Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 апреля 2023 г. по заявке N 2020753110
Заявка: |
2020753110 |
Название: |
ARGENTUM |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
29.11.2022 |
Дата коллегии: |
10.04.2023 |
Дата утверждения: |
27.04.2023 |
Заявитель: |
Компания "Арджентум Апотекари Лимитед" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 29.11.2022, поданное компанией "Арджентум Апотекари Лимитед", Великобритания (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020753110 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2020753110, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 25.09.2020, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 26.01.2022 об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ (далее - решение Роспатента). Указанное решение Роспатента было основано на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пунктов 1 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Так, согласно решению Роспатента заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, поскольку является сходным до степени смешения:
- с товарными знаками "ARGENTUM", "АРГЕНТУМ" (номер регистрации 651274 (1) с приоритетом от 06.09.2016; номер регистрации 651272 (2) с приоритетом от 25.07.2016), зарегистрированными на ЗАО "Теплый дом СМ", г. Москва, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ;
- с товарным знаком "ARGENTERA MEDICALS" (номер регистрации 819958 (3) с приоритетом от 16.12.2020), зарегистрированным на ООО "ИНТЕРНЕШНЛ ТРЕЙДИНГ ГРУПП", г. Новосибирск, в отношении однородных товаров 05 класса МКТУ;
- с товарным знаком "АРГЕНТА ARGENTA" (номер регистрации 655358 (4) с приоритетом от 17.05.2017), зарегистрированным на ООО "ЛАБОРАТОРИЯ АРГЕНТУМ", г. Москва, в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ;
- со знаком "Arginium" по международной регистрации N 1296461 (5) с приоритетом от 15.03.2016, правовая охрана которому предоставлена на имя компании "LOSAN Pharma GmbH", Германия, в отношении однородных товаров 05 класса МКТУ.
Кроме того, было указано, что словесное обозначение "ARGENTUM" (перевод "серебро", см. Новый англо-русский словарь, https://translate.academic.ru/argentum/xx/ru/) в целом не обладает различительной способностью и не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для всех заявленных товаров 03, 05 классов МКТУ и связанных с ними услуг 35 класса МКТУ на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку представляет собой указание на состав заявленных товаров и назначение услуг.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы сводятся к следующему:
- услуги 35 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению, и услуги 35 класса МКТУ знаков (1-2) неоднородны. Кроме того, правообладатель знаков (1-2) предоставил письмо-согласие на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака;
- товарный знак "ARGENTERA MEDICALS" (3) не является сходным до степени смешения с заявленным обозначением, поскольку сравниваемые обозначения имеют существенные визуальные, фонетические и графические отличия, а также зарегистрированы для разных товаров и услуг, не однородных друг другу. Товарный знак "ARGENTERA MEDICALS" состоит из двух словесных элементов, выполнен с использованием особой шрифтовой графики в черном и голубом цвете, а также имеет в своем составе графический элемент, который по своим размерам превышает словесные элементы, привлекает к себе внимание потребителей и делает невозможным смешение данного обозначения с другими. Кроме того, обозначение "ARGENTERA MEDICALS" является названием производителя. В свою очередь обозначение "ARGENTUM" выполнено строгим шрифтом черного цвета, не содержит в своем составе никаких графических элементов. Обозначение "ARGENTERA MEDICALS" читается как [аргентера медикалс], при этом слово "ARGENTERA" не имеет узнаваемого перевода на русский язык. Данное слово заимствовано из каталанского языка и его перевод не известен российскому потребителю, который, в основном большинстве, знаком на начальном уровне только с английским языком. В свою очередь слово "ARGENTUM" хорошо известно российскому потребителю, как из базового курса английского языка, так и из химии, где каждый школьник изучает таблицу Менделеева и химические элементы, входящие в ее состав. Слово читается как [арджентум] и переводится с латинского языка как серебро;
- в перечень товаров 05 класса МКТУ товарного знака "ARGENTERA MEDICALS" (3) включено всего три товара - "дезинфектанты/средства дезинфицирующие; средства антибактериальные для мытья рук; средства дезинфицирующие для гигиенических целей". В свою очередь перечень товаров 05 класса МКТУ заявителя не содержит в своем составе дезинфицирующих средств в чистом виде, он содержит товары для устранения проблем кожи - "кремы (медицинские) для лица; кремы для кожи [медицинские]; медицинские кремы для кожи; медицинские кремы для ухода за кожей; медицинские кремы по уходу за кожей; медицинские кремы, лосьоны, масла и препараты для ухода за кожей; медицинские средства по уходу за кожей; соли для ванн с минеральной водой; фармацевтические препараты для ухода за кожей". Товары заявителя относятся к лечебной косметике, основной функцией которой является не дезинфекция, как у антисептиков в чистом виде, а лечение кожи;
- компания заявителя "Argentum Apothecary Limited" является косметологической компанией, которая не производит дезинфицирующие средства, а специализируется на производстве декоративной косметики с содержанием серебра. Такая косметика относится к лечебной косметике и используется при профилактике и лечении проблем кожи. Основная ее функция - не дезинфекция, а лечение кожи. В состав лечебной косметики, как правило, входят специальные вещества, которые способствуют быстрому восстановлению кожи, а также заживлению, питанию и увлажнению. В данном конкретном случае - это коллоидное серебро, являющееся природным антисептиком. Что касается компании "Argentera Medicals", то согласно информации, изложенной на сайте https://argentera-med.com, она является дочерним предприятием холдинга IQDEMY Group (iqdemy-rnd.com) - лидера на российском рынке по разработке и внедрению сложных цифровых печатных решений с 1998 года. В составе холдинга находится компания IQDEMY Chemicals - наукоемкая химическая лаборатория высокого класса, которая занимается производством различных химических составов. В период пандемии CОVID-19, компания перепрофилировала один из цехов в г. Новосибирске (компания Argentera Medicals) под выпуск медицинских изделий. Основными продуктами Argentera Medicals являются маски (с серебром, медицинские, респираторы, одноразовые, с логотипами), мельтблаун и антисептик. Таким образом, товары заявителя, как в перечне товаров МКТУ, так и в жизни, относятся к лечебной косметике, а товары правообладателя ООО "ИНТЕРНЕШНЛ ТРЕЙДИНГ ГРУПП" относятся к антисептическим и дезинфицирующим средствам. Учитывая полное отсутствие однородности сравниваемых товаров, а также существенные графические, семантические и звуковые отличия обозначений "ARGENTERA MEDICALS" и "ARGENTUM", упомянутое противопоставление должно быть снято;
- товарный знак "АРГЕНТА ARGENTA" (4) не является сходным до степени смешения с обозначением заявителя. Товарные знаки "АРГЕНТА ARGENTA" и "ARGENTUM" представляют собой два разных обозначения, читаются и пишутся по-разному, имеют в своем составе разное количество слогов и букв. Так, товарный знак "АРГЕНТА ARGENTA" не имеет перевода, состоит из двух словесных элементов, один из которых выполнен на русском языке, что способствует правильному прочтению знака у потребителей как [аргента] и правильной идентификации производителя. Ни фонетически, ни графически, ни семантически обозначения, которые читаются как [аргента - аргента] и [арджентум], не имеют сходства и не могут быть приняты потребителями одно за другое. Противопоставленные обозначения содержат в себе разное количество слогов и букв за счет включения в обозначение "АРГЕНТА ARGENTA" дополнительного слова, которое удлиняет звуковой ряд в целом и, тем самым, формирует звуковое отличие между товарными знаками. Стоит также отметить, что компания заявителя и правообладателя знака (4) производят товары и оказывают услуги разных видов для разных категорий потребителей. ООО "ЛАБОРАТОРИЯ АРГЕНТУМ" - производитель особо чистого раствора наносеребра и поставщик косметической продукции "Аргенсепт"/"Argensept" для людей и "Аргенвет"/"Argenvet" для животных на его основе. Важным является тот момент, что для данных продуктов ООО "Лаборатория Аргентум" имеет одноименные товарные знаки - "АРГЕНСЕПТ ARGENSEPT" по свидетельству N 640680, международные регистрации N 1555464, "АРГЕНВЕНТ ARGENVENT" по свидетельству N 677221. При этом совершенно не понятно, для какой деятельности используется товарный знак "АРГЕНТА ARGENTA" (4), ни один поисковый запрос не указывает на реальное использование товарного знака в жизни, в то время как компания "Арджентум Апотекари Лимитед" много лет владеет брендом "ARGENTUM" и имеет заинтересованность в использовании данного обозначения в своей хозяйственной деятельности на территории России для товаров и услуг 03, 05, 35 и 44 классов МКТУ. Все это свидетельствует о невозможности смешения противопоставленных товарных знаков. В настоящее время заявитель находится в процессе оспаривания регистрации товарного знака "АРГЕНТА ARGENTA" (4) по причине неиспользования его правообладателем;
- правообладатель знака (5) предоставит письмо - согласие на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака;
- обозначение "Argentum" является оригинальным, имеющим различительную способность для косметических товаров и услуг салонов красоты. Ассоциации с химическим элементом усиливают легенду бренда, связывают обозначение с его историей и помогают потребителям индивидуализировать товары заявителя и легко находить их среди аналогичных товаров других производителей;
- обозначение "ARGENTUM" является символичным для продукции заявителя за счет наличия серебра с антисептическими свойствами в составе косметики, но не характеризует сами товары. Слово "ARGENTUM", вроде бы являющееся названием химического элемента "серебро" на латыни, не является указанием на то, что продукт заявителя является серебряным или содержит серебро именно в виде химического элемента. Продукты заявителя содержат коллоидное серебро - заряженные наночастицы, которые в сочетании с гиперполимеризованной дезоксирибонуклеиновой кислотой дают косметический результат, который позволяет выделять продукты заявителя среди прочих. Таким образом, обозначение "ARGENTUM" является именно ассоциативным и имеет различительную способность для заявленных товаров и услуг;
- по информации с сайта заявителя - https://argentumapothecary.com/pages/our-patented-formula - формула состава продуктов под маркой ARGENTUM запатентована в Великобритании N 2747739, Франции N 2998662, Германии N 602013002849.4, Испании N Ер2747739, США N 9486397, Японии N 2014-551617, Китае N 104053425 и Бразилии N Вr1120140174482, а также в России. Товарный знак заявителя был зарегистрирован без препятствий во многих странах, включая Европейский союз, США, Гонгконг, ОАЭ, Новую Зеландию и Сингапур;
- товары заявителя известны в России с 2013 года, когда заявителем в Российской Федерации был получен патент N 2609867 "Дерматокосметологические композиции, основанные на синергетическом сочетании коллоидного серебра и дезоксирибонуклеиновой кислоты" с конвенционным приоритетом от 16.01.2012 г. FR 12/00122. В реферате к патенту перечислены 18 продуктов под маркой "ARGENTUM" производства заявителя, включая крема, масла, мыла, бальзамы и т.д.;
- в результате использования заявленного обозначения компанией "Арджентум Апотекари Лимитед", оно стало ассоциироваться с данной компанией.
В подтверждение изложенных доводов заявителем были представлены следующие материалы:
1. Проект письма-согласия правообладателя ЗАО "Теплый дом СМ";
2. Копия письма-согласия правообладателя LOSAN Pharma GmbH;
3. Распечатка с сайта www.lookfantastic.ru на 4 л. в 1 экз.;
4. Копии деклараций о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза (Технического регламента Таможенного союза) от 24.01.2019 г. N ЕАЭС N RU Д-ОВ.АЖ17.В.04724/19, N ЕАЭС NRU Д-ОВ.АЖ17.В.04719/19, N ЕАЭС N RU Д-ОВ.АЖ17.В.04720/19, NЕАЭС N RU Д-ОВ.АЖ17.В.04726/19.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг 03, 05, 35 и 44 классов МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, коллегия установила следующее.
С учетом даты (25.09.2020) поступления заявки N 2020753110 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является словесным и выполнено стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров и услуг 03, 05, 35, 44 классов МКТУ.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Словесный элемент "ARGENTUM", образующий заявленное обозначение, является словом латинского языка и переводится как "серебро" (Латинско-русский словарь, см. www.dic.academic.ru).
При рассмотрении настоящего возражения коллегией была выявлена информация (www.dic.academic.ru) о существовании коллоидного серебра (это мелкие, размером от 1 нм до нескольких мкм. частицы металлического серебра, диспергированные в жидкой среде и образующие коллоидный раствор (золь) серебра). Известно применение коллоидного серебра в косметических и медицинских целях. В косметических средствах коллоидный раствор серебра применяется для ухода за проблемной кожей - он эффективно справляется с угревой сыпью, дерматитами, экземой, псориазом, фурункулезом, грибковыми поражениями кожи, себореей, рекомендуется для обработки ран, ссадин, ожогов и укусов насекомых. Коллоидное серебро способно уничтожать такие бактерии как стафилококк, стрептококк, сальмонеллу, синегнойную палочку, кишечную палочку, грибок рода Candida. Поэтому рекомендуется добавлять коллоидное серебро в мыло и в воду для купания. Коллоидное серебро обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами (см. https://cosmobase.ru/handbook/show/COLLOIDAL_SILVER#:~:text=В%20косметических%20средствах%20коллоидный%20раствор,ссадин%2C%20ожогов%20и%20укусов%20насекомых., https://makeup.ru/article/zachem-nuzhno-serebro-v-kosmetike и др.).
С учетом вышеизложенной информации, коллегия приходит к выводу о том, что упомянутый словесный элемент "ARGENTUM" не обладает различительной способностью и является неохраняемым элементом для товаров 03 класса МКТУ "духи; косметика; косметические кремы; косметические кремы по уходу за кожей; косметические маски; косметические препараты для ухода за кожей; крем против морщин; кремы (немедицинские) для лица; кремы для кожи [косметические]; кремы для кожи [немедицинские]; кремы для ухода за кожей; кремы, лосьоны, масла и препараты для ухода за кожей; лечебная косметика; лечебные косметические средства по уходу за кожей; лечебные кремы косметические; лечебные туалетные принадлежности; масла косметические; мыло; немедицинские косметические средства для ухода за кожей; немедицинские средства по уходу за кожей; соли для ванн, не для медицинских целей; туалетные принадлежности; чистящие средства; шампунь", товаров 05 класса МКТУ "кремы (медицинские) для лица; кремы для кожи [медицинские]; медицинские кремы для кожи; медицинские кремы для ухода за кожей; медицинские кремы по уходу за кожей; медицинские кремы, лосьоны, масла и препараты для ухода за кожей; медицинские средства по уходу за кожей; соли для ванн с минеральной водой; фармацевтические препараты для ухода за кожей" ввиду указания на состав данных товаров. Так, по мнению коллегии правдоподобны представления, связанные с тем, что в состав заявленных товаров 03 и 05 классов МКТУ входит серебро (например, коллоидное серебро), используемое, как отмечалось выше, в парфюмерно-косметических и лечебных средствах. Кроме того, коллегия учитывала, что заявленные услуги 35 класса МКТУ "консультационные, рекомендательные и информационные услуги в отношении любых или всех вышеупомянутых услуг в этом классе; сбор для третьих лиц различных косметических средств, туалетных принадлежностей, средств для ухода за кожей, препаратов для ухода за кожей, кремов для кожи, кремов для лица, косметических кремов, кремов против морщин, масел для косметических целей, чистящих средств, косметических масок, парфюмерии, мыла, шампуней, солей для ванн и медицинских версий всего вышеупомянутого, что позволяет им удобно просматривать и покупать эти товары, в том числе в розничных магазинах и/или через веб-сайт в интернете и/или путем заказа по почте/телефону; услуги розничной торговли по почте, связанные с косметикой, туалетными принадлежностями, средствами по уходу за кожей, препаратами по уходу за кожей, кремами для кожи, кремами для лица, косметическими кремами, кремами против морщин, маслами для косметических целей, очищающими средствами, косметическими масками, парфюмерией, мылом, шампунями, солями для ванн и медицинскими версиями всего вышеперечисленного; услуги розничной торговли, связанные с косметикой, туалетными принадлежностями, средствами по уходу за кожей, препаратами по уходу за кожей, кремами для кожи, кремами для лица, косметическими кремами, кремами против морщин, маслами для косметических целей, очищающими средствами, косметическими масками, парфюмерией, мылом, шампунями, солями для ванн и медицинскими версиями всего вышеупомянутого; электронные и онлайн магазины розничной торговли, связанные с косметикой, туалетными принадлежностями, средствами по уходу за кожей, препаратами по уходу за кожей, кремами для кожи, кремами для лица, косметическими кремами, кремами против морщин, маслами для косметических целей, очищающими средствами, косметическими масками, парфюмерией, мылом, шампунями, солями для ванн и медицинскими версиями всего вышеперечисленного" уточнены и непосредственно направлены на товары 03 и 05 классов МКТУ заявленного перечня, в связи с чем словесный элемент "ARGENTUM" является описательным и применительно к заявленным услугам 35 класса МКТУ, в отношении которых также не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса ввиду указания на их назначение. Согласно возражению, заявитель производит и реализует продукцию, содержащую коллоидное серебро, в связи с чем вывод об описательности исследуемого словесного элемента в отношении вышеприведенных товаров и услуг, подтверждается самим заявителем.
Вместе с тем, коллегия усматривает, что словесный элемент "ARGENTUM" является фантазийным применительно к заявленным услугам 44 класса МКТУ "гигиенический и косметологический уход за людьми; консультации по сохранению красоты; консультационные, рекомендательные и информационные услуги в отношении любых или всех вышеупомянутых услуг в этом классе; косметологические процедуры для лица; косметологические услуги для лица; услуги гигиены и красоты; услуги косметологической терапии; услуги по косметологическим процедурам; услуги по уходу за кожей; услуги салонов красоты; услуги салонов красоты по уходу за кожей". По мнению коллегии, словесный элемент "ARGENTUM" является семантически нейтральным в отношении вышеупомянутых услуг 44 класса МКТУ, поскольку не вызывает неправдоподобных ложных представлений, связанных с их видом, назначением и т.д., а также не характеризует их.
Резюмируя вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса применительно ко всем заявленным товарам и услугам 03, 05, 35 классов МКТУ.
Согласно возражению, заявленное обозначение является ассоциативным, поскольку не является указанием на то, что продукты заявителя являются серебряными или содержат серебро именно в виде химического элемента, продукты заявителя содержат коллоидное серебро - заряженные наночастицы, которые в сочетании с гиперполимеризированной дезоксирибонуклеиновой кислотой дают косметический результат. Вместе с тем, указанный довод никак не опровергает изложенного выше вывода об указании элемента "argentum" на состав испрашиваемых к регистрации товаров 03 и 05 класса МКТУ, а также назначение заявленных услуг 35 класса МКТУ.
Заявителем указывается на приобретение заявленным обозначением различительной способности, в рамках чего предоставляет документы (3-4). Вместе с тем, распечатка с сайта (3) не датирована и содержит, обозначение, отличающееся от заявленного обозначения, своим графическим исполнением. Что касается деклараций о соответствии товаров требованиям технического регламента Евразийского экономического союза (4), то данные документы не подтверждают фактический ввод товаров заявителя в гражданский оборот Российской Федерации, а также оказание им каких-либо услуг. Ссылка на единичный договор с ООО "Экодемика" на поставку товаров заявителя в Российскую Федерацию не подтверждает активное и интенсивное использование заявленного обозначения его заявителем. Заявитель ссылается также на статьи в сети Интернет (https://beauty-hamster.ru/rozhdestvenskie-limitirovannye-nabory-by-terry-paul-mitchell-i-argentum-2018/, https://plush-koala.livejournal.com/837395.html#cutid1, https://irena-u.livejournal.com/129275.html), в которых упоминается продукция заявителя, вместе с тем, не ясно, какое количество лиц было ознакомлено с данными статьями. С учетом вышеизложенного коллегия приходит к выводу о недоказанности материалами возражения довода заявителя о приобретении заявленным обозначением дополнительной различительной способности.
В решении Роспатента было указано также на несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, в рамках чего ему были противопоставлены знаки (1-5).
Противопоставленный знак "ARGENTUM" (1) является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении, в том числе, услуг 35 класса МКТУ.
Противопоставленный знак "АРГЕНТУМ" (2) является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении, в том числе, услуг 35 класса МКТУ.
Противопоставленный знак "" (3) является комбинированным и состоит из словесных элементов "ARGENTERA MEDICALS", а также помещенных выше двух четырехугольных фигур голубого цвета. Правовая охрана знаку предоставлена в белом, голубом, черном цветовом сочетании в отношении, в том числе, товаров 05 класса МКТУ с исключением словесного элемента "medicals" из самостоятельной правовой охраны.
Противопоставленный знак "" (4) является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами русского и латинского алфавитов. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 03 класса МКТУ.
Противопоставленный знак "Arginium" (5) является словесным и выполнен стандартным шрифтом строчными буквами латинского алфавита, начальная буква "А" - заглавная. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении, в том числе, товаров 05 класса МКТУ.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения и знаков (1-5) на тождество и сходство показал следующее.
Заявленное обозначение и знак (1) совпадают во всех элементах и признаются тождественными.
Заявленное обозначение и знак (2) содержат фонетически тождественные элементы "ARGENTUM"/"АРГЕНТУМ", которые способны также вызывать одинаковые ассоциации при их восприятии, что свидетельствует о высокой степени их сходства, несмотря на отдельные графические отличия, заключающиеся в исполнении сравниваемых словесных буквами русского / латинского алфавитов.
Кроме того, коллегия приходит к выводу о сходстве заявленного обозначения и знака (3). Указанное обусловлено высокой степенью фонетического сходства их основных индивидуализирующих элементов - "ARGENTUM"/"ARGENTERA". Так, сравниваемые словесные элементы содержат шесть тождественных букв, расположенных в одинаковой последовательности в начальной части слова, с которой начинается прочтение и запоминание знаков. Отличия лишь в конечных буквах не способны обеспечить их качественно различное звучание. Как отмечалось заявителем, семантическое значение словесного элемента "argentera" знака (3) не является знакомым российскому потребителю, что приводит к невозможности его сравнения по смысловому критерию сходства с заявленным обозначением. Сравниваемые обозначения имеют отдельные графические отличия в виде наличия двух изобразительных фигур, а также дополнительного словесного элемента "MEDICALS" в знаке (3), вместе с тем, следует констатировать и визуальное сходство, заключающееся в исполнении их сильных словесных элементов буквами латинского алфавита, начертание части начальных букв совпадает. С учетом вышеизложенного, заявленное обозначение и знак (3) признаются в высокой степени сходными.
Противопоставленный знак (4) содержит в своем составе словесный элемент "АРГЕНТА", а также его транслитерацию буквами латинского алфавита "ARGENTA". Повторение в одном обозначении определенного элемента дважды обуславливает акцентирование на нем дополнительного внимания. По мнению коллегии, произношение словесного элемента "ARGENTUM" заявленного обозначения созвучно со словесными элементами "АРГЕНТА"/"ARGENTA" знака (4). Так, сравниваемые словесные элементы имеют начальные части "АРГЕНТ-/ARGENT-", которые могут быть прочтены одинаково. В связи с изложенным, заявленное обозначение и знак (4) обладают высокой степенью фонетического сходства. Провести сравнение заявленного обозначения и знака (4) по семантическому критерию сходства невозможно ввиду фантазийности последнего. Сравниваемые обозначения являются словесными, начертание части букв в словесных элементах "ARGENTUM"/"ARGENTA" совпадает, в связи с чем заявленное обозначение и знак (4) обладают графическим сходством. Принимая во внимание фонетическое и графическое сходство заявленного обозначения и знака (4), а также второстепенность семантического критерия восприятия, коллегия приходит к выводу о высокой степени сходства сравниваемых обозначений.
Сравнение заявленного обозначения "ARGENTUM" со знаком "Arginium" (5) также показало наличие их сходства по следующим причинам. Сравниваемые обозначения включают в свой состав тождественные начальные ("arg") и конечные части ("um"), центральные части словесных элементов включают тождественную букву "n". Указанное приводит к выводу о близости звучания сравниваемых словесных элементов. Фантазийность словесного элемента знака (5) приводит к невозможности его сравнения по смысловому критерию сходства с заявленным обозначением. Сравниваемые обозначения сходны визуально, поскольку представляют собой словесные обозначения, выполненные буквами латинского алфавита. Таким образом, заявленное обозначение и знак (5) сходны ввиду близости звучания и графического исполнения, а также при сниженном значении семантического критерия восприятия.
В отношении анализа однородности товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения и в отношении которых зарегистрированы противопоставленные знаки (1-5), установлено следующее.
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров 03 класса МКТУ "духи; косметика; косметические кремы; косметические кремы по уходу за кожей; косметические маски; косметические препараты для ухода за кожей; крем против морщин; кремы (немедицинские) для лица; кремы для кожи [косметические]; кремы для кожи [немедицинские]; кремы для ухода за кожей; кремы, лосьоны, масла и препараты для ухода за кожей; лечебная косметика; лечебные косметические средства по уходу за кожей; лечебные кремы косметические; лечебные туалетные принадлежности; масла косметические; мыло; немедицинские косметические средства для ухода за кожей; немедицинские средства по уходу за кожей; соли для ванн, не для медицинских целей; туалетные принадлежности; чистящие средства; шампунь". Знак (4) также зарегистрирован для широкого перечня товаров 03 класса МКТУ, относящимся, в том числе, к косметике уходовой и декоративной, парфюмерии, мылам различного назначения, туалетным принадлежностям, чистящим средствам, шампуням. Сравниваемые товары идентичны или в высокой степени однородны ввиду соотнесения их между собой как род-вид, одинакового назначения, условий реализации и круга потребителей.
Товары 05 класса МКТУ "medicines; chemical preparations for pharmaceutical purposes; pharmaceutical preparations" ("лекарственные препараты; химические препараты фармацевтического назначения; фармацевтические препараты") знака (5) представляют собой родовые позиции по отношению к заявленным товарам 05 класса МКТУ "кремы (медицинские) для лица; кремы для кожи [медицинские]; медицинские кремы для кожи; медицинские кремы для ухода за кожей; медицинские кремы по уходу за кожей; медицинские кремы, лосьоны, масла и препараты для ухода за кожей; медицинские средства по уходу за кожей; фармацевтические препараты для ухода за кожей", которые представляют собой различные виды товаров, имеющих лекарственное, медицинское назначение. Сравниваемые виды товаров могут исходить от одного лица, реализовываться совместно в отношении одного круга потребителей. По мнению коллегии, заявленные товары 05 класса МКТУ "соли для ванн с минеральной водой" могут использоваться в лечебных целях, в связи с чем признаются однородными товарам 05 класса МКТУ знака (5). Сравниваемые товары могут быть взаимодополняемыми, применяться совместно, иметь одинаковые цели применения.
Знак (3) зарегистрирован в отношении товаров 05 класса МКТУ "дезинфектанты/средства дезинфицирующие; средства антибактериальные для мытья рук; средства дезинфицирующие для гигиенических целей", являющихся антисептическими и дезинфицирующими средствами. Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров 05 класса МКТУ, которые представляют собой кремы, лосьоны, масла, препараты для ухода за кожей, соли для ванн. Коллегией была выявлена информация о том, что испрашиваемые к регистрации товары могут обладать антисептическими свойствами (см., например, www.onlinetrade.ru/catalogue/lechebnye_kremy_mazi_balzamy_losony_i_laki-c4037/naznachenie--zazhivlyayushchiy_antisepticheskiy.html?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f, https://www.ozon.ru/product/sol-dlya-vann-powerful-therapeutic-blend-moshchnaya-terapevticheskaya-smes-ot-prostudy-i-boli-paket-211704426/?sh=SOzeMzbyYg и т.д.). В связи с изложенным, заявленные товары 05 класса МКТУ являются однородными товарам 05 класса МКТУ "средства антибактериальные для мытья рук" ввиду того, что могут иметь одинаковое назначение, быть взаимозаменямыми, взаимодоплняемыми, могут реализовываться совместно. Кроме того, известно использование специальных кремов, лосьонов после применения дезинфицирующих средств (см. https://siladez.ru/catalog/dezsredstva_dlya_doma/dzetaderm/ и др.), в связи с чем данные виды товаров могут иметь совместные каналы реализации, быть сопутствующими с товарами 05 класса МКТУ знака (3), относящимися к дезинфицирующим средствам.
С учетом вышеизложенного, коллегия констатирует высокую степень однородности заявленных товаров 05 класса МКТУ с товарами 05 класса МКТУ знака (5), а также низкую степень однородности товаров 05 класса МКТУ заявленного обозначения и знака (3).
Вместе с тем, коллегия усматривает, что в перечнях противопоставленных регистраций (1-2) отсутствуют услуги 35 класса МКТУ, которые могли быть признаны однородными услугам 35 класса МКТУ заявленного обозначения. Так, знаки (1-2) зарегистрированы в отношении услуг 35 класса МКТУ, относящихся к абонированию телекоммуникационных услуг, услугам кадровым, услугам конторским и секретарским, организации подписке на газеты, услугам по оценке бизнеса, поиску поручителей, услугам прокатным, услугам по переезду предприятий, услугам телефонных ответчиков. Тогда как предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении услуг 35 класса МКТУ "консультационные, рекомендательные и информационные услуги в отношении любых или всех вышеупомянутых услуг в этом классе; сбор для третьих лиц различных косметических средств, туалетных принадлежностей, средств для ухода за кожей, препаратов для ухода за кожей, кремов для кожи, кремов для лица, косметических кремов, кремов против морщин, масел для косметических целей, чистящих средств, косметических масок, парфюмерии, мыла, шампуней, солей для ванн и медицинских версий всего вышеупомянутого, что позволяет им удобно просматривать и покупать эти товары, в том числе в розничных магазинах и/или через веб-сайт в интернете и/или путем заказа по почте/телефону; услуги розничной торговли по почте, связанные с косметикой, туалетными принадлежностями, средствами по уходу за кожей, препаратами по уходу за кожей, кремами для кожи, кремами для лица, косметическими кремами, кремами против морщин, маслами для косметических целей, очищающими средствами, косметическими масками, парфюмерией, мылом, шампунями, солями для ванн и медицинскими версиями всего вышеперечисленного; услуги розничной торговли, связанные с косметикой, туалетными принадлежностями, средствами по уходу за кожей, препаратами по уходу за кожей, кремами для кожи, кремами для лица, косметическими кремами, кремами против морщин, маслами для косметических целей, очищающими средствами, косметическими масками, парфюмерией, мылом, шампунями, солями для ванн и медицинскими версиями всего вышеупомянутого; электронные и онлайн магазины розничной торговли, связанные с косметикой, туалетными принадлежностями, средствами по уходу за кожей, препаратами по уходу за кожей, кремами для кожи, кремами для лица, косметическими кремами, кремами против морщин, маслами для косметических целей, очищающими средствами, косметическими масками, парфюмерией, мылом, шампунями, солями для ванн и медицинскими версиями всего вышеперечисленного", представляющих собой услуги по продвижению товаров. В связи с изложенным, сравниваемые услуги относятся к различным видовым и родовым группам, имеют различные назначения и оказываются различным лицами.
В отношении анализа однородности товаров и услуг, для которых испрашивается предоставление правовой охраны знаку заявленному обозначению и в отношении которых зарегистрированы противопоставленные знаки (1-5), коллегия учитывала, что вероятность смешения заявленного обозначения и знаков (1-5) определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров и услуг. При этом, смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда).
Тождество и сходство заявленного обозначения со знаками (1-2) при отсутствии однородности услуг 35 класса МКТУ приводит к отсутствию риска смешения сравниваемых услуг в гражданском обороте Российской Федерации. При этом, установленное сходство заявленного обозначения и знаков (3-5), а также однородность сравниваемых товаров 03 и 05 классов МКТУ обуславливают вероятность смешения данных товаров, маркированных сравниваемыми обозначениями, при их восприятии потребителями.
При этом для установления нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и заявленного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров, в связи с чем вывод о сходстве заявленного обозначения и знаков (3-5) и об однородности вышеуказанных товаров 03 и 05 классов МКТУ, является достаточным основанием для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении упомянутых товаров 03 и 05 классов МКТУ.
В возражении указывается на различные сферы деятельности заявителя и владельца противопоставленных знаков (3), в связи с чем, по мнению заявителя, отсутствует вероятность смешения сравниваемых видов товаров в гражданском обороте Российской Федерации. Однако, данный довод не может быть принят во внимание коллегией, поскольку в рамках рассмотрения настоящего возражения о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, устанавливает тождество или сходство сравниваемых обозначений, а также анализируются перечни товаров, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению и зарегистрирован противопоставленный знак, а не фактически осуществляемая деятельность.
Довод заявителя о том, что формула состава продуктов под маркой "ARGENTUM" запатентована во многих странах, не преодолевает оснований для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в связи с его несоответствием требованиям пунктов 1 и 6 статьи 1483 Кодекса. Что касается регистрации знака "ARGENTUM" в Европейском союзе, США, Гонконге, ОАЭ, Новой Зеландии и Сингапуре, то регистрация товарных знаков в каждой стране определяется ее национальным законодательством, в частности, в Российской Федерации экспертиза осуществляется с учетом норм национального законодательства. В связи с изложенным, наличие зарегистрированных на имя заявителя знаков на территории иных стран не свидетельствует о возможности предоставления правовой охраны соответствующему обозначению в Российской Федерации.
В возражении заявитель указывал на намерение подачи заявления о досрочном прекращении правовой охраны знака (4) в связи с его неиспользованием правообладателем, а также на намерение предоставить письма-согласия от правообладателей знаков (1-2, 5). Вместе с тем, соответствующее заявление о неиспользовании знака (5) подано не было, оригиналы писем-согласий не представлены.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 29.11.2022, отменить решение Роспатента от 26.01.2022, зарегистрировать товарный знак по заявке N 2020753110.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 апреля 2023 г. по заявке N 2020753110
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru