Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 апреля 2023 г. по заявке N 2022718081/33
Заявка: |
2022718081/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
28.01.2023 |
Дата коллегии: |
01.03.2023 |
Дата утверждения: |
27.04.2023 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Головина Анастасия Александровна |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела поступившее 28.01.2023 возражение, поданное Индивидуальным предпринимателем Головиной Анастасией Александровной, г. Сочи (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022718081, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022718081, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 24.03.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров/услуг 21, 29, 30, 32, 43 классов МКТУ, приведенных в перечне.
Роспатентом 30.09.2022 было принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022718081 для товаров 21, 32 классов МКТУ.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для заявленных товаров/услуг 29, 30, 43 классов МКТУ ввиду его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарным знаком "ЛАЛИ" по свидетельству N 862397 с приоритетом от 16.04.2021, зарегистрированным на имя ООО "МАГ-ФУД СЕРВИС", г. Владимир, в отношении однородных товаров и услуг 29, 30, 43 классов МКТУ.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 28.01.2023, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 30.09.2022.
Доводы возражения сводятся к тому, что заявленное комбинированное обозначение "" по заявке N 2022718081 за счет различного цветового решения, использования разных шрифтов, наличия в нем стилизованного графического элемента, являющегося доминирующим, создает совершенно иное зрительное впечатление, чем противопоставленный словесный товарный знак "ЛАЛИ" по свидетельству N 86239.
Сравниваемые словесные обозначения написаны буквами разных алфавитов, в связи с чем они произносятся по-разному, что не позволяет сделать вывод об их фонетическом сходстве.
Словесный элемент заявленного обозначения, с учетом произношения латинской буквы "а" как "эй", в целом звучит как "лэйл", тогда как противопоставленный товарный знак произносится как "лали".
Словесный элемент "Lale" заявленного обозначения переводится с турецкого языка как "тюльпан" (см. Словари и энциклопедии, https://translate.academic.ru/lale/tr/ru/), что означает род многолетних травянистых луковичных растений семейства лилейные. Указанный словесный элемент в заявленном обозначении дополняет изобразительный элемент.
Словесный элемент "ЛАЛИ" товарного знака по свидетельству N 862397 конкретного смыслового значения не имеет. Согласно сведениям из открытых источников, он может толковаться как: a) ударный музыкальный инструмент, щелевой барабан, известный в культуре Фиджи, Тонга, Самоа; б) город в Иране, в провинции Хузестан; в) шахрестан в остане Хузестан; г) женское имя (см. Википедия. Свободная энциклопедия, https://ru.wikipedia.org/wiki).
Таким образом, заявленное обозначение и товарный знак по свидетельству N 862397 не ассоциируются друг с другом в целом и производят различное общее зрительное впечатление, в связи с чем они не могут быть признаны сходными до степени смешения в отношении однородных товаров и услуг 29, 30, 43 классов МКТУ.
На основании изложенных доводов заявитель просит удовлетворить возражение, изменить решение Роспатента от 30.09.2022 и, помимо товаров 21, 32 классов МКТУ, в отношении которых Роспатентом уже принято решение о государственной регистрации товарного знака, также зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022718081 для испрашиваемых товаров/услуг 29, 30, 43 классов МКТУ.
Возражение сопровождается свидетельством о государственной регистрации физического лица (Головиной А.А.) в качестве индивидуального предпринимателя (1) и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (2).
С учетом даты подачи (24.03.2022) заявки N 2022718081 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2022718081 заявлено комбинированное обозначение "", включающее словесный элемент "Lale", выполненный оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита черного цвета. Словесный элемент начинается с заглавной буквы "L". Над словесным элементом размещено стилизованное изображение цветка. Цветовое сочетание: черный, белый, желтый, светло-красный, темно-красный, голубой.
В рамках требований пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении испрашиваемых товаров/услуг 29, 30, 43 классов МКТУ заявленному обозначению противопоставлен словесный товарный знак "ЛАЛИ" по свидетельству N 862397, выполненный стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака показал следующее.
В заявленном обозначении основную индивидуализирующую функцию выполняет словесный элемент "Lale", поскольку именно он акцентирует на себе внимание в первую очередь и обуславливает запоминание потребителями обозначения.
Согласно доводам заявителя, слово "Lale" является лексической единицей турецкого языка и переводится на русский язык как "тюльпан". Однако в силу того, что значительная часть российских потребителей не владеет турецким языком, данный элемент будет восприниматься как фантазийное слово.
Поиск смыслового значения товарного знака "ЛАЛИ" по свидетельству N 862397 не позволил выявить лексическое значение, закрепленное в словарях. Вместе с тем, согласно Википедии (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лали), Лали - ударный музыкальный инструмент, щелевой барабан, известный в культуре Фиджи, Тонга, Самоа. Он выдалбливается из целого куска дерева, играют на инструменте с помощью специальных палочек. Звук барабана слышен на большом расстоянии. Эти барабаны имеются во всех храмах, с их помощью обычно собирают людей на молитву в воскресенье, по другим важным поводам. На лали также аккомпанируют танцам.
Необходимо отметить, что приведенное значение не является широко известным, следовательно, высока вероятность восприятия данного обозначения потребителями в качестве фантазийного. Сказанное приводит к превалирующей роли иных признаков сходства словесных обозначений.
Коллегия обращает внимание на то, что слово "Lale", выполненное в латинице и не имеющее известного российским потребителям значения, может быть прочитано как [ЛАЛЕ].
Анализ по звуковому критерию сходства показал, что словесный элемент "Lale" ([ЛАЛЕ]) заявленного обозначения и словесный элемент "ЛАЛИ" противопоставленного товарного знака являются фонетически сходными ввиду совпадения большей части бук/звуков (3 из 4), расположенных в одинаковом порядке. Что касается несовпадающих букв, то в силу конечного расположения в составе сравниваемых словесных элементов, они имеют близкое звучание.
Графические отличия сравниваемых товарных знаков носят второстепенный характер, ввиду превалирования в данном случае фонетического критерия.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак по свидетельству N 862397 являются сходными, несмотря на их отдельные отличия, поскольку ассоциируются в целом.
Заявитель не оспаривает установленную Роспатентом однородность товаров и услуг 29, 30, 43 классов МКТУ, представленных в перечнях заиленного обозначения и товарного знака по свидетельству N 862397. Сопоставляемые товары/услуги 29, 30, 43 классов МКТУ однородны, так как относятся к одной и той же родовой группе товаров/услуг, а именно, представляют собой различные продукты питания и услуги, связанные с обеспечением едой, которые имеют общий круг потребителей, назначение, условия реализации/оказания.
Установленное сходство заявленного обозначения и товарного знака по свидетельству N 862397, с учетом однородности товаров/услуг 29, 30, 43 классов МКТУ, свидетельствует о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении испрашиваемого перечня товаров/услуг 29, 30, 43 классов МКТУ, поскольку оно не соответствует для этих товаров/услуг пункту 6 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 28.01.2023, оставить в силе решение Роспатента от 30.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 апреля 2023 г. по заявке N 2022718081/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru