Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 апреля 2023 г. по заявке N 2021711854
Заявка: |
2021711854 |
Название: |
ЗЕЛЁНАЯ ЛИНИЯ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
09.12.2022 |
Дата коллегии: |
20.02.2023 |
Дата утверждения: |
04.04.2023 |
Заявитель: |
Акционерное общество "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 N 59454, рассмотрела поступившее 09.12.2022 возражение, поданное Акционерным обществом "Торговый дом "Перекресток", Москва (далее - заявитель), на решение Роспатента о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021711854, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2021711854, выделенной 04.03.2021 из заявки N 2020704992 с датой подачи от 04.02.2020, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в заявке.
Роспатентом 15.08.2022 было принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021711854 в отношении услуг 35 класса МКТУ - "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; анализ себестоимости; аудит коммерческий; аудит финансовый; бюро по найму; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; написание резюме для третьих лиц; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация подписки на газеты для третьих лиц; подготовка платежных документов; поиск поручителей; тестирование психологическое при подборе персонала; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по переезду предприятий". В отношении иной части заявленных услуг в регистрации товарного знака по заявке N 2021711854 отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 1483 Кодекса. В заключении по результатам экспертизы установлено, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с:
- товарным знаком "" по свидетельству N 448803 (приоритет от 09.06.2010), зарегистрированным на имя Общества с ограниченной ответственностью "Зеленые линии", Московская обл., г. Красногорск, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ;
- товарным знаком "" по свидетельству N 340519 (приоритет от 23.03.1999), зарегистрированным на имя Общества с ограниченной ответственностью "Зеленые линии", Московская обл., г. Красногорск, в отношении услуг 42 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 09.12.2022, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 15.08.2022, отметив, что решением Суда по интеллектуальным правам от 18.11.2022 по делу N СИП-783/2021 правовая охрана противопоставленных товарных знаков по свидетельствам N 340519 и N 448803 досрочно частично прекращена в отношении услуг, однородных заявленным услугам 35 класса МКТУ.
На основании изложенного заявитель просил изменить решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021711854 и зарегистрировать товарный знак в отношении всех заявленных услуг 35 класса МКТУ.
К возражению приложены следующие материалы:
(1) копия оспариваемого решения;
(2) копия решения Суда по интеллектуальным правам от 18.11.2022 по делу N СИП-783/2021.
В период рассмотрения возражения заявителем представлены дополнительные доводы и изменены требования по возражению.
Согласно письменным пояснениям заявителя, представленным 20.02.2023, решение по делу N СИП-783/2021 должно рассматриваться как определяющее вывод относительно неоднородности услуг, указанных в заявке N 2021711854, и услуг, оставшихся в перечнях противопоставленных регистраций NN 340519 и 448803, поскольку судом исследовался вопрос заинтересованности заявителя в подаче заявления, основанный на рассматриваемой заявке.
Заявитель полагает, что услуга "операции по импорту-экспорту" не является однородной обычный продаже/демонстрации товаров, поскольку представляет собой операции по перемещению товаров, сырья, готовый продукции на мировом рынке для иностранных потребителей. Данная услуга осложнена иностранным элементом и международными расчетами, ориентирована исключительно на профессиональных потребителей, закупающих товар оптом, что не относится к услугам по демонстрации/продвижению товаров.
Также заявитель просит принять во внимание тот факт, что на его имя уже предоставлена правовая охрана товарному знаку со словесным элементом "Зеленая линия" в отношении таких услуг как "демонстрация товаров" (свидетельство N 781953). Применение к заявленному обозначению иного подхода нарушает принцип законных ожиданий заявителя.
В пояснениях обращено внимание на то, что часть услуг, в отношении которых заявленному обозначению отказано в регистрации, не являются однородными услугам, приведенным в перечнях регистраций NN 340519 и 448803, например: "прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; посредничество коммерческое; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг/предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление процессами обработки заказов товаров". Заявитель усматривает противоречивым вывод об отказе в регистрации заявленного обозначения для перечисленных услуг и одновременно вывод о возможности предоставления правовой охраны заявленному обозначению для таких услуг как "поиск поручителей; организация подписки на газеты для третьих лиц; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки".
Дополнительно заявитель полагает неправомерным отказ предоставление правовой охраны заявленному обозначению для таких узкоспециализированным их услуг как "продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; услуги в области общественных отношений".
На основании изложенных дополнительных доводов заявитель сформулировал просьбу о предоставлении правовой охраны заявленном обозначению в отношении услуг 35 класса МКТУ - "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; анализ себестоимости; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; написание резюме для третьих лиц; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация подписки на газеты для третьих лиц; подготовка платежных документов; поиск поручителей; посредничество коммерческое; продвижение продаж для третьих лиц; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг/предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; производство программ телемагазинов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при подборе персонала; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги по переезду предприятий".
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (04.02.2020) первоначальной заявки правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" по заявке N 2021711854 является комбинированным, включает словесный элемент "ЗЕЛЕНАЯ ЛИНИЯ", выполненный буквами русского алфавита в две строки, и стилизованное изображение листка растения. Обозначение выполнено в следующем цветовом сочетании: сине-зеленый, светло-зеленый, зеленый, темно-зеленый. Правовая охрана испрашивается в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в дополнении от 20.02.2023.
Доминирующим элементом заявленного обозначения является словесный элемент "ЗЕЛЕНАЯ ЛИНИЯ", поскольку именно он способствует запоминанию и воспроизведению знака потребителями.
Вывод о несоответствии заявленного обозначения по заявке N 2021711854 требованиям, предусмотренным пунктом 6 статьи 1483 Кодекса, в отношении части услуг 35 класса МКТУ основан на наличии товарных знаков "" по свидетельству N 448803 и "
" по свидетельству N 340519.
Индивидуализирующая способность противопоставленных товарных знаков обусловлена их словесными элементами "ЗЕЛЕНЫЕ ЛИНИИ" и "ЗЕЛЕНАЯ ЛИНИЯ", соответственно, выполненными в одну строку заглавными буквами русского алфавита.
Правомерность указанных противопоставлений обусловлена тем, что заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки в качестве основного индивидуализирующего элемента содержат фонетически и семантически тождественный/сходный элемент "ЗЕЛЕНАЯ ЛИНИЯ"/"ЗЕЛЕНЫЕ ЛИНИИ" (ЗЕЛЕНЫЕ - множественное число от ЗЕЛЕНЫЙ (-АЯ, -ОЕ), означающего цвет (цвет травы, листвы), ЛИНИИ - множественное число от ЛИНИЯ, означающего черту на плоскости, на какой-нибудь поверхности или в пространстве, расположение чего-нибудь в один ряд, см. Толковый словарь Ожегова).
Фонетическое сходство обусловлено совпадением большинства звуков, составляющих слова, одинаковым расположением близких и совпадающих звуков, звукосочетаний, одинаковым числом слогов в обозначениях (пункт 42 (1) Правил). Смысловое сходство обусловлено подобием заложенных в обозначениях понятий, идей (пункт 42 (3) Правил).
С точки зрения графического критерия (пункт 42 (2) Правил), заявленное обозначение выполнено в две строки оригинальным шрифтом и имеет изобразительный элемент, что отличает его от противопоставленных товарных знаков, однако присутствуют такие признаки графического сходства как алфавит, буквами которого написано слово, регистр букв. Графический критерий не является определяющим, поскольку противопоставленные товарные знаки представлены буквами в стандартном/близком к стандартному исполнении.
Таким образом, фонетическое и смысловое сходство обеспечивают ассоциирование заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков в целом, несмотря на их незначительные визуальные отличия.
Вероятность смешения оспариваемого и противопоставленных товарных знаков определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При оценке вероятности смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков коллегия принимает во внимание обстоятельства, которые отсутствовали на момент принятия оспариваемого решения, а именно частичное прекращение правовой охраны противопоставленных товарных знаков на основании решения Суда по интеллектуальным правам от 18.11.2022 по делу N СИП-783/2021.
Так, правовая охрана товарного знака по свидетельству N 340519 сохранена в отношении услуг 42 класса МКТУ - "гигиенический и косметический уход, ветеринарная и сельскохозяйственная службы, юридическая служба, промышленные и научные исследования и разработки, управление делами по охране авторских прав, предоставление оборудования для выставок, дизайн в области упаковки (услуги), дизайн промышленный, дизайн художественный, использование изобретений запатентованных, лицензирование объектов интеллектуальной собственности, консультации профессиональные, не связанные с деловыми операциями, создание новых видов товаров".
В свою очередь, правовая охрана товарного знака по свидетельству N 448803 сохранена, в частности, в отношении услуг 35 класса МКТУ - "реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; изучение рынка; деловые операции; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; исследования в области маркетинга; обновление рекламных материалов; операции по импорту-экспорту; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; представление товаров на всех медиасредствах с целью продажи; прокат рекламных материалов; публикация рекламных текстов; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; распространение образцов; распространение рекламных материалов; реклама интерактивная в компьютерной сети; систематизация информации в компьютерных базах данных; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц".
В соответствии с требованиями заявителя, изложенными в дополнении от 20.02.2023, регистрация заявленного обозначения испрашивается для перечисленных в нем услуг 35 класса МКТУ, в отношении части из которых Роспатентом уже принято решение о регистрации.
Вместе с тем испрашиваемые заявителем услуги "бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; демонстрация товаров; посредничество коммерческое; продвижение продаж для третьих лиц; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг/предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; производство программ телемагазинов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" затронуты отказом в связи с установленным несоответствием обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Сравнительный анализ перечисленных в предыдущем абзаце услуг и услуг, оставшихся в перечнях противопоставленных товарных знаков в связи с принятым Судом по интеллектуальным правам решением от 18.11.2022, показал следующее.
Испрашиваемые услуги "демонстрация товаров; продвижение продаж для третьих лиц; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг/предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; производство программ телемагазинов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" относятся к родовой группе услуг "услуги, связанные с продвижением товаров", поскольку под "продвижением товаров" следует понимать совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров.
Эти услуги однородны, в частности, таким услугам противопоставленной регистрации N 448803 как "реклама; изучение рынка; исследования в области маркетинга; обновление рекламных материалов; операции по импорту-экспорту; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; представление товаров на всех медиасредствах с целью продажи; прокат рекламных материалов; публикация рекламных текстов; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; распространение образцов; распространение рекламных материалов; реклама интерактивная в компьютерной сети", поскольку названные услуги также относятся к продвижению товаров, имеют то же назначение, условия оказания и круг потребителей.
В своем дополнении заявитель обращал внимание на услуги собственно продаж (продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей) и услуги по прокату торговых автоматов, стендов, стоек (прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек). Коллегия отмечает, что услуги продаж представляют собой торговую деятельность, целью которой является передача товаров третьих лиц в собственность покупателей в обмен на вознаграждение. Та же цель имеет место при оказании услуг по импорту-экспорту, торговых ярмарок, имеющихся в перечне противопоставленной регистрации N 448803 (операции по импорту-экспорту; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях). Что касается уточнения круга товаров, к которым относятся услуги продаж (фармацевтические, ветеринарные, гигиенические препараты, медицинские принадлежности, произведения искусства), а также участия иностранного элемента в импортно-экспортных операциях, то эти факторы не изменяют родовой принадлежности рассматриваемых услуг и их назначения, то есть основных признаков однородности услуг. Следует обратить внимание на то, что услуги по прокату торговых автоматов, торговых стендов, торговых стоек представляют собой услуги, которые могут быть обобщены понятием "предоставление места для продажи товаров", следовательно, они рассматриваются как однородные по отношению к услугам противопоставленной регистрации, в частности услугам по организации торговых ярмарок. Помимо общих родовой принадлежности и цели оказания, названные услуги являются взаимодополняемыми, характеризуются общим кругом потребителей.
Относительно замечания заявителя, касающегося услуги "демонстрация товаров", следует пояснить, что эта услуга относится к методам стимулирования продаж, при котором свойства товара демонстрируются непосредственно в магазине или торговой Интернет-площадке. Противопоставленный перечень включает услугу "представление товаров на всех медиасредствах с целью продажи", которая имеет то же назначение, является взаимозаменяемой. Названные услуги относятся к одному роду, что наряду с установленными признаками однородности назначения и взаимозаменяемости не позволяет считать их неоднородными.
В части ссылки заявителя на предоставленные услуги "онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки" следует отметить, что они представляют собой деятельность по эксплуатации программного продукта, направленного на предоставление контента третьих лиц за плату. Такие услуги могут иметь общую родовую принадлежность с услугами по продаже товаров (к которым относятся операции по импорту-экспорту, торговые ярмарки), однако назначение, способ оказания и круг потребителей этих услуг существенно отличаются от способа оказания и круга потребителей услуг по импорту-экспорту товаров. В связи с указанным противоречий вывода относительно неоднородности названных услуг услугам противопоставленного перечня не усматривается.
Испрашиваемые услуги "бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; посредничество коммерческое; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки" являются бизнес-услугами, направленными на помощь предприятиям/организациям. Данные услуги однородны таким услугам противопоставленной регистрации N 448803, как "деловые операции; информация деловая; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц" по роду, виду и назначению.
Так, услуга "информация деловая" противопоставленного перечня охватывает услуги по предоставлению широкого спектра информации, так или иначе связанной с ведением бизнеса, в частности, представляемой производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, либо в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств. Как следствие, данная услуга соотносится как общее-частное с испрашиваемыми услугами "бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки".
Услуги противопоставленного товарного знака "деловые операции; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц" связаны непосредственно с заключением договоров, в связи с чем по роду, назначению, условиям оказания, кругу потребителей, а также признаку взаимодополняемости соотносятся с заявленными услугами "посредничество коммерческое; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц".
Что касается позиции заявителя о противоречивости выводов об однородности посреднических услуг услугам противопоставленного перечня, наряду с признанием возможности регистрации заявленного обозначения для услуг "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; организация подписки на газеты для третьих лиц", то необходимо отметить, что сравнительная оценка однородности проводится по всем признакам, установленным пунктом 45 Правил. Названные услуги отличаются от услуг противопоставленного перечня (в частности, "деловые операции; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса") назначением, областью применения и способом оказания (публичный договор). Коллегия обращает внимание на то, что сравнение осуществляется не заявленных услуг между собой, а каждой из заявленных услуг с услугами противопоставленных регистраций: общей формулировки "услуги посреднические" противопоставленный перечень не содержит.
Что касается услуг "составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах", для которых заявителем также испрашивается правовая охрана, согласно дополнению от 20.02.2023, то они относятся к бухгалтерским услугам, то есть услугам, оказываемым предпринимателям/организациям, направленным на формирование бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, приведение отчетов о финансовых и хозяйственных операциях в соответствие с требованиями нормативных актов. Такие услуги относятся к деятельности аудиторских организаций, к которым законодательство предъявляет ряд специальных требований. Иными словами, источник оказания этих услуг и иных услуг обычного коммерческого посредничества, как правило, различен. В рассматриваемом случае противопоставленный перечень не содержит широких наименований услуг, к которым может быть отнесена деятельность по составлению налоговых деклараций и отчетов о счетах. При этом назначение этих услуг отличается от назначения услуг "деловые операции; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса". Отсутствуют также такие признаки однородности сопоставляемых услуг, как взаимодополняемость и взаимозаменяемость.
Таким образом, услуги "составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах" могут быть признаны неоднородными услугам противопоставленного перечня, что согласуется с ранее принятым Роспатентом решением в части регистрации заявленного обозначения для услуг "ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; подготовка платежных документов; услуги по подаче налоговых деклараций".
Что касается наименования "услуги в области общественных отношений", то она относится к предоставлению информации в различных областях: политической, экономической, репутационной и др. Эти услуги относятся к адресным услугам, оказываемым информационными агентствами, консалтинговыми компаниями, позволяющими организовать эффективные связи с общественностью для формирования, поддержания репутации, доверия по отношению к предприятиям, их товарам и/или частным лицам. Данные услуги могут быть отнесены к услугам в сфере предоставления информации, вследствие чего имеются основания для признания их однородными по роду и назначению таким услугам противопоставленного перечня, как "информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям". В то же время "услуги в области общественных отношений" могут иметь иной источник оказания, отличаться кругом потребителей. Коллегия усматривает превалирующее значение основных признаков однородности в данном случае, в силу чего полагает правомерным признание услуг "услуги в области общественных отношений", не конкретизированных областью применения, однородными услугам противопоставленной регистрации.
Таким образом, однородность испрашиваемых услуг "бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; демонстрация товаров; посредничество коммерческое; продвижение продаж для третьих лиц; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг/предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; производство программ телемагазинов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" услугам противопоставленной регистрации N 448803, установленная наряду со сходством заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака "", свидетельствует о сходстве сопоставляемых обозначения и товарного знака до степени их смешения и, как следствие, о несоответствии заявленного обозначения пункту 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении названных услуг рассматриваемого перечня.
Коллегия обращает внимание заявителя на то, что решение Суда по интеллектуальным правам от 18.11.2022 по делу N СИП-783/2021 не содержит выводов относительно однородности услуг, приведенных в перечнях рассматриваемый заявки и противопоставленных товарных знаков. Оценка однородности услуг осуществляется на основании признаков, установленных пунктом 45 Правил.
Что касается товарного знака по свидетельству N 340519, то в связи с принятым Судом по интеллектуальным правам решением о досрочном частичном прекращении правовой охраны этого товарного знака в отношении услуг "обеспечение пищевыми продуктами и напитками; реализация товаров", с сохранением действия регистрации в отношении услуг "гигиенический и косметический уход, ветеринарная и сельскохозяйственная службы, юридическая служба, промышленные и научные исследования и разработки, управление делами по охране авторских прав, предоставление оборудования для выставок, дизайн в области упаковки (услуги), дизайн промышленный, дизайн художественный, использование изобретений запатентованных, лицензирование объектов интеллектуальной собственности, консультации профессиональные, не связанные с деловыми операциями, создание новых видов товаров", противопоставление этого товарного знака может быть снято, поскольку заявленные услуги не однородны услугам, оставшимся в перечне регистрации N 340519.
Резюмируя все вышеизложенное, регистрации заявленного обозначения в отношении части услуг 35 класса МКТУ препятствует товарный знак по свидетельству N 448803, однако для иной части услуг 35 класса МКТУ, в том числе услуг "составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах", затронутых отказом в соответствии с оспариваемым решением, регистрация товарного знака соответствует требованиям законодательства.
Довод заявителя о необходимости учета его исключительного права на товарный знак по свидетельству N 781953 является неубедительным, поскольку учет такого рода обстоятельств не предусмотрен пунктом 6 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 09.12.2022, изменить решение Роспатента от 15.08.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021711854.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 апреля 2023 г. по заявке N 2021711854
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru