобрело различительную способность на территории Российской Федерации до даты приоритета заявки N 2022703927 и ассоциируется с ним, не представлено. В этой связи у коллегии отсутствуют основания для удовлетворения возражения от 08.12.2022.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 08.12.2022, оставить в силе решение Роспатента от 26.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 марта 2023 г. по заявке N 2022703927/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru