Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 мая 2023 г. по заявке N 2021778427/33
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2021778427/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
19.01.2023 |
Дата коллегии: |
03.04.2023 |
Дата утверждения: |
04.05.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "АЛТАЙСКАЯ ВЕРШИНА" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 за N 644/261 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 19.01.2023 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), поданное Обществом с ограниченной ответственностью "АЛТАЙСКАЯ ВЕРШИНА", Алтайский край, г. Барнаул (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021778427, при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2021778427, поданной 29.11.2021, было заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 32, 33 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 27.09.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021778427 в отношении всех заявленных товаров.
Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 1, 3 (1), 7 статьи 1483 Кодекса.
Заключение экспертизы мотивировано следующим.
В состав заявленного обозначения входит словесный элемент "Алтаем" (Алтай - это субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в Сибирский федеральный округ, является частью Западно-Сибирского экономического района), который представляет собой наименование географического объекта и является неохраняемым элементом для всех заявленных товаров на основании положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Для части заявленных товаров 32 класса МКТУ "аперитивы безалкогольные; вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые; составы для производства газированной воды") данный словесный элемент воспринимается как указание на географический объект, в котором осуществляется добыча/производство природной минеральной/питьевой воды, а также на их природное происхождение. В связи с чем в отношении указанных выше товаров заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса, в том числе и как способное ввести потребителя в заблуждение относительно природного происхождения таких товаров указывает на вид и состав товаров.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с наименованиями места происхождения товаров:
- "АЛТАЙСКИЙ МЁД" N 142, право пользования которым предоставлено Сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу второго уровня "Алтай-медовый край", 656037, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Северо-Западная, 27-32, (свидетельство N 142/1 с приоритетом от 19.04.2013);
- "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ" N 193, право пользования которым предоставлено Обществу с ограниченной ответственностью "Республиканский пчелоцентр", 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чкалова, 20, свидетельство N 193/1.
В Роспатент 19.01.2023 поступило возражение, основные доводы которого сводятся к следующему:
- заявленное обозначение представляет собой словосочетание "Создана Алтаем" и рассматривать необходимо именно как словосочетание в целом, и не выделять отдельные словесные элементы, которые носят совершенно иной характер, как фонетически, таки семантически;
- Алтай - это в первую очередь сложная система самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Данная горная система расположена на границе России (Алтайский край и Республика Алтай), Монголии, Китая и Казахстана. Поскольку данная горная система располагается не только на территории России, но и еще на территории 3-х государств, то заявленное обозначение "Создана Алтаем", может указывать как на территорию России, так и на территории Казахстана, либо Китая, либо Монголии, следовательно, данное словосочетание является фантазийным и не может указывает не на конкретное место происхождения товаров;
- обозначениям, которые не указывают на определенную географическую территорию, может быть предоставлена правовая охрана, например, были зарегистрированы товарные знаки "САХАРА" по свидетельству N 532416; "УРАЛ", по свидетельству N 563860, "" по свидетельству N 505814 и др.;
- заявитель отмечает, что является правообладателем следующих товарных знаков: "" по свидетельству N 906810; "" по свидетельству N 821989; "" по свидетельству N 872623; "" по свидетельству N 903911; "" по свидетельству N 823973; "" по свидетельству N 823972;
- заявленное обозначение и противопоставленные НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД" и - "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ" не являются сходными, так как:
- отсутствует фонетическое сходство, в силу того, что близость состава гласных и согласных не совпадает, отсутствует вхождение одного обозначения в другое, сравниваемые обозначения имеют разное количество звуков и слогов. Имеет место только в совпадении одного слога "ал" в сравниваемых обозначениях и в совпадении ударения в заявленном обозначении и НМПТ "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ";
- с точки зрения семантики заявленное обозначение "СОЗДАНА АЛТАЕМ" является фантазийным, в то время, как НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД" и НМПТ "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ" являются словосочетаниями, в которых главным словом является "МЁД", а слова "АЛТАЙСКИЙ" и "ГОРНОГО АЛТАЯ" являются уточнением и характеристикой слова "МЁД";
- в наименовании НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД" и НМПТ "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ" есть конкретное указание на товар, а именно "мёд", следовательно, никакая иная продукция под данным наименованием выпускаться не может. Правовая охрана заявленного обозначения "СОЗДАНА АЛТАЕМ" испрашивается для товаров 33 класса МКТУ, то есть иных. Товаров, в связи с чем отсутствует вероятность смешения;
- кроме того, заявитель ограничил перечень товаров 32 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается правовая охрана товарного знака по рассматриваемой заявке, а именно исключил следующие позиции "аперитивы безалкогольные; вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые; составы для производства газированной воды".
С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 27.09.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021778427 в отношении уточненного перечня товаров 32 класса МКТУ "вино ячменное [пиво]; квас; коктейли безалкогольные; коктейли на основе пива; лимонады; напитки безалкогольные; напитки безалкогольные из сухофруктов; напитки изотонические; напитки на базе меда безалкогольные; напитки на базе риса, кроме заменителей молока; напитки на базе сои, кроме заменителей молока; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки прохладительные безалкогольные; напитки со вкусом кофе безалкогольные; напитки со вкусом чая безалкогольные; напитки фруктовые безалкогольные; напитки энергетические; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; оршад; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; порошки для изготовления газированных напитков; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; составы безалкогольные для приготовления напитков; сусла; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; шенди; шербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции безалкогольные для приготовления напитков" и всех заявленных товаров33 класса МКТУ.
На заседании коллегии, состоявшемся 02.03.2023, согласно пункту 45 Правил ППС коллегией были выявлены дополнительные основания, не указанные в заключении по результатам экспертизы, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, а именно заявленное обозначение сходно до степени смешения с серией товарных знаков: по свидетельству N 604804 с приоритетом от 02.12.2015 - (1), по свидетельству N 449414 с приоритетом от 20.08.2009 - (2), по свидетельству N 449473 с приоритетом от 20.08.2009 - (3), по свидетельству N 449413 с приоритетом от 20.08.2009 - (4), по свидетельству N 279364 с приоритетом от 14.02.2003 (срок действия регистрации продлен до 14.02.2023) - (5), по свидетельству N 212167 с приоритетом от 03.03.1999 (срок действия регистрации продлен до 03.03.2029) - (6), по свидетельству N 210466 с приоритетом от 23.04.1998 (срок действия регистрации продлен до 23.04.2028) - (7), по свидетельству N 185114 приоритет от 23.04.1998 (срок действия продлен до 23.04.2028) - (8), по свидетельству N 212165 с приоритетом от 22.11.1996 (срок действия регистрации продлен до 22.11.2026) - (9), по международной регистрации N 614388А с приоритетом от 04.03.1994 - (10) (срок действия регистрации продлен до 04.03.2024), правовая охрана которым предоставлена на имя ООО "Алтай Холдинг", Алтайский край, г. Барнаул, в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ, однородных заявленным товарам 32, 33 классов МКТУ.
С учетом изложенного, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, для всех заявленных товаров на основании пункта 6(2) статьи 1483 Кодекса.
Для предоставления своих доводов заседание коллегия было перенесено на 03.04.2023. Вместе с тем, каких-либо пояснений относительно дополнительных оснований, указанных коллегией, заявителем представлено не было.
Изучив материалы дела, коллегия установила следующее.
С учетом даты (29.11.2021) поступления заявки N 2021778427 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 за N 38572, введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 (3) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе, указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Согласно пункту 34 Правил в ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения (пункт 35 Правил).
В соответствии с требованиями пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов обозначение, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с требованиями пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость, либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Согласно требованиям пункта 7 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с Кодексом, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.
Согласно требованиям пункта 47 Правил на основании пункта 7 статьи 1483 Кодекса устанавливается, не относится ли заявленное обозначение в отношении любых товаров к обозначениям, тождественным или сходным до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации наименованием места происхождения товара или с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака.
При этом учитывается тот факт, что такое наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение может быть включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.
Заявленное обозначение по заявке N 2021778427 представляет собой словесное обозначение "", выполненное буквами русского алфавита стандартным шрифтом.
Согласно доводам возражения правовая охрана испрашивается в отношении следующих товаров;
- 32 класса МКТУ - вино ячменное [пиво]; квас; коктейли безалкогольные; коктейли на основе пива; лимонады; напитки безалкогольные; напитки безалкогольные из сухофруктов; напитки изотонические; напитки на базе меда безалкогольные; напитки на базе риса, кроме заменителей молока; напитки на базе сои, кроме заменителей молока; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки прохладительные безалкогольные; напитки со вкусом кофе безалкогольные; напитки со вкусом чая безалкогольные; напитки фруктовые безалкогольные; напитки энергетические; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; оршад; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; порошки для изготовления газированных напитков; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; составы безалкогольные для приготовления напитков; сусла; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; шенди; шербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции безалкогольные для приготовления напитков,
- 33 класса МКТУ - аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; водка анисовая; водка вишневая; джин; дижестивы [ликеры и спиртные напитки]; коктейли; кюрасо; ликер анисовый; ликеры; напитки алкогольные зерновые дистиллированные; напитки алкогольные на основе сахарного тростника; напитки алкогольные смешанные, за исключением напитков на основе пива; напитки алкогольные, кроме пива; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки, полученные перегонкой; напиток медовый [медовуха]; настойка мятная; настойки горькие; ром; сакэ; сидр грушевый; сидры; спирт рисовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые.
Анализ заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "Алтая", представляет собой географическое название (Алтай - Республика Алтай - республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в Сибирский федеральный округ (см. Интернет-словари), в связи с чем указывает на место производства и место нахождения изготовителя товаров и, следовательно, является неохраняемым элементом.
Довод заявителя о том, что поскольку словом "Алтай" обозначается горная система, расположенная на территории России, Монголии, Китая, Казахстана, то указанное обозначение не может восприниматься потребителями как место производства товаров, соотносящееся с территорией России, не может быть признан убедительным, ввиду нижеследующего.
В силу статьи 1479 Кодекса действие исключительного права на товарный знак распространяется на территорию Российской Федерации, в связи с чем средним потребителем в целях определения возможности возникновения ассоциаций относительно определенного обозначения является потребитель в Российской Федерации.
Российский средний потребитель навряд ли будет воспринимать обозначение "Алтай" и производное от него "Алтаем" в широком смысле, как включающее в себя территорию Монголии и Китая, вероятней всего возникающие в связи с этим обозначением ассоциации ограничиваются субъектами Российской Федерации - Алтайским краем и Республикой Алтай. Что согласуется с позицией Суда по интеллектуальным правам по делу СИП-384/2017 от 27 октября 2017, стр. 11-12.
Довод заявителя, относительно того, что заявленное обозначение "Создана Алтаем" представляет собой словосочетание, носящее фантазийный характер, не может быть признан убедительным, поскольку слова "Создана" и "Алтаем" являются лексическими единицами русского языка и в данном контексте они могут означать "произведено на Алтае", что усиливает восприятие заявленного обозначения с субъектами Российской Федерации - Алтайским краем и Республикой Алтай.
Относительно приведенных в возражении прецедентов регистрации товарных знаков, включающих охраняемый элементы: представляющие собой названия географических объектов, то следует отметить, что каждый знак индивидуален, и возможность его регистрации рассматривается отдельно в зависимости от каждого конкретного случая с учетом всех обстоятельств дела. Указанное подтверждается тем, что существуют зарегистрированные товарные знаки: (свидетельство N 547403); (свидетельство N 600739); (свидетельство N 509426); (свидетельства N 552406), (свидетельство N 861814), в которых словесные элементы "АЛТАЙСКАЯ" (-ОЕ, -ИЕ), КАРЕЛИИ исключены из самостоятельной охраны.
Несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса в отношении части заявленных товаров 32 класса МКТУ "аперитивы безалкогольные; вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые; составы для производства газированной воды" в заключении по результатам экспертизы обусловлено тем, что заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно природного происхождения таких товаров.
Вместе с тем, согласно доводам возражения, заявитель сократил перечень товаров 32 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается правовая охрана товарного знака по рассматриваемой заявке, а именно исключил указанные выше позиции товаров. Таким образом, основания несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса отсутствуют.
Несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса обусловлено тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками:
- по свидетельству N 604804 с приоритетом от 02.12.2015 - (1),
- по свидетельству N 449414 с приоритетом от 20.08.2009 - (2),
- по свидетельству N 449473 с приоритетом от 20.08.2009 - (3),
- по свидетельству N 449413 с приоритетом от 20.08.2009 - (4),
- по свидетельству N 279364 с приоритетом от 14.02.2003 (срок действия регистрации продлен до 14.02.2023) - (5),
- по свидетельству N 212167 с приоритетом от 03.03.1999 (срок действия регистрации продлен до 03.03.2029) - (6),
- по свидетельству N 210466 с приоритетом от 23.04.1998 (срок действия регистрации продлен до 23.04.2028) - (7),
- по свидетельству N 185114 приоритет от 23.04.1998 (срок действия продлен до 23.04.2028) - (8),
- по свидетельству N 212165 с приоритетом от 22.11.1996 (срок действия регистрации продлен до 22.11.2026) - (9),
- по международной регистрации N 614388А с приоритетом от 04.03.1994 - (10) (срок действия регистрации продлен до 04.03.2024).
Правовая охрана товарным знакам предоставлена на имя в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки (1-10) представляют собой серию знаков, принадлежащих одному лицу - ООО "Алтай Холдинг", объединенных общим элементом "АЛТАЙ" (и производными от него словами "ALTAI/ALTAY").
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных знаков (1-10) показал, что они являются сходными в силу того, что содержат в своем составе сходные фонетически и тождественные семантически словесные элементы "АЛТАЕМ"/"АЛТАЙ/ALTAI/ALTAY".
Что касается визуально признака сходства, то между заявленным обозначением и противопоставленными ему товарными знаками (1-10) имеются отдельные визуальные различия, вместе с тем в данном случае графические отличия носят второстепенный характер, поскольку ассоциирование обозначений в целом достигается за счет включения в их состав сходных фонетически и тождественных семантически словесных элементов "АЛТАЕМ"/"АЛТАЙ/ALTAI/ALTAY".
Следует отметить, что наличие 10 знаков, принадлежащих ООО "Алтай Холдинг", в которых словесный элемент "АЛТАЙ" (ALTAI/ALTAY) несет основную индивидуализирующую нагрузку, свидетельствует о восприятии заявленного обозначения как одного из серии противопоставленных знаков (1-10) и, как следствие, смешении этих средств индивидуализации в гражданском обороте.
Анализ однородности товаров, указанных в уточненном перечне и в перечнях противопоставленных знаков (1-10), показал следующее.
Сопоставляемые товары 32 класса МКТУ, либо идентичны, либо соотносятся друг с другом по виду и назначению, кругу потребителей, относятся к одним родовым группам, таким как, "пиво", либо "безалкогольные напитки", что свидетельствует об их однородности.
Сопоставляемые товары 33 класса МКТУ относятся к одной и той же родовой группе товаров "алкогольные напитки", имеют общие признаки родовой группы, такие как, круг потребителей, назначение, условия реализации и, следовательно, являются однородными.
Коллегия также отмечает, что высокая степень однородности сравниваемых товаров обуславливает более высокую степень смешения сравниваемых знаков в гражданском обороте, в этой связи при их восприятии у потребителя могут возникнуть ассоциации об их принадлежности одному и тому производителю, что приведет к дезориентации потребителей на рынке товаров. Данная позиция коррелируется с пунктом 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 (далее - Постановление N 10).
Резюмируя вышеизложенное, коллегия установила, что заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам N 604804, N 449414, N 449473, N 449413, N 279364, N 212167, N 210466, N 185114, N 212165, знаком по международной регистрации N 614388А в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ и, следовательно, не соответствует пункту 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Довод заявителя относительно зарегистрированных на его имя товарных знаков "", "", "", "", "", "" принят к сведению, однако не свидетельствует об отсутствии сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков (1-10), поскольку каждый из приведенных товарных знаков заявителя вызывает разные смысловые ассоциации за счет наличия в составе дополнительных изобразительных элементов и словесных элементов "Серебро", "ВЕРИШНА, "БЕРЕСТЯНАЯ", "СНЕЖНАЯ"и др.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 7 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
В качестве сходных до степени смешения с заявленным обозначением в заключении по результатам экспертизы указаны:
- наименование места происхождения товаров N 142 "АЛТАЙСКИЙ МЁД";
- наименование места происхождения товаров N 193 "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ".
Противопоставленное НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД", зарегистрированное за N 142, представляет собой словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита, право пользования которым предоставлено в отношении товара "пчелиный мёд" с указанием места происхождения товара Алтайский край.
Противопоставленное НМПТ "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ", зарегистрированное за N 193, представляет собой словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита, право пользования которым предоставлено в отношении товара "мёд" с указанием места происхождения товара Республика Алтай.
Анализ заявленного обозначения и противопоставленных НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД" и "МЁДГОРНОГО АЛТАЯ" показал следующее.
Несмотря на то, что сравниваемые обозначения включают сходные словесные элементы "Алтаем" - "АЛТАЙСКИЙ" - "Алтая", в состав сравниваемых обозначений входят словесные элементы "создана" - "МЕД" - "МЁД ГОРНОГО", которые являются принципиально различными фонетически, семантически и визуально.
Так, слово "создана" - означает "заставить возникнуть, произвести, построить, основать, организовать. слово "мед", представляют собой простое наименования товара, словесный элемент "мед горного" в данном контексте означает, мед, полученный медоносных растений, произрастающих в горах, см. словари на сайте https://academic.ru/.
Таким образом, с точки зрения семантики сравниваемые обозначения будут вызывать в сознании потребителей различные смысловые ассоциации.
Визуально сравниваемые обозначения производят разное общее зрительное впечатление, поскольку, как было указано выше, заявленное обозначение и противопоставленные НМПТ включают разные слова, а также разное количество слов (заявленное обозначение и противопоставленные НМПТ "МЁДГОРНОГО АЛТАЯ").
С учетом изложенного коллегия полагает, что между сравниваемыми обозначениями имеется низкая степень сходства.
Вместе с тем, коллегией отмечает, что известность обозначений "АЛТАЙСКИЙ МЁД", "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ" установлена в связи с регистрацией этих обозначений в качестве наименования места происхождения товара (статья 1516 Кодекса), что является фактором, влияющим на вероятность смешения сопоставляемых обозначений.
Противопоставленное НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД" зарегистрировано в отношении товара "пчелиный мёд", противопоставленное НМПТ "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ" - в отношении товара "мёд", которые относятся к продукции пчеловодства, в то же время правовая охрана товарного знака по рассматриваемой заявке испрашивается в отношении следующих товаров 32 класса МКТУ "напитки на базе меда безалкогольные; напитки безалкогольные; напитки прохладительные безалкогольные", товаров 33 класса МКТУ "напиток медовой [медовуха]; напитки алкогольные смешанные, за исключением напитков на основе пива; напитки алкогольные, кроме пива", которые представляют собой напитки, которые изготовлены непосредственно на основе меда, либо включают в свой состав мед, в качестве составляющих ингредиентов.
Таким образом, поскольку указанные выше товары 32, 33 классов МКТУ относятся к продукции, изготовленной из меда и в состав которой могут, в качестве ингредиентов, входить мед, то, несмотря на низкую степень сходства сравниваемых обозначений, усиливается возможность ассоциирования НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД", НМПТ "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ" с заявленным обозначением в целом, и, следовательно, повышается опасность смешения заявленного обозначения и противопоставленных НМПТ.
Исходя из указанных выше обстоятельств, коллегия не имеет оснований для опровержения доводов экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 7 статьи 1483 Кодекса в отношении указанных выше товаров 32, 33 классов МКТУ.
В отношении остальных товаров 32, 33 классов МКТУ уточненного перечня коллегия полагает, что с учетом низкой степени сходства заявленного обозначения и противопоставленных НМПТ (1, 2) а также того, что обозначения "АЛТАЙСКИЙ/АЛТАЯ" не приобрели определенной репутации в отношении данных товаров, снижается опасность смешения заявленного обозначения и противопоставленных НМПТ (1, 2), следовательно, заявленное обозначение в отношении этих товаров может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Вместе с тем, как было указано выше заявленное обозначение в отношении всех товаров 32 ,33 классов МКТУ не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 19.01.2023, изменить решение Роспатента от 27.09.2022 и отказать в государственной регистрации товарного знак по заявке N 2021778427 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 мая 2023 г. по заявке N 2021778427/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru